Тема «Труд и творчество».
Цель:
-сформировать представление о христианском понимании труда;
-познакомить с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;
-создать условия для обогащения нравственного опыта детей.
Планируемые результаты
Предметные УУД
-Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-Осознать, что христианский труд воспринимается человеком как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя;
-Усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека.
Метапредметные:
Познавательные
-Обсуждать проблему, находить пути её решения;
-Уметь давать оценку своему поведению в повседневной жизни;
-Признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Регулятивные
Аргументировать свою точку зрения;
Атого, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя.
-Анализировать информацию, представленную в разных формах;
-Аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные
-Работать в группах;
-Слушать и слышать друг друга.
Личностные
Анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях;
-Формировать бережное отношение к труду как духовной ценности.
Используемые технологии: технология сотрудничества; здоровьесберегающая технология.
Методы:
Иллюстративный
Беседа
Самоконтроль
Формы организации детей:
Коллективная, групповая
Фронтальное взаимодействие
Виды деятельности:
Обсуждение нравственных ситуаций
Работа с пословицами
Словарная работа
Формы организации работы учителя:
Объяснение
Наблюдение за работой обучающихся
Анализ работы обучающихся
Контроль за выполнением заданий.
Тип урока: открытие новых знаний.
1.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
1.Объясните значение слов «подвиг», «жертва», «подвижник».
2. Что значит и приведите примеры.
а) подвиг ради себя
б) жертва ради другого человека
в) жертва Богу.
3.Какой мир труднее изменить внешний или внутренний?
4. Приведите примеры.
(Изменить свои взгляды на жизнь, свои привычки. Отказаться от лени, зависти, страха ).
2. Работа по теме.
1)-Послушайте стихотворение
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
-О чем стихотворение? (о труде)
Сообщение темы урока
И тема нашего урока «Труд и творчество»
2)Беседа-рассуждение
-Что значит «труд физический», «духовный труд», «интеллектуальный труд», «коллективный труд», « индивидуальный труд»?
3)Составьте пословицы о труде
Всяк человек по делу познается.
Делу время - потехе час.
Без труда хлеб не родится никогда.
Глаза облюбовали, руки сделали.
Дело мастера боится.
Горька порой работа, да хлеб сладок.
4)Объяснение нового материала.
Учебник стр.90-95
- Какую роль в жизни человека играет труд?
Жизнь человека- это постоянное движение. Каждый день приносит что -то новое и удивительное. Каждый день человек создаёт что-то вокруг себя и внутри себя. Но нельзя ничего создать, если не потрудиться, не преодолеть трудности. Труд требует напряжения и упорства, воспитывает выносливость, силу, терпение. Труд даёт возможность совершенствоваться.
Диалоговая ситуация урока с элементами дискуссии:
-Может ли человек жить без труда?
-Труд — это необходимое условие для жизни человека на земле?
-Может ли труд приносить радость?
-Христиане стремятся всегда быть чем –то занятыми. Они трудятся, бывают в храме, помогают кому-то. А отдыхают, когда все сделали, что запланировали.
Если человек бессмысленно сидит за компьютером, всё время лежит на диване перед телевизором, просто бездельничает и т.д.- это не приведет ни к чему хорошему. Такое провождение времени называется - праздность. От этого появляются вредные привычки и развитие человека останавливается, расслабляется воля, портится характер, появляются плохие мысли и идеи.
Праздность-лень, безделье, незанятость трудом.
3.Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Наклонились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Пословицы с.92 . Объяснение
Нужно не только трудиться над порученным делом. Но надо работать над собой. В труде раскрывается ваше отношение к другим людям. Забота о них, любовь к ним. Любовь не может существовать без труда — труда сердца и души.
5)Не позволяй душе лениться !
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь!
Н.А.Заболоцкий
-О чём идёт речь в стихотворении? Как вы понимаете выражение «Душа обязана трудиться»?
Жизнь не имеет смысла без постоянной работы и усилий над собой. Смысл жизни человека — в труде. Труд — это ценность, которой человек призван дорожить
Работа над своей душой — труд не менее сложный, чем любой другой.
Чтобы легче было работать над собой, надо найти свои слабые стороны.
Христиане стараются всякую работу выполнять как поручение Бога: с любовью к людям, добросовестно, ответственно.
Например, не списывать — это проявление вашей честности. При анализе ответа вашего друга или одноклассника вы должны быть правдивы. Это будет справедливо.
Если вы хотите мороженого. А вашему другу нельзя. Лучше отказаться. Так вы проявите единство, солидарность.
Солидарность-чувство единства и поддержки.
Справедливость, честность и солидарность называют гражданскими добродетелями.
Труд, итогом которого является что-то хорошее и полезное, называют созидательной деятельностью. (создавать, строить, развивать)
-Подберите антоним к нему? (разрушать)
Бог, создавая человека по Своему образу и подобию, наделил его не только способностью творить, но и свободой. Но если Бог творит добро. То человек, порой творит и зло.
Если человек работает, принося пользу людям, его труд радует Бога. Заповедь Бога: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его»? Христиане всегда стараются, чтобы их творчество приносило людям пользу и радость. Творческий человек способен создавать целый мир.
Два слова — глаголы: любить и творить!
Два слова — всей жизни основа
6)Найди лишнее слово
Труд
Добросовестный
Обогащающий
Радостный
Полезный
Ежедневный
4.Подведение итогов.
1.Зачем человеку трудиться?
2.Какую черту характера вы хотели бы приобрести в первую очередь?
3.Чем вам нравится заниматься?
4.Как можно проявить солидарность в классе или в компании друзей?
Домашнее задание: выполни рисунок на тему «Мой труд на благо других».