СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ "Чудо

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает детям понять, что необходимо совершать добрые поступки

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Чудо»

Этап урока




Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.


Слайд 1

Начинаем урок добра.


Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

                         

     


2.Актуализация знаний.







Слайд 2

Подумайте, какое слово пропущено в четверостишье?

Когда ты делаешь _______

Тебе становится легко

Легко творить,

Легко любить,

Легко – легко на свете жить!

Зачем творить добро?

Зачитайте, какую главную мысль вы выделили в тексте учебника (стр.69)

Каждый христианин стремиться делать добро. А разгадав кроссворд вы узнаете, что еще присутствует в жизни христианина.









-Что присутствует в жизни христианина?

Постарайтесь определить тему нашего урока. СЛАЙД 3

- Какие вопросы вы бы задали по данной теме?

Знакомство с новой темой должно пройти по плану.

Постарайтесь определить последовательность изучения новой темы. Слайд 4

_ Что такое чудо? Слайд 5

Узнаем лексическое значение слова «чудо» из дополнительных источников информации.

Слайд 6







Какое из этих определений будет более близко с точки зрения верующего в Бога человека?



Добро





Ответы детей

Христиане благодарны за подвиг Христа, за Его жертву, поэтому добры к людям

Христианин ищет радость для своего сердца

Разгадывание кроссворда

  1. Качество человека, необходимое в общении с другими людьми (честность).

  2. Качество человека, необходимое в любом деле (усердие).

  3. Антоним к слову «зло» (добро).

  4. Как переводится с греческого языка слова «икона» (образ)



(Чудо)

Чудо в жизни человека (запись темы в тетрадь)





Ответы детей

Что такое чудо?

Какие бывают чудеса?

Какой человек может встретить чудо?

Чему нас учат чудеса?



Задание для 1 группы:

Используя информацию из Советского энциклопедического словаря, познакомься с лексическим значением слова «чудо».

Задание для 2 группы:

Используя словарь Даля В.И., найдите лексическое значение слова «чудо».

Задание для 3 группы:

Используя Интернет-ресурсы, найдите лексическое значение слова «чудо» из словаря Ефремовой Т.Ф.

Из Советского энциклопедического словаря

Запись определения в тетрадь

3. Формулирова-ние проблемы, темы урока, планирование деятельности.


Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «чудо».

Составление кластера.

П рикрепить на доску таблички




Зачем даны три понятия: «Чудо», «Волшебство», «Колдовство»?

Запишите эти понятия в тетрадь

Волшебство, магия, фокус, колдовство, чародейство…













Ответы детей

Чтобы сравнить понятия, найти отличия.

4.Совместное «открытие» новых знаний.





Скажите одним словом, что несет в себе чудо?

А колдовство?

Где мы встречаемся с волшебством?


Работа с кластером.




А в настоящей жизни чудо может произойти?

О чуде в жизни семьи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прочитаем в учебнике на странице 70. Слайд 7

-Что с вашей точки зрения было чудесного в данной истории?

- А как вы думаете, почему чудо свершилось в этой семье?

-Найдите подтверждение этого в данной истории.

- А что такого делал в своей жизни дед Кирилла, что Бог послал его семье такое чудо?


Как вы думаете, кто совершил это чудо?

Кто по-вашему, может быть творцом чуда? Для христианина чудо по-своему логично, если есть Бог, а мир и его история – это книга, которую пишет Бог. Следовательно, Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.

Слайд 8. Запомните: Для верующих людей чудо- это не обязательно видение ангела.

Слайд 9. Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком, который может помочь в трудной ситуации.

Кто совершает Волшебство?

Кто совершает Колдовство?

Р абота с кластером.






Всё, что связано с Богом есть чудо. Посмотрите, может ли в математике «1=3»?

Найдите 3 абзац статьи учебника на с. 70

-Что христиане считают чудом в своей жизни?

Бог свободен от законов школьной арифметики, потому что Бог один, но в нём совмещены три лица.

Слайд 10. Переведём это равенство на библейский язык. Запишем.

Бог = Отец, Сын, Дух Святой. Тайна Святой Троицы невместима человеческому разуму.

Святых Кирилла и Мефодия, которые проповедовали христианство нашим предкам славянам спрашивали:

-Как вы можете верить в единого Бога и в то же время говорить, что Он Святая Троица?

