СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека": "Зима. Зимние месяцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы

      Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Мир природы и человека": "Зима. Зимние месяцы"»

Тема: «Зимние месяцы».

Задачи урока: учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы

      Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
      Оборудование:учебники ,презентация «Зимние месяцы, аудиозапись


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.

- Cегодня нам снова предстоит войти в наш волшебный год-сад. Кто помнит загадку о нем? О чем в ней говорится? Давайте я напомню вам её начало

Есть у моего батюшки сад…

В саду двенадцать гряд

Гряды крест- накрест разгорожены

Сколько гряд в каждой клети положено?

  • о чем эта загадка?

Ворота волшебного сада нам откроют три сказочных брата. На их роли мы пригласим кого-то из наших мальчиков. (Раздаю короны с названиями децембер, януариус, фебраруариус)

Нам надо разгадать, как зовут этих братьев. Попробуйте перевести их имена на русский язык. Переводить мы будем с латинского языка. Задача сложная, так- что сосредоточьтесь на звучании этих древних слов.

II Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Теперь давайте проверим, в правильном ли порядке стоят наши братья? Хором скажем названия зимних месяцев в правильном порядке.

Вот ворота и открылись. Мы во второй части года-сада.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить в нашем саду? (ответы детей)

Слайд Зимние месяцы

- Посмотрите пожалуйста на экран на изображения зимних месяцев

Слайд Декабрь,январь,февраль.

- Почему декабрь в виде старого деда мороза? Январь в виде мальчика, а февраль чуть старше.(ответы детей)

- В зиме, как и в других временах года, три месяца. Знакомься:
Декабрь – он самый старый, самый последний и старший из месяцев в году.
Январь – он первый, самый младший месяц нового года. Видишь, он стоит с новогодней ёлочкой. Но в зиме он второй, средний месяц.
Февраль – последний месяц зимы.

А теперь давай узнаем о них побольше. Слайд декабрь

- Ребята расскажите , что вы можете сказать о декабре месяце? (ответы детей)

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.


И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело.


Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…


Стали дни коротки

Солнце светит мало

Вот пришли морозцы

И зима настала.

И. Суриков

Это стихотворение Сурикова именно о декабре. Ведь декабрьский снег будет лежать долго - до весны.

А теперь откройте учебник с.5. Прочитайте информацию о декабре.

Как же называли декабрь в старину?

Студень, холодень, лютовеи, ледостой, годопроводец?

-Ребята посмотрите пожалуйста на нашу лесную полянку. Там стоит наше дерево.

Раз уж в декабре идет снег холодно Может быть окутаем наше дерево снежинками,сделаем доброе дело, чтобы корни не замерзли, чтобы дереву было теплее.У кого у нас снежинки выходите пожалуйста... Музыка Декабрь

- Радуются снегу растения – тёплым одеялом укрывает он их до весны.
Радуются снегу животные – он прячет их домики и норки.
Не заберутся туда жгучие морозы. Не задуют пронизывающие ветры.
- Ребята ,а какой праздник мы с нетерпение ждем?

Да ребята, скоро Новый год. Новый год заканчивает декабрь, но с новым годом какой месяц начинается? Слайд Январь

И вот наступил январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы.

- Что же происходит в январе?Прочитайте по учебнику информацию о январе.

- Почему январь называют просинец, сечень, перелом зимы, перезимье?

- Это самый холодный месяц.
Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна.

- Ребята а нам холодно зимой? Почему? Да, нам не холодно. А кому холодно? Как вы думаете кому нужна помощь зимой?

- Как же мы можем помочь? Давайте ребята и мы откроем птичью столовую и накормим наших птиц. Ведь птицам не только холодно но и голодно. А сейчас нам тоже стало холодно. Давайте согреемся.

Физминутка

- Шагаем дальше по нашему волшебному саду и навстречу нам Февраль Слайд Февраль

- Чем же нас может удивить последний месяц зимы?

- Что же пишут о феврале? Объясните.(снежень,бокогрей, кривые дороги,. межень)

- Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы.

Погода становиться мягче, теплее, чем в январе.
От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб.

- Раз в феврале дни теплее и снег липкий ,чем мы можем занятья?

(ответы детей)

Тогда и мы в нашей полянке слепим снеговика. Но для этого надо выполнить задания.

Отгадать загадки. Кто отгадывает. начинает лепить нашего снеговика. Загадки слайд

V Рефлексия учебной деятельности.

А сейчас ребята прежде чем уйти из сада я хочу проверить вас, что нового вы сегодня узнали? Сейчас услышите старинные названия месяцев. Подумайте какого?

Студень,холодень,ледостав,годопроводец .Почему?

А теперь подумайте: о каком месяце сейчас пойдет речь?(Просинец, сечень, перелом зимы, перезимье)

А какой месяц назывался в старину: снежень, бокогрей, кривые дороги,. межень)

- Молодцы, ребята. А какие добрые дела вы совершили в сегодняшнем уроке? Вам это понравилось? Теперь мы спокойно можем покинуть этот сад и вернуться в классный кабинет.


Стойте, стойте! Обратите внимание на нашу лесную полянку. Что-же мы забыли? (Забыли украсить елку. Ведь скоро новый год! Это нам лучшая возможность оценить наши сегодняшние знания. Ребята кто сегодняшний материал усвоил хорошо, берите красные шары и украсьте ими нашу елку. А у кого еще остались пробелы они берут синие шары и тоже укращают нашу елку и еще раз читают дома сегодняшний материал. Может быть у кого-то остались много вопросов по сегодняшней теме берите пожалуйста желтые шары и украсьте елку.

А теперь посмотрите на полянку, какую красивую. праздничную и гостеприемную полянку мы устроили в нашем волшебном саду. Вам нравится?