Подготовка к введению темы урока. Чтение рассказа. - Ребята, посмотрите на доску: на ней зашифровано одно слово, попробуйте разгадать этот шифр. ОRБDЩQZЕWНFИGЕ - Как только разгадаете, поднимайте руку. - Итак, что же за слово было зашифровано? - Верно, общение! Именно так и будет называться новый раздел в нашем учебнике. СЛАЙД 2 Ребята, а что такое общение? СЛАЙД 3 Вот мы с вами сейчас общаемся? На перемене вы друг с другом общаетесь? А дома? Получается, что общение сопутствует нам везде: дома, в школе, на прогулке с друзьями. Но наверно существуют и какие-то правила, нормы общения, давайте узнаем! Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел. Что вам показалось наиболее интересным? А теперь я хочу поведать вам одну удивительную историю, так что слушайте внимательно! Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске. – Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. – Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его. – Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Толя снова стал обыкновенным мальчиком. - Заинтересовала вас эта история? - Что особенного запомнилось? - Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой? - А почему Толя все-таки решил, что невидимкой быть плохо? - Какой вывод можно сделать из этого рассказа? - Правильно! Сформулируем вывод так: человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. СЛАЙД 4 Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья. | Дети разгадывают шифр Отвечают: «Общение» Отвечают: «Общение – это обмен информацией, разговор …» Отвечают: «Да» Отвечают: «Да» Отвечают: «Да» Один ребенок читает вслух всему классу. Отвечают, опираясь на текст учебника. Дети слушают рассказ учителя. Ответы детей: «Да», «Нет», Примерный пересказ запомнившегося эпизода учениками. Ответы детей: «Ему не надо было отвечать на уроке …». Ответы детей: «Ему стало скучно, его никто не замечал, он не мог поиграть с друзьями …» Ответы детей: «Без общения человеку становиться скучно … человек не может без общения …» |
Работа по теме урока: беседа, работа по учебнику. - Чтобы понять, о чем мы будем говорить дальше, предлагаю вам посмотреть на презентацию (СЛАЙД 5) и послушать небольшое стихотворение: У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я! И кто же мы? - Верно, сегодня мы поговорим о семье. А кто мне может сказать, что такое семья? -Перелистните учебник на страницу 42 и прочитайте нашу тему. Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? Поставим вопрос по-другому: тема сегодняшнего урока – «Наша дружная семья». В семьях мы живем вместе, общаемся друг с другом, правильно? Нам нужно знать, как правильно вести себя со своими родными? А теперь давайте прочтем, что же мы будем делать, в учебнике. - Прочитайте вопросы ниже. В парах задайте их своему соседу и выслушайте ответы. - А теперь я задам вам эти вопросы, а вы мне на них ответите. - На своих партах вы видите конверты, откройте их. Внутри лежат перепутанные слова пословицы. Попробуйте ее собрать. Что получилось? СЛАЙД 6 Как вы понимаете значение этой пословицы? - Так и на нашей картинке в учебнике. Обратите внимание на рисунок ниже. Это семья Нади и Сережи. Давайте рассмотрим, сколько человек в этой семье? Перечислите. - Эта семья изображена веселой, гармоничной, каждый занят своим делом: мама и Сережа разговаривают о чем-то. Папа помогает Наде с уроками или что-то ей рассказывает. Как вы думаете, а что такое «культура общения»? - Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Нужна ли она в семье? - А как вы думаете, в каких семьях соблюдается культура общения? Верно! А какая она дружная семья? Согласна с вами. Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время. А теперь посмотрите на слайд (СЛАЙД 7), поднимайте руки, если вы так поступаете. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет? Вы часто говорите маме, что любите её. Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками. Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами. СЛАЙД 8 Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке. Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию. Игра-разминка А теперь давайте сыграем! Хлопни в ладоши тот, кто похож на маму кто похож на папу кто похож сам на себя у кого есть сестрёнки у кого есть братишки у кого есть и братишки, и сестрёнки у кого пока никого нет кто любит свою семью, дорожит ею О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них. Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно и счастливо. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили: «Пусть каждый напишет только одно слово, которое считает важным для счастья семьи». Написали по одному слову - Как вы думаете, какие слова написала эта семья? - Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы. - Сейчас я раздам вам листочки, где надо будет выбрать высказывания, которые помогают семье жить весело и счастливо. Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо? Поставьте рядом с высказыванием «+», если согласны. Помогать друг другу. Смотреть телевизор. Не убирать в комнате. Вместе отдыхать. Поздно вставать и поздно ложиться. Заботиться о младших сестрёнках и братишках. Помогать родителям, бабушкам и дедушкам. Просить купить себе игрушку. Поздравлять с праздниками. Рассказывать друг другу новости. Теперь, давайте проверим: я зачитываю высказывание, а вы хлопаете, если согласны. Помимо культуры общения в семье должно присутствовать уважение и внимательность к своим близким. Сейчас я прочитаю вам рассказ Валентины Осеевой «Печенье». Внимательно его послушайте. Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе. — Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки. — Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки: — Ровно... Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. — Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша. — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба... Хорошо ли поступили мальчики? Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо? Чтобы не стать похожими на Вову и Мишу всегда нужно быть внимательным и заботливым ко всем членам своей семьи. СЛАЙД 9 - Рассмотрите фотографии в учебнике на странице 43. Что на них изображено? Что из этого вы делаете в вашей семье? Как ты еще помогаешь своей семье? | Отвечают хором: «Семья!» Отвечают: «Семья – это люди, живущие вместе, родственники ...» Один ученик читает вслух: «Наша дружная семья». Отвечают на вопрос. Дети отвечают, выдвигают предположения. Обращаются к учебнику и отвечают: «Узнаем, что такое семейные традиции. Будем учиться оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми». Дети работают в парах, диалог: 1. Сколько человек в твоей семье? Как их зовут? 2. Как относятся друг к другу члены семьи? Дети собирают пословицу в правильном порядке. Отвечают: «Семья вместе и душа на месте» Отвечают: «Хорошо, когда вся семья собирается вместе» Отвечают: «4 человека: мама, папа, Надя и Сережа … еще собака и попугай …». Отвечают: «Культура общения – это когда люди не ругаются, дружелюбно общаются ...» Дети отвечают: «Конечно!» Отвечают: «В хороших, добрых, ДРУЖНЫХ». Отвечают: «В такой семье никто не ссорится, все добрые, любящие друг друга …» Дети поднимают руки, если согласны. Дети слушают легенду. Отвечают: «Любовь, забота, уважение …» Дети выполняют задание в парах. Дети отвечают: «Нет, нужно было поделиться с бабушкой и мамой». Отвечают: «Дети помогают взрослым, а взрослые помогают детям» Фронтальный опрос нескольких учеников. |