Конспект урока по предмету "Математические представления"
Тема: «Представления о форме»
Образовательные:
Обобщить знания о геометрических фигурах.
Коррекционно-развивающие:
Развивать память, речь, мышление, слуховое, зрительное, тактильное восприятие с помощью упражнений на синтез, анализ, сравнение, классификацию, обобщение.
Воспитательные:
Воспитывать положительную мотивацию к изучению материала, усидчивость, аккуратность.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки, дидактические игры, геометрические фигуры.
Ход урока:
1 . Оргмомент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Зрительная гимнастика
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
На урок торопит нас –
Математика сейчас
Целеполагание
Ребята, я позвала сегодня к нам в гости снеговика. Снеговик хотел приехать на машине (жест), но у машины сломались колеса (показать картинку – машина без колес). Предлагаю вам отремонтировать машинку и подобрать ей колеса.
Упражнение «Колеса для машины» учащиеся выбирают и прикрепляют колеса к машине, выбирая круглые.
Молодцы, вы справились с заданием и правильно выбрали колеса. Колеса у машины должны быть круглые, тогда машина поедет (взять круглое колесо и прокатить по ладони). На квадратных или треугольных колесах машина ехать не будет. Теперь вы знаете, как важно знать форму предмета.
Сегодня мы будем учиться различать форму предмета.
Основной этап.
Посмотрите – вот и снеговик приехал (включить презентацию «Задания снеговика»). Он хочет с вами поиграть (жест) и приготовил разные задания. (Раздать коробки с геометрическими фигурами). Поиграем?
Упражнение «Круг»
Выберите и покажите круг. На что похож круг?
Круг похож на колесо
А еще – на букву О. (Показать букву)
По ладошке катится,
Нам он очень нравится.
- Покатайте круг по ладошке, по столу. Он хорошо катится, похож на колесо.
Упражнение «Квадрат»
А на что похож квадрат?
На печенье для ребят. (жест «Печенье»),
На платочек, и на книжку, (жест «Книга»),
От коробки яркой крышку. (показать называемые предметы)
Упражнение «Треугольник»
Он похож на крышу дома (жест «Дом»),
И на шапочку для гнома
Молодцы (жест), вы справились с заданием.
Физминутка
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс
Раз – рука и два – рука. (показать руки)
Лепим мы снеговика. (хлопать руками)
Мы комочки покатали (вращательные движения)
И они большими стали, (показать жест «Большой»)
В огромный превратились ком, (обвести руками большой круг)
И станет ком снеговиком!
Хоть работа не легка, (покачать указательным пальцем)
Слепили мы снеговика. (похлопать в ладоши)
Холодно зимой гулять – (показать жест «Холодно»)
Побежим домой опять. (показать жест «Бежать»)
Упражнение «Домик для снеговика»
Ребята, а вы знаете, где живет снеговик? В лесу (жест «Лес»). В лесу сейчас холодно. Предлагаю построить (жест) снеговику домик (жест).
(учащиеся выкладывают на картинке домик, елки, дерево из геометрических фигур)
1 вариант: домик, дерево и елка,
2 вариант: домик и дерево.
Упражнение «Какой предмет похож на круг, квадрат, треугольник?»
Снеговик говорит Вам «Спасибо» (жест) за дом (жест). А в домике у него много разных предметов. Помогите ему разобраться, какие из них похожи на круг, квадрат, треугольник. (показывают на экране).
Упражнение «Поставь заплатки на рукавички»
Снеговик снова просит у нас помощи. На улице холодно, а у него износились рукавички. Нужно поставить заплатки. Поможем снеговику?
(Выбирают заплатки соответствующей геометрической формы)
1 вариант: 2 рукавички,
2 вариант: 1 рукавичка.
Заключительный этап.
Снеговик благодарит вас за помощь: «Спасибо, ребята!», он торопится домой. На прощание он оставил вам еще одно задание, кто его выполнит, тот получит подарок.
Упражнение «Лото»
Нужно определить, на какую фигуру похож предмет и наложить эту фигуру на картинку. (учащиеся соотносят геометрическую фигуру с предметной картинкой)
1 вариант: 6 предметов,
2 вариант: 4 предмета.
Итог: сегодня мы учились различать форму предмета.
Вы хорошо поработали. За ваши успехи снеговик оставил вам подарки в конвертах разной формы. Каждый должен выбрать свой подарок.
- Марина, возьми круглый конверт,
- Дима, возьми квадратный конверт,
- Саша, возьми треугольный конверт….
Все спасибо, урок закончен.
Приложение 1. Игры
"Колёса для машины"
«Поставь заплатки на рукавички»
«Какой предмет похож на круг, квадрат, треугольник?»
КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету: «Человек» ( обучающиеся с ТМНР, 2 вариант)
Тема: «Верхняя одежда»
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1. Дать понятие «Верхняя одежда» и ее назначение.
2. Учить правильно, называть и показывать предметы верхней одежды.
3. Формировать представление о назначении верхней одежды.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление в процессе сравнения и анализа.
2. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, способствовать развитию творческих способностей во время продуктивной деятельности.
Коррекционно-воспитательная:
1. Формировать навыки бережного отношения к своей одежде и ухода за ней.
Оборудование:
ноутбук,
дидактические карточки «Одежда»,
магнитная доска,
картинки с изображением «Зима»,
цветные карандаши,
раскраска «Зимняя куртка»,
варежки из цветного картона.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный
Приветствие:
Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок.
Друг на друга посмотрели,
за парты тихо сели.
Садятся за парты, настраиваются на урок.
2. Основной.
Ребята, давайте посмотрим и скажем, какое время года на картинке? Да, это – зима. Я вам расскажу о зиме, а вы выбирайте фрагменты картины и прикрепляйте к доске. Слушаем. Наступила зима. Над городом висят тучи, солнца не видно. Снежинки тихо падают на землю, то в виде звездочек, то в виде крупы. Но красивее всего, это когда снег падает хлопьями. Вокруг все белым-бело: мягкий пушистый снег ровным слоем покрыл землю. Снег повсюду: на скамейках, на крышах домов, на деревьях. Заяц поменял свою серую шубку на белую, а медведь заснул в берлоге до весны. Деревья стоят голые, прилетают и садятся на ветки снегири и синицы, ждут от людей зимнего угощения, а вот елка зимой остается зеленой. Больше всех ждут зиму дети. Зимой их ждет много развлечений - кататься на санках, коньках и на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Звери тоже приготовились к зиме.
Ребята, посмотрите на картинку, как одеты дети зимой?
Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами продолжим говорить об одежде и узнаем, как нужно одеваться в холодное время года и что такое верхняя одежда.
Физ. минутка
Пальчиковая гимнастика.
Рукавички новые | Сжимают и разжимают пальцы |
Тёплые, пуховые |
Мне их бабушка связала | Делают движения, словно вяжут |
Подарила и сказала: |
«Вот теперь у внучки | Сжимают и разжимают пальцы |
Не озябнут ручки» |
Настольная игра «Одежда». Учитель называет вид одежды, учащиеся находят и раскладывают карточки на общую картинку. Повторяют слова за учителем.
А теперь давайте выберем из всей одежды только зимнюю. Что у вас осталось? Назовите.
Показ картинок «Верхняя одежда»: куртка, шапка, варежки, пальто.
- Одежда, которую мы носим зимой, называется – зимняя.
- Зимняя одежда нужна для того, чтобы защитить наше тело от холода.
- Когда мороз на голову мы надеваем что? Шапку.
- И даже руки одеваем в варежки или перчатки.
Просмотр видеоролика «Зимняя одежда»
Первичная проверка понимания знаний
- Покажи на картинках верхнюю одежду.
- Где куртка? Где шапка? Где варежки и др.
Узнают по названию предметы верхней одежды, показывают ее на картинках
Закрепление знаний
Давайте оденем мальчика на прогулку. Что сначала надеваем, что потом? Дети выбирают одежду и одевают мальчика на прогулку.
Игра «Варежки»: найдите пару. А теперь сами сделаем узоры на варежках. Обводка узора по пунктиру. Раскраска.
Подведение итогов
- Ребята, посмотрите, какие красивые варежки у нас получились, теперь наши ручки не замерзнут. А мы будем тепло одеваться, чтобы не замерзнуть, одевать: шапки, шарфики, куртки, варежки.
Выставка работ обучающихся.
Вам понравился урок? Спасибо всем за внимание!
Конспект урока по окружающему социальному миру (класс для детей с ТМНР)
«Школьные принадлежности»
Тип урока: комбинированный.
Цель: уточнить и закрепить названия школьных принадлежностей.
Задачи:
образовательные:
уточнить названия школьных принадлежностей;
расширить представление учащегося о школьных принадлежностях, их назначении;
активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности».
коррекционно-развивающие:
развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке;
развивать мышление, память, внимание, речь;
развивать умение слушать и понимать речь других людей;
формировать умение соотносить название предмета с его изображением;
формировать умение классифицировать предметы;
развивать мелкую моторику рук.
воспитательные:
формировать культуру поведения;
воспитывать умение слушать учителя;
воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям;
формировать школьную мотивацию.
