Актуализация ЗУНов: Игра «Я начну, а вы продолжите». – Наша страна – это… – Люди, которые живут в нашей стране, называются … – Столица нашей Родины – … – Нашего президента зовут … – Государственные символы Казахстана – это… – Гимн – это … – Степной орел беркут изображен на … – Герб имеет форму … Ребята! Помимо официальных символов в виде Герба, Флага и Гимна, каждая страна имеет и неофициальные символы, в которых отражаются ее история, культура и природа. Неофициальные символы есть и у Казахстана. (К, И) О чем сегодня будем говорить на уроке? Чему должны научиться? Определите цели урока. – Мы узнаем о смысле и значении неофициальных символов. – Мы научимся составлять символ своей малой Родины Изучение нового материала: Выполните задание «Узнай символ» из учебника: рассмотри иллюстрации. Определите, что за неофициальные символы перед тобой. Что вы знаете о них? Работаем с учебником с материалом о монументах «Алтын адам», «Байтерек», Триумфальная арка «Мәңгілік ел» и др. (Г) Учащиеся, работая в группах, выполняют задания. 1) Прочитайте текст. Что, по-вашему, означают фигуры в нишах триумфальной арки? Опорный текст. Высота Триумфальной арки равняется 20 метрам, что символизирует 20-летие независимости Казахстана. В нишах Триумфальной арки располагаются скульптуры: – Аксакала – символа мудрости; – Женщины-матери – хранительницы очага. в образе «Ана» вплетены такие национальные ценности, как «Отан Ана», «Жер Ана», «Ана тілі», связанные с любовью к Родине, Матери; – Воина-кочевника; – военнослужащего современной казахстанской армии. Скульптура древнего воина-кочевника отображает героические подвиги и мужество казахских батыров. Эти две скульптуры символизируют идею, что защита Родины извечно является одной из главных ценностей казахской нации. Сверху на арке – надпись «Мәңгілік Ел», что означает «Вечная страна». Это говорит о древних истоках казахского народа. 2) Прочитай начало легенды. Что символизируют Самрук и дракон? Как заканчивается легенда? Опорный текст. В легенде говорится, что растет в бескрайней степи огромный тополь, дерево жизни – Байтерек. Птица Самрук летит к Байтереку, чтобы, укрывшись в высокой кроне, отложить золотое яйцо – Солнце, дару-ющее всему живому свет и тепло. А внизу, у корней дерева, ждет своего часа голодный дракон Айдахар, жаждущий проглотить яйцо. Дракон всякий раз пожирает светило. Но птица Самрук снова и снова прилетает к дереву и откладывает яйцо. В этой легенде отразилась борьба Света и Тьмы, Дня и Ночи, Лета и Зимы, Добра и Зла. 3) Что ты помнишь о сакском царевиче, найденном в Иссыкском кургане? Как ты думаешь, что символизирует «Золотой человек»? Опорный текст. Сакский царевич 17–18 лет найден в Иссыкском кургане в 50-ти километрах от Алматы. Более 4000 золотых украшений были нашиты на его одежду, обувь и головной убор. Поэтому находку называют Золотым человеком. Также там были найдены золотые перстни, оружие, различная посуда. В наши дни на площади Республики в Алматы стоит монумент «Золотой человек», на котором изображен правитель, который стоя управляет крылатым барсом. Монумент символизирует независимость страны и твердую государственную власть. 4) Напишите свои варианты неофициальных символов Казахстана. Свой ответ обоснуйте. Животное ______________________________________________ Растение ________________________________________________ Музыкальный инструмент _________________________________ Напиток ________________________________________________ Здание, сооружение _______________________________________ 5) Придумайте неофициальный символ своей малой родины. Прежде чем выполнить задание, вспомните занятия населения, природу, историю края. Выступления групп. (ФО) Прием «Три хлопка». Ответ каждой группы поддерживается тремя хлопками. (ФО) Прием «Две звезды и одно пожелание». одну звезду подарите ученику, который, на ваш взгляд, заслужил её за работу на уроке; вторую звезду подарите группе, которая дружно и быстро работала сегодня на уроке. И одно пожелание – всем учащимся или кому-нибудь одному. Выполняем задания в электронном приложении (1–3 задания). В тетради учащиеся выполняют задание: «Чем отличаются официальные и неофициальные символы Казахстана?» |