Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема : «Наша дружная семья».
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
ЦЕЛИ УРОКА:
Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции», «культура общения».
Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).
Дидактическое обеспечение. Презентация, учебник.
Форма использования мультимедийного оборудования. Проецирование на экран при фронтальной работе с классом
ОБОРУДОВАНИЕ:
толковые словари С. И. Ожегова;
компьютер, мультимедиапроектор;
карточки со словами: «семья», «родство», «традиции»;
листы с рисунком дома;
«Чудо-дерево» ;
большое солнце – макет тепла семьи;
набор ладошек «Моя семья»;
музыкальное сопровождение.
Ход урока:
I. Организация класса (слайд 1)
- Доброе утро, ребята. Сегодня на урок я пришла с хорошим настроением, потому что ждала встречи с вами.
Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. А теперь давайте поприветствуем всех нас.
П овернемся и поздороваемся с гостями.
Проверим готовность к уроку. На столах…
II. Подготовка к введению темы урока
- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…
-Что вы видите? ( на доске изображение дома)
-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Почему вы так решили?
III. Сообщение темы урока. (слайд 1)
- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья».
Учебные задачи (слайд 2)
-Как вы думаете, что мы узнаем на уроке и какие учебные задачи поставим?
-Сегодня на уроке:
- Уточним понятие «Семья», «традиции», «родство».
- Узнаем правила общения в семье.
-Назовем признаки дружной семьи.
-Посадим необычное дерево.
IV. Формирование новых знаний и умений. (слайд 3)
Загадки ( слова отгадки прикрепляем в виде облачков)
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.( Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)
1
мама
. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2
папа
. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И
дедушка
беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4
бабушка
. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5
Брат(сын)
. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В
сестрёнка
семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7
тётя
. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
8. К нам приехал папин брат.
В
дядя
стрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
- В какую группу можно объединить все эти слова и назвать общим словом (семья).
-Как по другому можно назвать этих людей. Кем они приходятся друг другу? (родственники)
2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 4
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.
-Будем работать по группам. Одни группы составляют слова из отдельных букв, другие группы получат слова, которые нужно расшифровать и найти их толкование в словаре, а также некоторые ребята соберут, разрезанную на слова, пословицу.
(«Когда семья вместе, так и душа на месте».)
Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.
Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.
Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- Прошу группы назвать получившиеся слова и зачитать их значение.
Проверка по слайду
После проверки Берязников Алекей, Мартынов Дмитрий и Новожилов Дмитрий рассказывают о традициях своей семьи.
Признаки дружной семьи (слайд 5)
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
Учитель записывает ответы на доске(2, 3, 5, 7,8). Идет проверка по слайду.
4. Работа с учебником (слайд 6)
- Обычно в дружных семьях взрослые помогают детям, а дети взрослым. Откройте учебники на стр.43 и, глядя на фотографии, назовите какую помощь оказывают друг другу члены семьи Нади и Серёжи.
Ответы детей.
5.Знакомство с семьями одноклассников (слайд 7)
- Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, в нем тепло и уютно всем.
Сейчас ребята расскажут нам о своих семьях, а символ ваших семей «ладонь с гербом семьи» мы повесим на наше чудо-дерево (чтение сочинений «Моя дружная семья»).
Послушаем Зарипову Ульяну и Петлякову Софью.
– У вас у всех замечательные дружные семьи.
V. Физминутка. (Пащенко Даниил)
За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба)
Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, надо много напилить (движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печке, их разрубим на дощечки (движения дровосеков)
А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны)
После тяжкого труда надо посидеть всегда (садятся за парты)
VI. Продолжение работы.
Вернёмся к учебнику ( стр. 42) (слайд 8)
-Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.
«Человек не может…»
-Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.
-Подумайте, что такое «культура общения»?
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку - это культура общения (слайд 9).
2. Упражнение «Продолжи предложение» (слайд 10)
Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые сейчас появятся на доске.
Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая… - Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … - Я желаю своим близким …
- После таких приятных слов, хочется сделать что-то доброе. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его… «Дом моей мечты»
4. Дом моей мечты (слайд 11)
-Ребята, мы сейчас будем работать в парах. На каждом столе лежат домики и карточки со словами. Напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
Проверка по слайду: -Какие слова вы использовали?
п онимание |
раздражение |
в ражда |
любовь |
в заимопомощь |
ссора |
радость |
безразличие |
уважение |
наказание |
VII. Обобщение (слайд 12)
Закончите предложения
- Сегодня я узнал(а)…
-Мне понравилось…
– Урок заставил меня задуматься…
VIII. Рефлексия
На партах у вас лежат бумажки со стикерами разных цветов. Зеленый - работал отлично, доволен собой. Синий - работал хорошо доволен собой. Красный - мог бы работать значительно лучше.
Прикрепим стикеры на наше солнышко и посмотрим какие цвета преобладают.
IX . Домашнее задание: (слайд 13)
Дома попробуйте создать древо жизни своей семьи.
Внизу, посредине вы пишете свое имя.
Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя.
Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку.
Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д.
А там, где останется место, напишите рассказ из 5 предложений о своей семье.
X. Пожелания учителя
Я хотела бы пожелать всем нам — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в каждой стране. На всей нашей планете.
Спасибо за урок!