Конспект урока по окружающему природному миру
Тема: «Насекомые»
Цель: Познакомить с представителями животного мира – насекомыми.
Задачи:
Образовательные: дать понятие «насекомые»; уточнить их характерные признаки; учить определять насекомых по совершаемым ими действиям;
Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать ВПФ, речь, словарный запас детей, мелкую и общую моторику.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе и их обитателям.
Ход урока
1)Эмоциональный настрой:
Добрый день! Солнцу и птицам
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Пожелайте друг другу глазками успехов на сегодняшний день. И я желаю вам успехов сегодня.
2) Календарь. Приметы весны (Появляются насекомые)- работа в парах.
3) Сообщение темы
- Какой урок? (фильм начало до 00:50)
- Сегодня на уроке природный мир, мы продолжаем знакомиться с животными.
- Но сначала сделаем артикуляционную и пальчиковую гимнастику:
1 «Толстяк» (щёки надуваем, кулачки сжимаем)
2 «Худышка» (щёки втянуть, смыкаем впереди ладошки)
3 «Дудочка» (пальцы – щепотки)
4 «Заборчик» (пальцы растопырены)
5 «Лошадка» (цоканье и стук пальцами по парте)
- Послушайте стихотворение и определите тему урока:
Слайд 1
По весне мы заскучали.
На полянку всех позвали
Наших маленьких знакомых
Самых разных …(насекомых)
- Тема нашего урока «Насекомые». Мы узнаем кто такие насекомые, постараемся запомнить их основные признаки.
4)Основная часть
(продолжение фильма до 02:27) Беседа по фильму (Насекомых на земле много? Где их можно встретить? Они полезны или вредны?)
Слайд 2
Фея к нам пришла лесная.
Чтоб проверить, как мы знаем
Внешний вид их и повадки,
Загадает нам загадки. (Загадка – картинка - слово)
Как жужжу я жарким днем,
Слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом,
Знают все меня! Я – … (муха)
Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском. Мухи бывают большие и маленькие. Обычно мы встречаемся с комнатной мухой. Она очень опасна и переносит много разных инфекций. Мухи – вредные насекомые. У мух в природе много врагов: птицы, различные животные, например, лягушки.
Летит – пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар)
Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером. Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни. Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел…(бабочка)
Лесная «коровка»,
Черная головка,
Крылья — красные,
на крыльях точки-пятнышки. (Божья коровка) Божья коровка – яркая и красивая, она хищник, которая поедает личинки тли и является врагом для других вредителей сада. Полезное насекомое.
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (муравей) Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым. Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок.
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела) Пчела – летающее насекомое, близкая родственница осы и муравья. Кушают пчелки цветочную пыльцу и нектар. Нам они также известны по сладкому меду. С самых древних времен пчелок уважали и почитали их труд. Это полезное насекомое.
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по полям. (Кузнечик) С кузнечиками знакомы, конечно, все, в зеленой травке – зеленые кузнечики, а по дорогам скачут – бурые. Видов кузнечиков много, но все они очень похожи друг на друга. Кузнечика мы узнаем по тонким ножкам и усам, по длинным и ровным крылышкам, при помощи которых они стрекочут. А ещё здорово смотреть, как прыгают эти насекомые: подпрыгивают высоко-высоко, а потом при помощи крыльев парят в воздухе как парашютисты.
Игра «Подбери картинки» (к словам подобрать соответствующее насекомое)
Слайд 3
- Кто ж такие насекомые? (Насекомые — шестиногие животные. У них есть крылья, а тело делится на голову, грудь и брюшко.) Разбор строения насекомых.
Игра «Достань, определи» (волшебный сундучок: на ощупь определи, есть ли у него ноги, кто это? посчитать количество ног)
Вывод: паук – не насекомое.
Физ-ка (движения под песню «В траве сидел кузнечик»)
Упражнение «Кто что делает?» Сейчас я посмотрю, как вы знаете, что могут делать насекомые.
Порхает (кто) - …. (Бабочка)
Прыгает (кто) - … (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед, кусает, летает, жужжит.
Игра «Определи на слух» (по звуку определить насекомое)
Упражнение «Найди тень», «Собери насекомое» Индивидуально-дифференцированный подход.
Слайд 5 Зарядка для глаз
Слайд 7 Игра «Один – много»
Муравей один, а много… (муравьёв)
Пчела одна, а много… (пчёл)
Бабочка, а много … (Бабочек)
Слайд 8 Упражнение «Кто где живёт?» Групповая работа
5) Обобщение изученного Слайд 9 Стихотворение «Насекомые весной…»
6)Итог: работа по схеме (пиктограмме) составления рассказа Слайд 10
- Про кого мы сегодня говорили? Какого размера, цвета бывают насекомые? Назовите части тела.
- Мы различали их по звукам? Узнали чем они питаются? Где живут? Как передвигаются?
- А зимой мы видим насекомых? Они нам и природе необходимы? (кто-то из них считается вредным, кто-то полезным, но все они необходимы в природе)
7)Рефлексия
- По этой схеме, мы будем учиться рассказывать о разных насекомых.
- А вы хотите узнать, о каком насекомом мы будем говорить на следующем уроке? Сложите картинку и определите. Игра «Собери картинку» (бабочка) Групповая работа.