Основы религиозных культур и светской этики
Тема «Уметь понять и простить»
Цель: подвести к осознанию необходимости понимания и прощения обид в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты:
личностные:
- формировать представление о прощении;
- понимание значимости умения прощать и просить прощения;
- оценка своих поступков;
- развитие умения работать в группе;
регулятивные УУД:
- формирование умения преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками и родителями во внеучебной деятельности;
- формирование готовности к преодолению трудностей;
- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность;
познавательные:
- развитие любознательности и познавательной инициативы;
- развитие умения выделять главное;
- развитие умения осознанно строить речевой высказывание;
- работа с информацией;
- постановка и решение проблемы;
коммуникативные УУД:
- умение отвечать на поставленный вопрос;
- умение выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения;
- умение вступать в диалог;
- умение аргументировать свои высказывания;
- четко выражать свои мысли;
- умение слушать собеседника.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2. Актуализация знаний.
Наш урок хотелось начать рассказом об одном зверьке.
Зверёк, именуемый обидой, совсем не опасен, если не обращать на него внимания и проходить мимо, не пытаться приютить юркого зверька. Обида вольна ходить там, где ей хочется и сама к вам не подойдёт.
К сожалению, не все проходят мимо зверька, некоторые жаждут заполучить его себе, а позже понимают, что не стоило этого делать. Обида мигом проникает в человека, а человек в свою очередь чувствует всю горечь обиды на себе.
Зверюшке становится тесно в человеке и он кричит от страха и просится наружу, где сможет вновь вольно гулять там, где ему вздумается. Жаль, люди не могут разобрать внутренние слова обиды. Но есть те немногие, которые тут же отпускают зверя, пока он не прижился, это самый верный и лёгкий способ расстаться с ним, когда вы к обиде не привыкли.
Но есть такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно думают о ней, заботятся… А ей всё равно не нравится в человеке.
Она крутится, ищет выход, но так как у нее зрение плохое, сама выход найти не может. Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже… Сжался весь, и ни за что не выпускает обиду.
-О каком зверьке идет речь? Чем опасен этот зверек? Что же происходит дальше, как вы думаете?
А зверёк-то голодный, кушать хочется – вот и начинает потихоньку кушать, что найдет. И человек чувствует это. То там заболит, то здесь… Но не выпускает человек из себя обиду. Потому что привык к ней. А она кушает и растёт… Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и гложет. Так и говорят: «Обида гложет».
И в конце концов прирастает к чему-нибудь в теле человека и против своей воли становится его частью. Слабеет человек, хворать начинает, а обида внутри продолжает расти… И невдомёк человеку, что только и надо — взять и отпустить обиду! И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.
Какой вывод можно сделать?
Мораль: Обида — это состояние души. Хищник всегда чувствует слабого и нападает именно на него.
3.Словарная работа.
-Как вы понимаете значение этого слова обида?
Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением./ Словарь русского языка. С.И.Ожегов/
- Ребята, а вы в жизни испытывали чувство обиды? Что вы чувствовали?
- Всегда ли обидчик просил у вас прощение?Есть замечательное стихотворение, которое прочитает нам Давид.
«ТРУДНОЕ СЛОВО»
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то, что понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
4.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Почему это слово трудно сказать, слышать, понять?
-Как вы понимаете слово «простить»?
Простить – забыть вину, обиду.
-Как вы думаете, что мешает человеку простить другого?
Работа в парах.
-Посоветуйтесь, определите и выпишите качества характера, которые мешают простить другого человека.
Досада
Порядочность
Агрессия
Доброта
Любовь
Раздражение
Уважение
Гнев
Вдохновение
Интерес
Презрение
Ненависть
Обида
Зависть
Сердечность
Ненависть
Любовь
Взаимопонимание
Равнодушие
Радость
Ревность
Страх
Счастье
Успех
Зачитайте их. Кто согласен? Это хорошие качества характера? Давайте их уничтожим, чтобы не оставалось в наших сердцах ничего плохого.
