СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.

ЦельРазвитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

Задачи:

     Образовательные: в увлекательной форме   повторить и обобщить знания детей:  назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ведущий:  Какое у вас настроение?

 Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.

Ра-ра-ра- начинается игра Жа-жа-жа- есть иголки у ежа

Са-са-са- под кустом сидит лиса На-на-на- на дворе сейчас весна
Ша-ша-ша- мама моет малыша Ар-ар-ар- кипит наш самовар

Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь Та-та-та- у нас в доме чистота.

Ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру-соревнование, которая называется «Знатоки родного языка». Хотите в нее поиграть?

А как вы думаете, кто такие знатоки(Ответы детей.) А что такое родной язык(Ответы детей.) Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.

Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки(Дети садятся полукругом за столы)

А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда по очереди будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут сказочные герои. В конце каждого задания вас будет оценивать жюри, за каждое правильное задание, команда получает звезду. В конце игры жюри подведёт итог нашего соревнования.

Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество звезд.

Начинаем нашу игру!

  1. Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой отправил вам задание, посмотрите на экран.

Дети: Карлсон.

Поиграем в игру «Задавалки». Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит звезду.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие бывают согласные звуки? (твёрдые - мягкие; глухие - звонкие).
Назовите первый и последний звук в слове «платок». Сколько звуков в слове «кот»?
Назовите гласный звук в слове «мак». Назовите все звуки в слове «соль».
Сколько звуков «к» в слове «кружка»? Ведущий: Отвечаем быстро Игра « Много- один».

Окна- окно, стекла-… ,седла- … , крылья-… , перья-… , колеса-… , кольца-…, зерна-… , звенья-… .

Назовите последний звук во всех словах. Дети: Звук О. Какой он? (Гласный).

Молодцы! Справились с заданием!

  1. Внимание команды! Внимательно послушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задания.  

(Звучит звукозапись из мультфильма «Вини-Пух и все-все-все», голос Пятачка: «Кажется дождь начинается») Дети: «Пятачок». Ведущий: Следующее задание от Пятачка.

Назови общим словом.

Зима, весна, лето, осень – времена года.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье  - дни недели.

Март, апрель, май – весенние  месяцы. Груша, яблоко, банан, персик – это фрукты.

Заяц, жираф, лиса, волк – это дикие животные. Роза, астра, ромашка, тюльпан – цветы.

 Кошка, собака, свинья, корова – домашние животные. И наоборот: обобщающее понятие, а вы подбирают к нему три подходящих слова.

Домашние животные – Одежда – Растения – Продукты питания – Транспорт –

И с этим заданием справились! Молодцы!

  1. Ведущий достает из черного ящика туфельки.

Ведущий: Дети, что это? Дети: Туфельки. Ведущий: Кому они принадлежат Дети: Золушке. Ведущий: Итак, следующее задание вам отправила Золушка.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Педагог называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

1 команда 2 команда

Большой – маленький Мягкий – твердый

Жара – Холод Тяжелый – легкий

Светлый – темный Ложиться – вставать

Грязный – чистый Говорить – молчать

Добро – зло Широкий - узкий

Высокий - низкий Короткий - длинный

Быстрая – медленная Толстый- худой

Подниматься-  спускаться Вверх- вниз

Чистый- грязный Мокрый – сухой

Вперёд-назад Проиграл – выиграл

Ведущий: С заданием справились, давайте немного отдохнем!

  1. Ведущий: Чтобы узнать, от кого следующее задание, послушайте загадку:
             Бабушка девочку очень любила,
             Красную шапочку ей подарила,
             Девочка имя забыла своё,
             Ну, отгадайте, как звали её? Дети: Красная шапочка.        

Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)

Воспитатель: Задание: участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.

Слова для команды «Мудрецы»

Дом (домик, домище) Забор (заборчик, заборище) Гвоздь (гвоздик, гвоздище)

Глаз (глазик, глазище) Пакет ( пакетик, пакетище) Зуб (зубик, зубище)

Слова для команды «Знатоки»

Мороз (морозик, морозище) Комар (комарик, комарище) Сапог (сапожок, сапожище) Сугроб ( сугробик, сугробище) Хвост (хвостик, хвостище) Человек (человечек, человечище)

  1. Послушайте песню, и отгадайте от кого следующее задание. (водяной)

«Где спрятался звук?». Дети определяют позицию звука «и» в словах:

Мудрецы: сани, иволга, помидор, нитки. Определяют позицию звука «о» в словах: Знатоки: волк, облако, метро, автобус.

  1. Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, кто из  сказочных героев отправил следующее задание.

 С букварём шагает в школу. Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы
 В деревянный балаган. Как зовётся эта книжка? Как зовётся сам мальчишка?
Дети: Буратино!

 "Подбери слово": детям называют только первый слог, они должны придумать слово, начинающееся на него

1 команда. 2 команда.

1. ма- 1. ли-

2. ры 2. зи-

3. ва- 3. си-

4. лу- 4. пи-

5. ро- 5 ки-

  1. Посмотрите на экран. Кто же из сказочных героев пользуется этим транспортом?

Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)


Задание «Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам. Если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога-во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне»

Задание дается каждой команде. Вы сначала обсудите в команде, а кто - то один пойдет и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.

«Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков»

(Знает каждый из учеников - Сколько гласных - столько и слогов.)

1-волк, слон, лев; 2-белка, лиса, заяц; 3-собака, корова, теленок.

  1. Угадайте, чей наряд мы видим на экране, тот и прислал нам следующее задание.

Летела стрела и попала в болото,

А в болоте поймал ее кто-то.

Она распростилась с зеленою кожей

И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)

1 задание «Выберите схему предложения: Весной птицы вьют гнезда»

Команда получает звезду за правильный ответ (на листочке)

2 задание «Составить предложение по схеме» (по картине)

Команда получает звезду за правильный ответ.

  1. Ведущий: Вам сейчас будет показано видео. Внимание на экран! Последнее задание: «Видеосообщение от Царицы Русского языка». А, давайте похлопаем.

Царица Русского языка: Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями! А с моим заданием справитесь? Тогда отгадайте загадку:

Он могучий и великий,

Кучу делает открытий.

Им приятно изъясняться

И писать, и пообщаться.

Он дружить нам помогает

И на песни вдохновляет,

С ним любой вопрос решу –

Даже стих на нем пишу!

Говорить на нем привык –

Русский мой, родной…. (язык)

- Молодцы, вы ответили правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания и передаю подарки вам.

Ведущий: Ребята, на этом наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока жюри подводят итоги, мы с вами разомнемся!

«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»

Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.

- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.

- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.

- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.

- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

- Платье из шелка – шелковое платье.

- Мяч из резины – резиновый мяч.

- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.

- Шуба из меха – меховая шуба.

- Пюре из картофеля – картофельное пюре.

- Сок из земляники – земляничный сок.

- Сумка из кожи – кожаная сумка.

- Стена из камня - каменная стена.

Ведущий: Слово предоставляется жюри! (Объявляются победители, вручаются медали)

Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?