Тема | Письмо овалов и полуовалов |
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв (овала, полуовала, петли, горизонтальной прямой линии), рисования узоров, бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки |
Тип урока | Постановка учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: овал, полуовал, петля, горизонтальная прямая линия; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы; составляют по схеме предложение |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Пальчиковая гимнастика, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: овал, полуовал, петля, горизонтальная прямая линия; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, схема предложения |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Тетрадь дошкольника 5–6 лет : учимся правильно писать / авт.-сост. Л. А. Выткалова, П. В. Краюшкина. – Волгоград : Учитель, 2009 |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 9–10, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание овалов и полуовалов, петель, рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают | |
III. Актуализация опорных знаний. 1. Беседа «Овощи и фрукты» | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что изображено на рисунках на с. 9? – Правильно. Какие овощи нарисованы? – А вы знаете, что помидор является ягодой, а свекла – корнеплодом? – Назовите изображенный фрукт. – Как вы думаете, почему нарисованные фрукты и овощи улыбаются? | Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: – Овощи и фрукты. – Помидор, огурец, свекла. – Будем знать. – Это яблоко. – Они рады, что попадут в рот человеку; овощи и фрукты очень полезны для организма | Формулируют ответы на вопросы, ориентируются в учебной тетради, рассматривают и описывают содержание иллюстраций, дифференцируют предметы по группам: овощи и фрукты | |
2. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Игра «Дружные пальчики». Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну а этот – средний, длинный, Он как раз посередине. Этот – указательный, Пальчик замечательный. Большой палец хоть не длинный, Среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся – Вместе дело спорится. Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху | Выполняют пальчиковую гимнастику | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
3. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная; практический | – Проверяем посадку при письме и правила обращения с карандашом | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать карандаш | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с карандашом | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
4. Обведение предметов по контуру (с. 9) | Индивидуальная; практический | – Возьмите карандаш, сядьте правильно и обведите по контуру любой изображенный предмет на с. 9 | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать карандаш, обводят по контуру предметы | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с карандашом, точно обводят по контуру предметы | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, точного обведения предмета по контуру |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Письмо элементов букв: овалов; полуовалов; горизонтальных прямых линий (с. 9–10) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение с показом образца написания элемента, письмо элемента; словесный, практический, наглядно-демонстрационный | – Найдите рабочую строку, в которой даны образцы элементов букв – овалов и полуовалов. Расскажите, как правильно их прописывать. – Найдите рабочую строку, в которой дан образец элемента букв – петли. Расскажите, как правильно ее писать. – Посмотрите на нижнюю часть с. 9. Какой элемент показан на образце? Учитель ведет объяснение написания элемента: – Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем горизонтальную прямую линию на счет -раз. Отступаем небольшое расстояние вниз, на ширину карандаша, проводим такую же горизонтальную прямую линию на счет -раз. Отступаем небольшое расстояние вниз, на ширину карандаша, проводим 3-ю такую же горизонтальную прямую линию на счет -раз. Отступаем небольшое расстояние вниз, на ширину карандаша, проводим 4-ю такую же горизонтальную прямую линию на счет -раз. – Проверьте посадку за столом, правильное положение карандаша и учебной тетради при письме, обведите элемент в тетради, продолжите написание горизонтальной прямой линии. Учитель обращает внимание на соблюдение одинакового расстояния между элементами | При педагогической поддержке учителя вспоминают написание элементов (см. урок 7). Самостоятельно выполняют задания. Отвечают на вопросы: – Горизонтальная прямая линия. – Выполняют задание. Подчеркивают тот элемент, который получился у них лучше всего | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с карандашом, пишут элементы букв: овалы, полуовалы, петли, горизонтальные прямые линии; ориентируются в учебной тетради, рабочей строке; внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, штрихуют предметы, не выходя за контурную линию | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, написания элементов букв: овалов, полуовалов, петель, горизонтальных прямых, нанесения штриховки полуовалами |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Учитель произносит слова, сопровождая их движениями. Учащиеся повторяют движения. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. | Плавные волнообразные движения кистями рук. | То сожмутся – разожмутся, То зароются в песке. | Ритмичные сжимания – разжимания кистей рук. Вращения кистями рук | | Выполняют движения физкультминутки | | |
2. Письмо элементов букв: полуовалов; узоров, бордюров (с. 9–10) | | – Переверните страницу учебной тетради вперед. Назовите героев известной книги и мультипликационного фильма, изображенных на с. 10. – Какой эпизод изображен на рисунке? – Посмотрите на схему предложения. Из скольких слов оно состоит? – Почему первое слово дано с длинной вертикальной черточкой? – Как пишется первое слово в предложении? – Почему последнее слово в предложении тоже дано с длинной вертикальной черточкой? – Как пишутся имена сказочных героев? – Составьте предложение по схеме. – Почему Винни-Пух отдает шарик Поросенку? – Сядьте правильно, проверьте положение учебной тетради, правильное положение карандаша при работе; заштрихуйте предметы, изображенные на рисунке, полуовалами, при этом пользуясь карандашами соответствующих цветов | – Сова, мишка Винни-Пух, его друг поросенок Пятачок. – Когда друзья решали, что подарить ослику Иа на день рождения. – Из четырех слов. – Это начало предложения. – С большой буквы. – Обозначает имя сказочного героя. – С большой буквы. Выполняют задание:Винни-Пух дает шарик Пятачку. – Поросенок хотел помочь своему другу. Выполняют задание | | |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Что помогло вам выполнить задания? – Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 9. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку | |