СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по произведению К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по произведению К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по произведению К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"»





 

«  Доброта – бесценное человеческое качество,

без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь»

К.Г. Паустовский



Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

- Здравствуйте, ребята. И опять – сказка… Как обычно, она пришла тихо-тихо. Каждый ли может услышать её тихие-тихие шаги? Каждый ли будет ей рад? Каждый ли поймет огромный смысл, который заключён в сказке? кто же поможет нам ответить на эти непростые вопросы? Конечно, К.Г.Паустовский, автор сказки «Теплый хлеб». (Учитель обращает внимание детей на выставку книг).

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Дома учащиеся готовили иллюстрации к отрывкам из сказки (1 группа учащихся – «Описание природы до того, как Филька обидел коня», 2 группа - «Описание природы после того, как Филька обидел коня», 3 группа – выразительное чтение тех же отрывков, индивидуальное задание – подобрать музыку к отрывкам, можно попробовать написать свою)

Иллюстрации учитель размещает по обе стороны доски в зависимости от эпизода, к которому создавалась иллюстрация.

- В каком жанре вы выполняли работу? (Пейзаж)

- Для чего мы готовили иллюстрации к сегодняшнему уроку? Как они могут пригодиться при проведении сегодняшнего урока? (Они помогут понять, что хотел сказать автор, заставят нас не один раз обратиться к тексту, какую роль играет ПРИРОДА в сказке, ведь автор большое внимание уделяет описанию природы).

- Скажите, зачем Паустовский большое внимание уделяет описанию природы? Выскажите свои предположения.

- Да, наверное, описание природы и сюжет сказки взаимосвязаны. Можем ли мы проверить наше предположение? Как?

- То есть, мы будем сегодня чуткими и внимательными читателями. Для чего? (Потому что мы хотим понять, какие уроки заключены в сказке, чтобы услышать и понять диалог человека и природы в сказке…)

- Давайте перечитаем сказку ещё раз, всматриваясь внимательнее в пейзаж, останавливаясь на деталях.

3. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. Мотивация к учебной деятельности

- Исходя из всего вышесказанного, сформулируем тему урока.


- Откройте тетради, запишем тему урока. (Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

5. Анализ произведения. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные вопросы и задания)



Определение жанра

- Давайте вспомним определение сказки фольклорной и литературной.

1. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

2. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

- Итак, перед нами сказка.

И на нашем уроке присутствует самая настоящая говорящая Сорока. Она так просилась на урок, утверждая, что только она знает эту историю до мельчйших подробностей, что я не смогла её не взять!

- О чём же всё-таки сказка?

- О мальчике Фильке, о людях, которые живут в деревне, об их жизни, о раненом коне.

(«О Сороке!» - подсказывает Сорока и вообще на протяжении всего урока «вмешивается» в разговор.)

- Ребята, когда вы начали читать сказку, обратили внимание на то, что она начинается не вполне обычно. (Дети вспоминают эпизод, зачитывают отрывки)

- Похоже ли это на русскую народную сказку? Почему? (Нет привычного нам сказочного зачина, повествуется об исторических событиях, о реальной жизни людей в трудное военное время, об их быте.)

- С какой целью К.Г. Паустовский рассказывает нам в самом начале историю раненого коня? (Подчёркивает важное значение образа раненого коня, а также намекает на то, что история, возможно, правдива…)

- Но это своего рода вступление. Где же начало, привычное нам «жили-были»? (Жил в Бережках…)

- Что ещё общего с русскими народными сказками?
(Небывалый мороз в рассказе бабки, добро побеждает зло, Говорящая сорока, опытная, старая, хитрая, которая живёт в сенях у Панкрата, которого называют в деревне колдуном, препятствия, через которые проходит главный герой, чтобы достичь цели.)

Проблемный вопрос

- Ребята, а ещё в сказках есть положительные и отрицательные герои. А Филька – положительный или отрицательный?

- Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Почему?

- А о каком-либо другом человеке можно так сказать? Почему?

