СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру Тема урока: «Наша дружная семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: «Наша дружная семья»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру Тема урока: «Наша дружная семья»»









Конспект урока по окружающему миру

Тема урока:

«Наша дружная семья»

проведенного во 2 В классе 138 школы

Олейник Александра Владимировна



















Санкт-Петербург

2017 год

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2В

Тема: Раздел «Общение». «Наша дружная семья»


Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний.

Цель: познакомить детей с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

Задачи:

  • Раскрыть понятие «семья», «традиции», «культура общения».

  • Развивать навыки работы в группах, общеучебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).

  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятие «семья», «культура общения», «традиции».

Понимать: значение общения в жизни человека.

Уметь: делать вывод на основе прочитанного или сказанного.

Применять: полученные знания о культуре общения в жизни.

Анализировать: ситуации взаимодействия людей с точки зрения культуры общения.

Синтез: составлять рассказ о семейных традициях.

Оценка: своего поведения, роли и обязанностей в жизни своей семьи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.

  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.

  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.

  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.

  • Развивать умение работать с разными видами информации.

Личностные:

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.

  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: литература, русский язык.

Основные понятия: общение, семья, культура общения, традиции.

Методы, технологии: беседа, игровые методы, обобщение, анализ.

Оборудование:

Для учителя: ТСО и презентация; учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть, А. А. Плешаков.

Для учеников: учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть, А. А. Плешаков; рабочая тетрадь на печатной основе; пенал; карточки с именами; раздаточный материал: пословицы, кружки для рефлексии.



Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Проверьте свою готовность к уроку: на парте лежат учебник, пенал, дневник, тетрадь и карточка с вашим именем. ..Садитесь.

Дети проверяют готовность к уроку, садятся на свои места.

  1. Подготовка к введению темы урока. Чтение рассказа.

- Ребята, посмотрите на доску: на ней зашифровано одно слово, попробуйте разгадать этот шифр.

ОRБDЩQZЕWНFИGЕ

- Как только разгадаете, поднимайте руку.

- Итак, что же за слово было зашифровано?

- Верно, общение! Именно так и будет называться новый раздел в нашем учебнике.

СЛАЙД 2

Ребята, а что такое общение?

СЛАЙД 3

Вот мы с вами сейчас общаемся?

На перемене вы друг с другом общаетесь?

А дома?

Получается, что общение сопутствует нам везде: дома, в школе, на прогулке с друзьями. Но наверно существуют и какие-то правила, нормы общения, давайте узнаем!

Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Что вам показалось наиболее интересным?

А теперь я хочу поведать вам одну удивительную историю, так что слушайте внимательно!

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.

Толе стало скучно, и он побежал домой.

Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

- Заинтересовала вас эта история?

- Что особенного запомнилось?

- Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

- А почему Толя все-таки решил, что невидимкой быть плохо?


- Какой вывод можно сделать из этого рассказа?

- Правильно! Сформулируем вывод так: человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.

СЛАЙД 4

Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.



Дети разгадывают шифр



Отвечают: «Общение»




Отвечают: «Общение – это обмен информацией, разговор …»


Отвечают: «Да»

Отвечают: «Да»

Отвечают: «Да»




Один ребенок читает вслух всему классу.

Отвечают, опираясь на текст учебника.


Дети слушают рассказ учителя.



























Ответы детей: «Да», «Нет»,

Примерный пересказ запомнившегося эпизода учениками.

Ответы детей: «Ему не надо было отвечать на уроке …».

Ответы детей: «Ему стало скучно, его никто не замечал, он не мог поиграть с друзьями …»

Ответы детей: «Без общения человеку становиться скучно … человек не может без общения …»


  1. Работа по теме урока: беседа, работа по учебнику.

- Чтобы понять, о чем мы будем говорить дальше, предлагаю вам посмотреть на презентацию (СЛАЙД 5) и послушать небольшое стихотворение:

У меня есть мама

У меня есть папа

У меня есть бабушка

У меня есть дедушка

А у них есть я!

И кто же мы?

- Верно, сегодня мы поговорим о семье.

А кто мне может сказать, что такое семья?

-Перелистните учебник на страницу 42 и прочитайте нашу тему.

Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Поставим вопрос по-другому: тема сегодняшнего урока – «Наша дружная семья». В семьях мы живем вместе, общаемся друг с другом, правильно? Нам нужно знать, как правильно вести себя со своими родными?

А теперь давайте прочтем, что же мы будем делать, в учебнике.



- Прочитайте вопросы ниже. В парах задайте их своему соседу и выслушайте ответы.

- А теперь я задам вам эти вопросы, а вы мне на них ответите.

- На своих партах вы видите конверты, откройте их. Внутри лежат перепутанные слова пословицы. Попробуйте ее собрать.

Что получилось?

СЛАЙД 6

Как вы понимаете значение этой пословицы?

- Так и на нашей картинке в учебнике. Обратите внимание на рисунок ниже. Это семья Нади и Сережи. Давайте рассмотрим, сколько человек в этой семье? Перечислите.

- Эта семья изображена веселой, гармоничной, каждый занят своим делом: мама и Сережа разговаривают о чем-то. Папа помогает Наде с уроками или что-то ей рассказывает. Как вы думаете, а что такое «культура общения»?

- Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе.

Нужна ли она в семье?

- А как вы думаете, в каких семьях соблюдается культура общения?

Верно! А какая она дружная семья?


Согласна с вами. Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.

А теперь посмотрите на слайд (СЛАЙД 7), поднимайте руки, если вы так поступаете. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?

  • Вы часто говорите маме, что любите её.

  • Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

  • Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.

СЛАЙД 8

  • Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.

  • Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.

Игра-разминка

А теперь давайте сыграем! Хлопни в ладоши тот,

кто похож на маму

кто похож на папу

кто похож сам на себя

у кого есть сестрёнки

у кого есть братишки

у кого есть и братишки, и сестрёнки

у кого пока никого нет

кто любит свою семью, дорожит ею


О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно и счастливо. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили: «Пусть каждый напишет только одно слово, которое считает важным для счастья семьи». Написали по одному слову

- Как вы думаете, какие слова написала эта семья?

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

- Сейчас я раздам вам листочки, где надо будет выбрать высказывания, которые помогают семье жить весело и счастливо.

Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо? Поставьте рядом с высказыванием «+», если согласны.

  1. Помогать друг другу.

  2. Смотреть телевизор.

  3. Не убирать в комнате.

  4. Вместе отдыхать.

  5. Поздно вставать и поздно ложиться.

  6. Заботиться о младших сестрёнках и братишках.

  7. Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.

  8. Просить купить себе игрушку.

  9. Поздравлять с праздниками.

  10. Рассказывать друг другу новости.

Теперь, давайте проверим: я зачитываю высказывание, а вы хлопаете, если согласны.

Помимо культуры общения в семье должно присутствовать уважение и внимательность к своим близким.

Сейчас я прочитаю вам рассказ Валентины Осеевой «Печенье». Внимательно его послушайте.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...

Хорошо ли поступили мальчики?

Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо?

Чтобы не стать похожими на Вову и Мишу всегда нужно быть внимательным и заботливым ко всем членам своей семьи.

СЛАЙД 9

- Рассмотрите фотографии в учебнике на странице 43. Что на них изображено?

Что из этого вы делаете в вашей семье? Как ты еще помогаешь своей семье?










Отвечают хором: «Семья!»


Отвечают: «Семья – это люди, живущие вместе, родственники ...»

Один ученик читает вслух: «Наша дружная семья».

Отвечают на вопрос.



Дети отвечают, выдвигают предположения.


Обращаются к учебнику и отвечают: «Узнаем, что такое семейные традиции. Будем учиться оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми».

Дети работают в парах, диалог: 1. Сколько человек в твоей семье? Как их зовут? 2. Как относятся друг к другу члены семьи?



Дети собирают пословицу в правильном порядке.

Отвечают: «Семья вместе и душа на месте»


Отвечают: «Хорошо, когда вся семья собирается вместе»




Отвечают: «4 человека: мама, папа, Надя и Сережа … еще собака и попугай …».



Отвечают: «Культура общения – это когда люди не ругаются, дружелюбно общаются ...»




Дети отвечают: «Конечно!»

Отвечают: «В хороших, добрых, ДРУЖНЫХ».

Отвечают: «В такой семье никто не ссорится, все добрые, любящие друг друга …»






Дети поднимают руки, если согласны.






















Дети слушают легенду.










