СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету основы духовно - нравственной культуры народов россии 5 класс тема урока: «роль религии в развитии культуры»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету основы духовно - нравственной культуры народов россии 5 класс тема урока: «роль религии в развитии культуры»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

5 КЛАСС


ТЕМА УРОКА: «РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ»















Урок разработан учителем ОДНКНР

МБОУ СОШ №4 г.Армянска

Чикаловой Ириной Ивановной





2022г.




Раздел: Религия и культура.

Тема урока: Роль религии в развитии культуры.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Методы: иллюстративно - репродуктивный.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Презентационный материал. Раздаточный материал.

Цель урока: раскрыть значение религии в жизни человека, влияние религии на развитие культуры.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о религии в развитии разных видов искусства;

- познакомить с понятием «материальная и духовная культура».

Развивающие:

- развивать умение определять материальную и духовную культуры;

- развивать умение формулировать ответы, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

- способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, использование соответствующей терминологии.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к религиям разных народов и их представителям;

- способствовать формированию правильного представления о нравственных нормах поведения человека.

Формы организации познавательной деятельности

Предметные:

- формирование представления о материальной и духовной культуре, влияние религии на эту культуру;

- научиться оценивать роль духовной и материальной культуры в жизни человека.

Метапредметные :

Познавательные УУД:

- определение темы урока;

- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы.

- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация);

- учатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

- применение информации из собственного опыта;

- применение наиболее эффективных способов достижения результатов, являющихся причиной получения положительного оценивания;

- умение классифицировать материал с учетом ранее полученных знаний.

- проявление активности в решении поставленных задач.

Регулятивные УУД:

-моценивают и сравнивают разные точки зрения, и свою собственную;

- применяют правила сотрудничества.

Личностно значимая проблема:

- осознание важности влияния религии на развитие и сохранение культурного наследия.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:

- учебный диалог;

- самостоятельная работа;

работа с выполнением проблемного задания в группах.

Использованные технологии: личностно-ориентированные технологии, технология проблемно-диалогического обучения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений, ИКТ.


Ход урока.

Слайд 1

1.Этап. Организационный момент - психологический настрой

Слайд 2

2.Этап. Актуализация опорных знаний - побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему и цель урока.

Слайд 3

Устный опрос:

-Как вы понимаете слово «религия»?

-Представители каких религий живут в Крыму?

-Какие мировые религии вы знаете?

-Религия — это понятие духовное или материальное?

- Объясните почему.

-Влияет ли религия на культуру человека, каким образом?

Слово учителя.

Слайд 4

-В определенных жизненных ситуациях мы употребляем слово «культура». -Приведите примеры таких выражений.

«культурный человек»

-Как вы это понимаете? (ответы учеников)

«вести себя…(как?) - культурно» - (обучающиеся помогают дополнить фразу учителя)

-Что это значит? (ответы учеников)

-Какое словосочетание употребляется, когда мы говорим о правильном разговоре?

«культура (чего?) …речи»

-Как можно объяснить это выражение? (ответы учеников)

-Культура — это понятие материальное или духовное?

-Приведите примеры.

3.Этап. Целеполагание и мотивация - для постановки проблемы и определения темы урока.

-Объединив все ваши ответы, мы можем сказать, что религия влияет на культуру человека.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как религия влияет на развитие культуры.

Слайд 5 Цель нашего урока: Определить какое значение имеет религия в жизни человека и как влияет на развитие культуры.

-Давайте определим тему урока:

Тема урока: Влияние религии на развитие культуры (учащиеся помогают закончить определение темы урока).

4.Этап. Изучение нового материала.

Слово учителя.

-Мы уже знаем, что религия относится к понятию духовному.

А к какому понятию мы отнесем культуру, к материальному или духовному? (ответы учеников)

-Давайте определим, что кроме поведения и поступков человека можно отнести к культуре.

Слайд 6 (музыку, изобразительное искусство, танец, поэзию, народные традиции и обычаи, праздники и т.д.)

Слово учителя.

Слайд 7

«Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

Культура бывает материальная и духовная.

«К материальной культуре относится все, что создано руками человека».

Из того, что перечислено на доске, определите, что относится к материальной культуре.

(здания, литературные произведения, оружие, музыка, орудия труда, песни, деньги, стихи, украшения, танцы.)

-Можно ли отнести к материальной культуре музыку, литературные произведения, стихи, песни, танцы? (нет)

-Почему? (ответы учеников)

Потому, что «Идеи и образы композиторов, поэтов, писателей, хореографов, архитекторов, художников являются духовной культурой».

Слайд 8 Работа в группах (по рядам)

Задание: 

-Из слов, изображенных на экране, определите к какой культуре – материальной духовной или религиозной они относятся, и запишите их в тетради.

  • 1-й ряд определяет и записывает материальную культуру;

  • 2-й ряд определяет и записывает духовную культуру;

  • 3-й ряд определяет и записывает то, что относится к религии.

(книга, машина, крест, песня, Коран, обычаи, театр, литература, еда, украшение, музыка, молитва)

Ребята, есть ли на экране слово, не относящееся ник религии, ни к культуре? («еда»)

Учитель предлагает зачитать результаты самостоятельной работы, выполненной обучающимися и проверить правильность своих ответов на доске.