Оборудование: сюжетные картинки: «Дети идут в школу», «Девочка собирает вещи в ранец», предметные картинки «Школьные принадлежности», предметы: портфель, учебники, тетради, ручка, цветные карандаши, фломастеры, альбом, пенал, краски, кисточка, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, карточки: учебник, тетрадь, альбом, цветные карандаши, машинка, кукла.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Добрый день!
Начинается урок,
Он пойдет, конечно, впрок.
Постарайся все понять,
Ничего не забывать!
2. Актуализация знаний.
Сюжетная картинка «Дети идут в школу».
- Посмотри на картинку. Кто это?
- Правильно, дети, мальчик и девочка.
- Покажи на картинке мальчика, покажи девочку.
- Как ты думаешь, куда идут дети?
- Они идут в школу, значит, они - школьники, ученики. Мальчик – ученик, а девочка – ученица. Дети учатся в первом классе, они – первоклассники.
Надеваю я с утра
Белую рубашку.
Нынче в школу мне пора,
Стал я первоклашкой.
Много дел нас в школе ждёт,
И уроков много.
Всех нас к знаньям приведет
Школьная дорога.
- А ты ведь тоже учишься в школе, значит, ты кто?
- Правильно, ученик, школьник, первоклассник.
- Зачем дети ходят в школу?
- Чему они там научатся?
3. Постановка цели и задач урока.
- Чтобы научиться читать, писать, считать, рисовать ученикам нужны специальные вещи, которые называются школьные принадлежности. Сегодня на уроке ты узнаешь названия некоторых школьных принадлежностей, а может быть, и сам их назовешь, и узнаешь, как эти вещи используют.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Предметная картинка «Школьные принадлежности»
- Посмотри на картинку. Знаешь ли ты, что это?
- Правильно, это книга. Книга, по которой дети учатся в школе, называется учебник.
- Повтори слово: учебник.
- Учебник, по которому учатся читать, называется «Букварь», или «Азбука», на уроках математики мы будем заниматься по учебнику, который так и называется – «Математика». Есть и другие учебники.
- Это – тетрадь. В тетради пишут.
- Повтори слово: тетрадь
- А пишут ручкой. Посмотри на картинку. Вот пучка.
- Повтори слово: ручка.
- Ручки хранят в пенале. Посмотри, это - пенал.
- А это что, знаешь?
- Правильно, альбом.
- Для чего нужен альбом?
- Чем рисуют в альбоме?
- Покажи на картинке цветные карандаши.
- Чем еще можно рисовать?
- Правильно, фломастерами.
- А еще можно рисовать красками. Посмотри, это – краски, это – кисточка.
- На уроках изобразительной деятельности мы будем лепить фигурки из пластилина. Это – пластилин.
- А еще мы будем делать поделки из цветной бумаги. Это – цветная бумага.
- А что это, знаешь?
- Правильно, ножницы.
- А это – клей.
- Ко всем школьным принадлежностям надо относиться бережно, аккуратно, не рвать, не ломать их.
5. Первичная проверка понимания.
- Запомнил? Покажи на картинке учебник, тетрадь, ручку, альбом, цветные карандаши, пластилин.
- Что это? (Учебник, тетрадь…)
- Школьные принадлежности ученики носят в школу в портфелях или в ранцах. Посмотри на картинку «Дети идут в школу». У мальчика - зеленый ранец, у девочки – красный ранец. Покажи.
Миша встал сегодня рано –
Долгожданный день настал.
За спиной у Миши ранец,
В ранце – книжка и пенал.
А в пенале – много ручек,
Три цветных карандаша.
Миша думает: «Теперь я
Не похож на малыша!»
6. Первичное закрепление.
- Давай посмотрим, а какие школьные принадлежности есть у тебя.
- Покажи «Букварь». Для чего он нужен?
- Покажи альбом. Что делают в альбоме?
- Чем рисуют? Покажи.
- А это что?
Физкультминутка.
- Учебный год начинается осенью, и мы с тобой разучим осенние физкультминутки.
Дождик, дождик (Стучим пальчиками по столу)
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Вся земля
От воды размокла...
Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Ветер бросил на тропинку.
7. Контроль усвоения.
Дидактическая игра «Собери ранец».
- Это - девочка Маша. Она складывает школьные принадлежности в ранец. Помоги Маше собрать вещи. В ранец надо положить только школьные принадлежности.
- Какие школьные принадлежности ты запомнил?
- Правильно, молодец.
8. Рефлексия (подведение итогов урока).
- Сегодня на уроке ты узнал, что ученикам для учебы нужны школьные принадлежности: учебники, тетради, ручки, цветные карандаши, альбомы и другие вещи. С ними нужно обращаться бережно, тогда они долго будут красивыми, как новые, и ты сможешь с их помощью научиться читать, писать, считать, рисовать.