Министерство Образования РД
МБОУ «СОШ№1»
Конспект урока
по окружающему миру
во 2 классе
по теме «Какие бывают животные»
Составила
учитель начальных классов
Фатахова Фарида Мирзегасановна .
Класс 2 «ж»
17.10.2019
Каспийск2019 г
Окружающий мир, 2 класс
Тема урока: Какие бывают животные.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.
Задачи:
1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;
2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование к уроку: презентация «Какие бывают животные», учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, картинки животных,
Ход урока
Организационный момент.
-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
2. Проверка домашнего задания.
-Сегодня мы с вами продолжим путешествие, а вот куда? Это вы узнаете отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.
- О чём эта загадка? (лес)
-Почему лес называют "лёгкими" планеты? (Лес - фабрика по выделению кислорода, он нужен для жизни всего живого)
- Из каких трёх ярусов состоит лес? (Деревья, кустарники, травы)
3. Сообщение темы урока.
- В лесу мы можем увидеть не только растения, а ещё кого-то.
- Сейчас вам предстоит отгадать загадки.
1. От него и кот бежит,
Он летает и жужжит.
Всем знакомый этот звук -
То зеленый, майский ... ЖУК
2. В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. ЛИСА
3. Зимой спит,
Летом ульи ворошит. МЕДВЕДЬ
4. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. СОМ
5. Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – УТКА
6. А в траве зеленой тихо
Скачет по травинкам лихо
Весь в зеленом человечек
Шустрый маленький … КУЗНЕЧИК
7. Живет в норке, грызёт корки;
Короткие ножки; боится кошки. МЫШЬ
8. Погоняемый кнутом,
Мчится в упряжи, потом
Травку щиплет целый день
Стройный северный … ОЛЕНЬ
- Как назовём их одним словом? (Животные)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О животных).
Тема нашего урока. Какие бывают животные.
-Все ли животные одинаковые? (Ответы детей)
-Какую цель мы поставим перед собой? ( По отличительным признакам распределить животных по группам)
.
- Сегодня нам нужно ответить на какие вопросы?
Какие бывают животные. Выделить отличительные признаки каждой группы животных
. 2. Находить новую для нас информацию.
4. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.
Приступим к выполнению первого пункта нашего плана
1. Узнаем на какие группы можно разделить животных.
Научимся выделять и сравнивать признаки групп животных.
На доске записаны слова необходимо найти лишнее слово в ряду
- окунь, щука, лягушка, карась;
– кузнечик, бабочка, черепаха, жук;
- медведь, лиса, жаба, заяц;
- воробей, голубь, змея, дятел.
Назовите кого вы выбрали.
- Чем покрыто тело? Где живут?
«Рыбы»
Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячик,
крохотные — с муравья и огромные — больше слона.
Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое.
По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.
— насекомые
- Сколько ног? Какой размер?
«Насекомые»
Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты.
Эти удивительные существа — насекомые. У нас четыре конечности — у них шесть. У нас два глаза, а у многих из них бывает ещё по три маленьких глаза на лбу. У нас орган слуха — уши — на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.
-Каких насекомых Никольского района ты знаешь?
— звери
- Сколько ног? Чем покрыто тело?
«Звери»
К зверям относятся очень разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны. Собаки и кошки, кроты и ежи, лошади и коровы, львы и тигры — всё это звери.
— птицы
- Сколько ног? Чем покрыто тело?
«Птицы»
Птицы — покорители воздушного океана. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.
Но не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать. И вообще птицам без
перьев не обойтись. Перья спасают птиц от ушибов, царапин, от холода и жары.
Ребята, как вы думаете , а к кому можно определить лягушку, жабу, черепаху, змею?
Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.
Земноводные
Найдите корень в слове «земноводные» (если дети не определят сами, то помогает учитель - «зем» и «вод»)- Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками. Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.
Пресмыкающиеся
- Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.
-Закрепим свои знания по учебнику на стр. 60
-Молодцы, вы все хорошо справились с заданием.
Первый пункт плана выполнили. Отметим его «+» на доске.
5. Физическая минутка
6. Закрепление пройденного.
-Закрепим свои знания по учебнику на стр. 60
-Рассмотрите рисунки на странице учебника 61.
-К каким группам мы их отнесём?(Ответы детей)
- Рассмотрим рисунок в учебнике на странице 61.
-Скажите, существует ли такое животное? (Нет)
-Давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?
- Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке)
- К какой группе относится белка? (звери)
- Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе)
- Вторая половина хвоста, верхняя? (петух)
- К какой группе относятся?
- Кому принадлежит крыло? (птице)
- Ноги? (кузнечику)
- К какой группе относится кузнечик? (насекомые)
- Молодцы, вы замечательно справились с заданием!
-Ребята, мы рассмотрели разные группы животных, а как мы должны себя вести по отношению к ним?
(Не обижать, не разорять птичьи гнезда, не убивать зверей, не подходить близко к хищным животным).
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую тему обсуждали? (Ответы детей)
-Назовите группы животных?
Закончите предложения.
-Я познакомился....
-Я выяснил....
-Мне понравилось...
-Мне не понравилось....
-Было интересно....
-Было скучно....
-Я узнал....
-Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы. Со своей работой справились хорошо!
10. Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике стр. 60-64.