Кирилл отвечал: « Разве вы не видите одного солнца на небе? Оно одно, но солнцем мы называем солнечный круг, солнечное тепло, солнечный свет». Слайд11

- В библии содержится множество историй о чудесах, которые сотворил Иисус. О некоторых мы уже говорили раньше. Слайд12

- Какова главная черта этих чудес?

-Такие чудеса, относят к сверхъестественным Слайд 13

Вы будете работать в группах

- Расскажите, о чем прочитали

- Сделайте вывод, можно ли описанное явление назвать чудом? Почему?




Выбирается в каждой группе ученик, который будет, руководит работой группы









Назовите, о каких чудесах идет речь в стихотворении Кадановой Тамары Ивановны «Давай поговорим о чудесах»

- Как вы думаете, что это за чудеса?


Такие чудеса - естественные

Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся об этом и не замечаем их.

Слайд А ведь солнце, рассвет, северное сияние, радуга на небе. Это тоже ведь чудо?

- Их может сотворить сам человек?

-Как же Бог творит чудеса? Представьте себе, что вы неожиданно попали в современный мир из 18 века. Посмотрите на компьютер, выполняющий огромное количество операций, или операция на сердце, где хирург спасает жизнь человека, заменяя больное сердце искусственным. Разве это не чудеса? А ведь эти «чудеса» - не результат какого-то сверхъестественного вмешательства, они дело рук человека, использовавшего данные ему Богом способности, чтобы действовать в рамках законов природы.

СЛАЙД

- Какие бывают чудеса?


- Как вы думаете, для чего дается чудо Господом?


Работа с кластером.

Ради чего, какого чувства Господь являет человеку чудо?

Чудеса Бога – это такие чудеса, в основе которых лежит любовь и сострадание к человеку.


Зачем совершается колдовство?









Узнайте литературных героев, с которыми мы встречались на уроках литературного чтения в 4 классе.

Слайд

Подумайте, какой из этих героев связан с чудом, волшебством и колдовством?


Почему именно с Варфоломеем случилось чудо?

То есть, Варфоломей обладал христианскими добродетелями. Он не просто был добрым, а проявлял добро к другим людям.

Найдите определение слова добродетель.

Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам.

Слайд .

Хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для других



Главные христианские добродетели -

вера, надежда, любовь. ( Слайд)

Добро

Зло.

В сказке.











Ответы детей

Чтение статьи учебника


Неожиданное появление мешка с мукой.

- Т.к дед Кирилла надеялся, что Бог не оставит его семью в беде.

Волос не упадёт с вашей головы…

- Боролся за сохранение православной веры.




Бог

















Волшебник, фея

Колдун

Запись в тетрадь.








Ответы детей

Чтение статьи







Работа в Рабочей тетради

Бог Отец, и Дух, и Сын, -

Три Лица, а Бог – Един!





















Хождение по воде, воскрешение Лазаря, превращение воды в вино

- Невозможность объяснить эти чудеса и совершить что-то подобное обычному христианину

1 группа

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи происходит снисхождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня.

2 группа

Мироточе́ние — явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги на иконах и мощах святых.

3 группа

Нетленные мощи - останки христиан, причисленных после смерти к лику святых, являющиеся объектом религиозного почитания в исторических церквях (Спиридон Тримифунский)

Прослушивание стихотворения «Давай поговорим о чудесах»

О красоте природы, о даре жизни и чувств человеку

Чудеса природы



Ответы детей








Бог творит чудеса сам и через людей























Ответы детей (дать людям знак, наградить за добро) Бог для укрепления веры постоянно посылает нам чудеса

Бог говорит с нами.

(любовь)

(получить власть, материальное обогащение)








Ответы детей (отрок Варфоломей, царица из сказки «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», Конёк-Горбунок

Ответы детей:

Варфоломей (чудо)

Царица из сказки «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях» (колдовство)

Конёк-Горбунок (волшебство)

Ответы детей (трудолюбив, он верил, стремился, надеялся, желал, был добрым…)

Добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств человека.











СОФИЯ и ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ(сообщение)


5.Самостоятель-ное применение знаний.




Сейчас применим полученные знания и поработаем в группах.








Работа в группах

Задание для 1 группы:

Составить информационную карту слова «Чудо»

(Приложение 1)

Задание для 2 группы:

Работа с притчей методом «Пирамида мыслей»

(Приложение 2)

Задание для 3 группы:

Составить три вопроса по тексту учебника, используя таблицу «Вопрос к тексту»

(Приложение 3)

6.Итог урока. Рефлексия.