Отвечают: «Любовь, забота, уважение …»





Дети выполняют задание в парах.



































Дети отвечают: «Нет, нужно было поделиться с бабушкой и мамой».




Отвечают: «Дети помогают взрослым, а взрослые помогают детям»


Фронтальный опрос нескольких учеников.


  1. Физкультминутка (1 мин)

- Поработали, теперь пора и отдохнуть!

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

  1. Работа в тетради

- Откройте ваши рабочие тетради на странице 24, упражнение 2. Что нужно сделать?

Приступайте!



Один ученик читает всему классу задание.


Дети работают в тетрадях на печатной основе.

  1. Продолжение работы по теме урока

- Помимо совместных семейных дел существуют еще и семейные традиции. Перелистните страницу учебника. На странице 44 есть текст «Семейные традиции». Сейчас я буду его вам читать, а вы следите по учебнику.

- Как вы поняли, что такое «традиции?»



О каких семейных традициях вы прочитали?

Какие традиции есть в вашей семье? Когда они появились? Что ты делаешь или можешь сделать для сохранения добрых семейных традиций?

Какой вывод мы можем сделать?

СЛАЙД 10

- А вот вывод, который над предлагает автор учебника: «Семейные традиции – великая ценность, наше духовное богатство. Их нужно бережно хранить».



Работа с учебником, работа с текстом.




Дети отвечают на вопрос, опираясь на текст учебника: «Традиции – это то в нашей жизни, что передается от одного поколения к другому, от старших к младшим».

Отвечают: «Семейное чтение, семейные обеды и походы».

Фронтальный опрос нескольких учащихся.



Отвечают: «В каждой семье есть свои традиции».

  1. Обобщение

- Итак, ребята, что же такое семья?

Какую семью можно назвать дружной?

Как проявляется в семье культура общения?

Приведите примеры семейных традиций.


Дети отвечают на вопросы.

  1. Рефлексия

- Теперь оценим свои достижения на уроке! Посмотрите на слайд (СЛАЙД 12): там вы видите три смайлика, выберите один из них, тот который описывает вас на сегодняшнем уроке и нарисуйте его на выданных вам кружках.

- Я думаю, что все уже справились с этим заданием. Поднимите руки те, кто нарисовал веселый смайлик, у кого все получилось.

- А теперь поднимите руки те, у кого что-то сегодня получалось сделать на уроке. Я думаю, что в следующий раз у вас все обязательно получится!

- Ребята, у кого сегодня вообще ничего не получалось, он был неактивен на уроке? В следующий раз приложите больше усилий и у вас обязательно все получится!


Дети рисуют выбранный смайлик.




Дети поднимают руки.

  1. Подведение итогов урока

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Какой раздел мы начали изучать?

Что нового вы узнали?

Как нужно себя вести по отношению к близким?


Дети отвечают на вопросы.

  1. Домашнее задание

Подготовить рассказ о самой любимой традиции в вашей семье.

(+ упр. 3 стр. 25 в тетради)





Дополнительные задания

  1. Домик мечты

- У каждого на парте есть лист с рисунком дома. Вам нужно будет построить дом своей мечты.

Прочитайте на слайде (СЛАЙД 11) слова под цифрой 1, 2, 3, 4 и запишите в окошечках те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая

2. Понимание, недоверие, любовь.

3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим.

4. Поддержка, взаимопомощь, вражда, злоба, недоверие.

- Проверим, что получилось. Какие же слова для своей семьи вы выбрали?

(у доски 2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи)

2. Стихотворение

Я сейчас вам прочитаю стихотворение. Внимательно его послушайте.



К дедушке и бабушке

Катя и Володя,

В гости на оладушки

в выходной приходят.

Внук Володя попросил:

– Дед, налей мне чаю.

Дед низко голову склонил,

– Плохо слышу я внучок,

не чета тебе я.

Я уже ведь старичок,

вот и слух слабеет.

Катя бабушке кричит:

– Ты не видишь, что ли,

Что солонка тут стоит,

на столе без соли?”

Кате бабушка в ответ:

– Я ведь вижу плохо,

Мне уже не мало лет,

помоги мне, кроха.



Вопросы для детей:

Что вам не понравилось в поступках детей?

Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?


Скачать

© 2019 3407 89

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!