- Конечно, в каждом человеке есть и хорошее и какие-то недостатки, с которыми он должен попытаться справиться.

- И, наверное, нельзя строго судить человека только по первому впечатлению, правда? Каким предстаёт перед нами Филька в начале произведения?

(Дети читают отрывок)

- Какой мы видим жизнь в деревне в начале сказки? Перечитаем описание пейзажа в самом начале.

Отрывок 1

(Выразительное чтение отрывка подготовленными детьми)

- Обратимся к нашим иллюстрациям (1 творческая группа). Какие краски использовали дети? Почему? (Тусклые, серые краски, скучные, спокойные…)

- А какую музыку вы написали бы к этому отрывку, если бы были композиторами?

- Послушайте, какую музыку подобрал к этому отрывку наш ученик (индивидуальное домашнее задание)

- Красивая мелодия? Какая она? («Почему ты выбрал эту мелодию?»)

-Да, она грустная, тихая, серая, как жизнь в деревне.

- Меняется такое течение жизни в деревне? Когда?

- Да, когда Филька ударил коня.

- Что же произошло? Что изменилось?

Отрывок 2

(Выразительное чтение описания природы)

- Обратимся к иллюстрациям, над которыми работала творческая группа. Какие краски они использовали здесь? Почему?

(Краски яркие, светлые, так рассказывает Паустовский о природе. И всё это красиво!)

- А какую музыку вы написали бы к этому отрывку, если бы были композиторами?

- Послушайте, какую музыку подобрал к этому отрывку наш ученик (индивидуальное домашнее задание) («Почему ты выбрал эту мелодию?»)

- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы рассказать нам о необыкновенной морозной ночи?

- Какой воздух? (Синий, густой, страшный, пустота ясная.) Эпитеты.

- С кем автор сравнивает луну? (Луна как невеста.) Сравнение.

- Снег пел под ногами – олицетворение.

- Снег – поёт! Пустота – ясная! Луна – как невеста! Перед нами просто картина праздника!

- Что же получается, мы вместе с автором радуемся? И Сорока радуется!!! Чему? Ведь приключился страшный мороз!!! Люди могли заболеть, погибнуть от холода и голода.

-Чему же радоваться? Разве эта ситуации лучше прежней? Почему?

- Нарушилось течение обычной жизни. А что ж, прежняя жизнь была плоха?

Что же плохого было в «той», прежней жизни? Подтвердите свои ответы словами из текста. Можно даже зачитать слова и словосочетания, которые характеризуют жизнь в деревне до «эпизода с конём».

Филька был молчаливый, недоверчивый.

отвечал сердитым басом

Да ну тебя!

мука кончается

наотмашь ударил коня по губам

закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал



- Так что же получается, Паустовский (автор этого творения, между прочим), словно волшебник, взял да и изменил всё одним движением кисти? Зачем?

6. Мини-исследование в группе

- А сейчас, ребята, я попрошу вас помочь мне.
(Учитель распределяет учащихся на три группы, каждая из групп получает по одному вопросу для обсуждения. После того как группы закончат обсуждение и придут к определённым выводам, учитель выслушивает каждую группу, причём в обсуждении проблемного вопроса обязательно участвует весь класс).

- Какой он, «другой» Филька?

Обязательно подтвердите свои слова, обратившись к тексту (вопрос для 1-йгруппы)

- Как природа помогает людям и почему (вопрос для 2-й группы)

- Сравнить два эпизода, в которых рассказывается о страшном морозе (рассказ бабки о старом солдате и мороз после поступка Фильки). Чем похожи они и чем отличаются?



Беседа с классом

Какой он, Филька?

- Только ли жизнь вообще хочет нарисовать автор другою, как вы думаете? А от людей чего он «ждёт»?

(Он хочет, чтобы Филька показал, какой он есть на самом деле.)

- Вообще, ребята, после того как случился мороз, какие варианты развития событий могли быть?

(Филька мог просто сидеть на печке и плакать и ждать….)