Оценивание учащимися собственной деятельности.


- Что такое чудо?

Вы согласны с моим утверждением, что рождение ребенка – настоящее чудо?

Слайд


Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения, выбери ответ.

Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.

Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.


- Чему нас учат чудеса?

Какие чудеса происходили в вашей жизни?

-Какое чудо (доброе дело) можете совершить вы?

А вот примеры чудес, которые совершают добрые, верующие люди.

Благотворительные акции Обыкновенное чудо, Добро, День добрых дел (сбор средств больным детям )

Слайд Многие люди берут в свои семьи детей из детских домов

Ответы детей







Ответы детей.





Работа с интерактивной доской













Благотворительная акция "Добро своими руками" сделать поделки и посетить больницы.

7. Домашнее задание

Обсуждение и запись домашнего задания.


Обязательное

- Прочитай текст учебника на страницах 70-71.

Составь словарик по материалу данного урока.

По желанию

- Посмотри м/ф - притчу «Это мой выбор»,

http://www.youtube.com/watch?v=rtxAz4MEJgQ

Составь «Пирамиду мыслей» по данной притче. Слайд

По традиции в конце урока мое доброе напутствие вам, мои ученики. Ребята, помните, что чудеса приходят к добрым людям




























Каданова Тамара Ивановна

Давай поговорим о чудесах.
Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.
Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.

О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
Ив плачущих, волнительный наряд
Над безупречной красоты рекой...

Я каждый раз о чуде говорю,
Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.

Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам - жить, любить, и говорить
Возможность. Да еще и думать.

Все реже говорим о красоте.
Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах - твержу, твердил и буду.

























Сошествие Благодатного Огня

Это событие происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскре­сения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут им­ператором Константином и его матерью царицей Еле­ной в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.

Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведен­ной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом он молит Бога о ниспослании СВЯТОГО ОГНЯ. И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голу­боватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и наро­ду

В начале Благодатный огонь имеет особые свойст­ва — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей ту­шить свечи, но ликование продолжается.

2. Чудеса после смерти.

Когда останки Спиридона извлекли из могилы, удивлению присутствующих не было предела. Несмотря на то, что тело пролежало в земле много десятков лет, оно совершенно не изменилось - словно святой старец был похоронен вчера. У него были целы зубы и волосы, отлично сохранилась кожа, можно было без труда распознать черты лица.
Когда мощи были помещены в Константинополе в специальную раку, обнаружилось, что святой продолжает совершать чудеса. Множество паломников, помолившись перед ракой и прикоснувшись к мощам, получили исцеление.
Рака с мощами святого находится в храме на самом виду, она вся обвешана золотыми и серебряными украшениями - дарами тех, кому помог святой. Это вместилище реликвии заперто на замок: хранитель открывает его только для православных туристов, а католикам разрешается поцеловать лишь саму раку.
Сквозь стекло можно очень хорошо рассмотреть лицо святого. Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и белоснежные зубы. Кожа немного сморщена и потемнела, но сохранила свою форму.
Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное - одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают - святого в раке просто нет, он ходит по острову.
Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу.





Иверская Монреальская икона Божией Матери

В 1981 году на Святой Горе Афонской греческий монах о. Хризостомом сделал список с Иверской Вратарницы, которому суждено было стать одним из самых дивных свидетельств благодатной помощи Божией Матери людям в ХХ веке.
В ночь на 24 ноября 1982 года Иосиф проснулся от сильного благоухания и подумал, что оно исходит от мощей или от разлитого флакона духов. Но когда он рассмотрел Афонскую икону, то понял, что произошло нечто удивительное – вся она была покрыта благоуханным миром.Икону отнесли в храм. Она источала миро постоянно, кроме дней Страстной седмицы. В Вербное воскресенье икона как бы высыхает и снова начинает мироточить в Великую Субботу, в преддверии Пасхи. 

Миро обычно появлялось во время молитвы или вскоре после нее, в количестве, зависящем от события или молитвенного усердия присутствующих. Это чуде XX века. Особый осмотр части верхнего края иконы показал, что образ написан на обыкновенной деревянной доске, не содержащей внутренних полостей и посторонних включений.
Чудотворный образ постоянно путешествовал по православным приходам и побывал во многих странах Везде, где появлялась икона, совершались многочисленные исцеления душевных и телесных недугов