Тема: Растения зимой.
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.
Задачи урока:
- формировать универсальные учебные действия учащихся;
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
-развивать речь учащихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
БУД:
Предметные:
Умеют различать растения различных видов по отличительным признакам зимой.
Устанавливают причинно-следственные связи между изменениями в неживой природе и жизни растений зимой.
Регулятивные:
Выполняют инструкцию, учитывают выдержанные учителем ориентиры действия.
Дают оценку ответам одноклассников, слушают оценку своих ответов.
Познавательные:
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, в материалах учебника (текстах и иллюстрациях), рабочей тетради, в процессе собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Наблюдают и сопоставляют объекты и явления, выявляют их взаимосвязи и зависимости, отражают полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
Коммуникативные:
Аргументированно отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения, строят понятные для партнера высказывания, задают вопросы, адекватно используют речевые средства для решения задач общения.
Личностные:
Положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.
Сценарий урока
1.Организационное начало
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка подготовки к уроку
2.Актуализация знаний учащихся
2.1. Проверка домашнего задания
- Давайте вспомним какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? (Зимние изменения в природе.)
- Какова продолжительность зимы (слайд 1)
-по календарю
-по Солнцу
- по природным признакам?
(По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.
По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца: с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия(21 марта), когда день и ночь одинаковы.
Метеорологическая зима продолжается от опускания среднесуточной температуры приземного воздуха ниже 0 до её подъёма выше 0. В некоторые годы зима в наших широтах длится около 4-х месяцев, а в северных -ещё дольше, до 6-ти месяцев.)
- Какие признаки наступления зимы в природе вы можете назвать? Проверка (слайд2 )
Водоёмы – установился лёд ( ледостав)
Природные явления – снегопад, ледостав, вьюги, морозы, гололедица, иней –изморозь)
( рассказы детей о снежинках, изморози, узорах на окнах)
-Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе?
( Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе.)
Итог этапа актуализации знаний
-Подведите итог проверки домашнего задания.
3.Целеполагание.
3.1. Отгадывание загадок
-Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу? ( ответы детей)
- Сейчас мы разгадаем загадки , ответы подскажут нам, о чём пойдёт речь на нашем уроке.
1.Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (берёза)
2. Её всегда в лесу найдёшь —
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.(ель)
3. Она растёт в саду, в лесу,
На вкус сладка и ароматна.
Собрав её, спешу обратно -
Домой в корзинке принесу.
Когда закашляю, простыну,
Мне мама в чай кладёт ... (малину)
4. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
3.2.Составление схемы
- Давайте вспомним, к каким видам растений относятся те, о которых мы отгадывали загадки?
( Составление схемы « Виды растений» на доске )
деревья кустарники травы
лиственные
хвойные
3.3.Формулирование темы и задач урока
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Какие задачи поставим?
*Установить связи между изменениями в неживой природе и жизни растений зимой;
*Познакомиться с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
*Учиться узнавать деревья зимой по отличительным признакам.
3.4.Итог этапа целеполагания
- Что мы делали на этом этапе урока? ( Планировали свою работу)
4.Открытие новых знаний
4.1.Фронтальная беседа и работа с текстом учебника о значении снегового покрова для растений.
Учитель. Итак, как же зимуют растения?.
Вопросы. - Что происходило с травянистыми растениями кустарниками и деревьями осенью?
- Все ли деревья и кустарники сбросили листву? Какие кустарнички зимуют под снегом с зелёными листьями?
- Что делают люди для сохранения озимых посевов?
Учитель. На основе своих собственных наблюдений вы можете дать
ответы на вопросы.
Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.
Учитель. Как зимуют травянистые растения?
Ученики. Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это
однолетние растения. У многолетних травянистых растений
сохраняются в почве луковицы и корневища.
Учитель. Что происходит с кустарниками?
Ученики. Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых
кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и
не опадают. Это вечнозелёные растения. ( слайд « Кустарники под снегом»)
Учитель. У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от
мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под
снегом вкусные ягоды.
Учитель. Так какое же значение снегового покрова для растений?
Ученики. Снеговой покров помогает растениям пережить суровую
зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.
Учитель. Что делают люди для сохранения озимых посевов ?(На полях ставят специальные
заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров).
Физминутка
4.2. Фронтальная беседа и работа с текстом учебника о том, как зимуют деревья.
Учитель. Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья?
Ученики дают ответы.
Учитель. Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям.
А зимой? Опираясь на собственный опыт и наблюдения.
Ученики дают ответы.
Учитель. Давайте рассмотрим на слайдах, как можно узнать деревья зимой. ( Слайды)
4.3. Итог этапа открытия новых знаний
- Какие сведения о зимних изменениях в жизни растений вы получили?
5.Введение новых знаний в опыт
5.1 Работа в группах по узнаванию названий деревьев по признакам.
(Работа по карточкам, проверка по эталону Слайд)
6.Подведение итогов. Рефлексия
6.1. Анализ проделанной работы -Какие задачи ставили? -Удалось ли выполнить? Благодаря чему?
6.2.Рефлексия. Узнал много нового… Было интересно... Встречались трудности…