5.Определение темы и целей урока.
Как вы думаете, какая тема нашего урока. ( Уметь понять и простить.)
Какие вопросы вы бы хотели обсудить? Что вас волнует?
1. Выяснить, что мешает человеку простить обидчика.
2. Всегда ли можно прощать?
3. Научиться просить прощение.
4. Научиться прощать.
6. Работа над новым материалом.
Как называется отношение человека к человеку, когда он умеет прощать?
-ГУМАНИЗМ
У вас было домашнее задание записать толкование этого слова. Что обозначает данное слово?
- Работа по учебнику- с.111.
Прочитайте, что такое гуманизм.
-Давайте проанализируем следующие ситуации. Работа по учебнику стр.111-112.( Разбор ситуаций по рядам)
-Всегда ли вы с пониманием относитесь к родителям и близким вам людям, всегда ли проявляете гуманность в отношениях с ними?
(работа по учебнику с.112-2-3 абзац)
Величайший гуманист, простивший даже своего убийцу, Махатма Ганди писал:
"Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают».
7. Каждый человек совершает поступки, которые могут быть ошибкой. Нельзя прожить жизнь не совершая ошибок, но очень важно научиться быть справедливым в оценке себя и своих поступков. Совершая ошибку необходимо признавать ее, необходимо помнить и о том, что другой человек совершающий ошибку и признавший её должен быть прощён.
-Работа по учебнику –с.113, прочитайте 1 абзац.
Что же зависит от вас?-прочитайте 3 абзац.
8.Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.
ПРОСТИ.
П – понимание
Р – радость
О – открытость, откровенность
С – сострадание, стыд
Т – терпение
И – искренность, избавление
9. Группа « Знатоки медицины».
Обиды нелегко простить. А жить с обидой легко?
Послушайте группу « Знатоки медицины». Они подобрали информацию по этому вопросу.
1 ученик.
- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:
1. Учащается сердцебиение;
2. Затуманивается разум;
3. В кровь начинают поступать вещества, которые настраивают человека против другого. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека.
2 ученик.
1.Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение. Он может заболеть и даже умереть.
2.Обида накапливается и запускает механизм разрушения организма, а это может дать толчок к развитию раковых клеток.
Я думаю эта информация убедила вас, что умение прощать необходимое умение, хотя бы для сохранения своего здоровья.
9. Игра «Учимся просить прощение» -попросите прощение друг у друга ,передавая сердечко.
(Сердце с надписью «Прости» передают и просят прощение)
Я должен извиниться перед тобой! Не держи на меня зла!
Поверь, я искренне раскаиваюсь!
Я был не прав!
Отпусти мне мои грехи, прости меня!
- Просить прощение трудно, но научились это делать и всегда будем так поступать.
11. Подведение итогов.
Учитель: Как вы думаете, есть ли средство, которое поможет восстановить разрушенные отношения?
Ученик: Нужно помириться. Перестать обижаться друг на друга.
Нужно извиниться, попросить прощения.
12.Рефлексия
На сердечках, которые лежат на ваших столах, напишите слова, которые вы хотели бы услышать от тех, кто когда-то вас обидел.
- Представим себе мысленно этого человека и подарим ему это сердце. Отпустим все обиды(на доске большое белое сердце, дети крепят на него свои получившиеся сердечки, сделанные из самоклеящейся цветной бумаги).
Получилось большое горячее сердце, способное прощать.
Поистине доброе, милосердное сердце просто не сможет держать обиду в себе – оно прощает, отпускает обиду.
Пусть у всех у нас в жизни будет больше добра и света! Прости, и твоя душа будет светлее.
Памятка.
Ребята, запомните!
Каждый может совершить ошибку.
Совершив ошибку, умей её признать.
Прости, и будешь прощён.
Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
Дополнительный материал
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощеным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.