Провокационный вопрос учителя, требующий дифференциации обучающихся:

-Может ли культура быть и духовной, и материальной одновременно? (да)

-Приведите примеры (ответы учеников)

-Чтобы проверить ваши знания, давайте поиграем в игру «Знаю, догадываюсь, проверяю»

Напоминаю правила:

1.Если вы уверены в правильности своего ответа, поднимаете руку и отвечаете. Тот, кто согласен с ответом-опускает руку, тот, кто не согласен- делает хлопок.

2.Если вы не уверены в правильности своего ответа, но догадываетесь- встаете с места.

3. По окончании игры проверяем ваши ответы, раскрывая их на доске.

Слайд 9,10,11(проводится игра)

«Определите, какие изображения относятся к материальной, какие к духовной, какие к материально-духовной культуре»

-Скажите, что изображено на экране? (виды искусства)

-Вы можете их перечислить? (архитектура, танец, скульптура, музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, литература,)

-Каким образом может влиять религия на развитие этих видов искусства? (ответы учеников)

Вывод: – Если все эти виды искусства будут передавать свое предназначение к религии.

Можно ли сказать, что такое искусство будет духовно-материальным? (да)

Проверка опорных знаний.

Работа по карточкам в паре (на каждой парте один экземпляр).

-У каждого на парте разложены карточки с определениями видов искусства. Ваша задача найти правильное определение, соответствующее тому искусству, которое будет открываться на экране. (Учащиеся, в паре, определяют по карточкам правильный ответ) - фронтальный опрос.

Слайд 10 (Определения)

  • Живопись- (искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания).

  • Архитектура – (искусство строительства зданий и сооружений).

  • Скульптура– (изображение делается в объеме из камня, дерева, гипса).

  • Декоративно прикладное искусство- (искусство создания и украшения различных предметов быта, в том числе и религиозных).

Слайд 10

Первичная проверка понимания.

-Внимание на доску. Давайте проверим ваши знания. Ранее мы знакомились с религиями разных народов. Назовите их.

(иудаизм, христианство, мусульманство, буддизм).

Ваша задача - определить к какой религиозной культуре относятся различные виды искусства.

Слайд 11

  • Искусство живописи

Вывод: живопись часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

Слайд 12

  • Скульптура

Вывод: искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых

Слайд 13

  • Архитектура

Вывод: Искусство архитектуры имеет специальные здания для проведения религиозных ритуалов

Слайд 14

  • Декоративно прикладное искусство

Вывод: Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

Слайд 15

  • Музыка

Вывод: А что вы можете сказать о музыке? (ответы учеников)

Музыка – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая.


Этап. Физминутка.

Слайд 16

Слайд 17 «?»

-Какой вид искусства мы с вами не раскрыли? (Литературу)

-Многие литературные слова и выражения, которые человек употребляет в своей жизни, имеют отношение к религии.

Слайд 18

Например: «С Божьей помощью!». «Живу как в раю!». «Креста на тебе нет!». «На Бога надейся, но и сам не оплошай», «Свято место пусто не бывает» и другие.

Этап. Первичное закрепление знаний.

- Знаете ли вы такое выражение – «Спаси Господи»? (ответы учеников)

- А что оно означает? (ответы учеников)

- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Слайд 19

«Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться.

Как-то раз пришла она к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Священник выслушал и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся!

Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

- Говорят «спасибо», что же ещё?

- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве- «Спаси Господи». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами».

Беседа по тексту:

-Воспитанные люди даже не задумываются, и не считают, сколько раз в день они говорят слово «спасибо!»

-Что с детства нам говорят об этом слове? (что оно волшебное)

-Что нового вы узнали о слове «спасибо»? (ответы учеников)

Вывод: Мы считали это слово просто культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

Этап. Подведение итогов

Слайд 20

-Целью нашего урока было раскрыть: «Роль религии в жизни человека. Влияние религии на развитие культуры»

-Люди создают произведения искусства и культуры.

-Какое влияние оказывает культура на жизнь человека, традиции, моральные нормы? (ответы учеников)

-Каким образом влияет религия на развитие культуры? (ответы учеников)


Учащиеся делают вывод о том, что человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Благодаря религиозным традициям разных стран создаются прекрасные шедевры искусства, которые человек сохраняет из поколения в поколение.

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей на создание прекрасного. 

Этап. Информация о домашнем задании

Слайд 21

Прочитать рассказ на странице 85: «Откуда на Русь пришло христианство». Используя иллюстрацию картины В. Васнецова «Крещение Руси» на странице 86, составить рассказ «Как проходил обряд Крещения Руси».

Этап. Рефлексия

Слайд 22

-Ребята, я предлагаю завершить наш урок упражнением «Продолжи предложение»

-Говоря о культуре и религии:

«На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…»

«Я похвалил бы себя…»

«Особенно мне понравилось…»

«После урока мне захотелось…»

Урок окончен, спасибо за работу на уроке!