- Два варианта, два жизненных пути…

- Какой путь выбрали бы вы?

- Какой путь выбирает Филька и почему?

- Может быть, он просто боится? Филька плачет, прячется от мышей, трясётся (от холода и страха?).

- Может, он просто трус? Это Сорока мне нашёптывает. Вы согласны? (Нет! Он ночью, в гибельный мороз идёт к Панкрату.)

- Вот какой мороз! И в такую ночь Филька отправился к Панкрату! О каких качествах мальчика это говорит?

Смелость

Стойкость

- А неужели он не боялся нисколько?

(Боялся, но больше не за себя, а за других)

- Какой же ещё Филька?

(Отзывчивый, добрый, самоотверженный, способный на самопожертвование – мог ведь и погибнуть!)

- Обратимся к нашим иллюстрациям, тем, что размещены справа. Как помогает пейзаж понять чувства мальчика?

(В нём есть торжественность, уверенность, он помогает понять, что в душе Фильки просыпается что-то по-настоящему прекрасно!)

- А Сорока опять нашёптывает мне «Филька ударил коня! Это жестоко»! И вы знаете, ребята, надо подумать над тем, почему же Филька ударил коня? Что нам может помочь в этом? (Текст, иллюстрации к эпизоду «до мороза»)

- В течение всей сказки – раненый конь (согласитесь, что в этих словах большая боль, этими словами автор подчёркивает, насколько жесток поступок человека. В конце же сказки, когда уже всё хорошо, звучит и имя коня – Мальчик).

- Прочитаем слова Фильки, возможно, в них тоже найдём ответ?

(«Не напасёшься на вас, на христарадников…»)

- Почему - не напасёшься? (Полуголодное время: конец зимы, Гражданская война)

- На прошлом уроке мы проводили словарную работу и говорили, что «христарадниками» тогда называли обездоленных, которые просили подать Христа ради.

- Но слово какое-то обидное! Его Филька не придумал! От кого же он мог слышать такие слова?

(Возможно, так говорит его бабка, другие люди в деревне…)

- Почему коня ударил?

(От нужды, лишений очерствели людские сердца…)

- Сожалеет ли он о своём поступке?

- А вот в необычной, сложной ситуации перед нами раскрывается «другой» Филька. Какой он?

- Какой он, «другой» Филька?

Обязательно подтвердите свои слова, обратившись к тексту. На этот вопрос отвечала 1-я группа учащихся.

1.Переживает из-за того, что натворил .

1.«…плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня…»


2.Уверен в достижении цели, находит решение сам

2. «..будем рубить лёд…»

«…да ну его!» - в ином смысле, чем прежде

3.Он уверен в доброте других людей

3. «…наши ребята хорошие…»



- Вторая группа работала над следующим вопросом. Сравнить два эпизода, в которых рассказывается о страшном морозе (рассказ бабки о старом солдате и мороз после поступка Фильки). Чем похожи они и чем отличаются?

Значение слов Панкрата об очищении через доброе дело

- Как вы понимаете слова Панкрата: «Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит».

(Очищение через доброе дело, прощение после раскаяния.)

- Исправил ли Филька зло?

Как природа помогает людям и почему

- Говорит ли Паустовский прямо о том, что Филька прощён, стал «чистым»?

- Как же мы это понимаем?

(Описание природы и работа людей.)

- Подтвердите словами и текста («И никто сгоряча не заметил…»)

- Только лёд растаял?

(Сердце Фильки словно оттаяло, т.е, оно было добрым, но превратилось в лёд от лишений, отсутствия ласки, любви.)

- Ветви ив оттаяли, ветер дул с юга, становилось всё теплее.

- А какие краски вы взяли бы, чтобы написать этот пейзаж?

- Паустовский поможет нам, он мастер пейзажа?

Небо затянулось низкими облаками

по седым ивам

ровный и тёплый ветер

весело, гулко зашумела… мокрая берёзовая роща

в воздухе запахло весной, навозом

ветер дул с юга

с каждым часом становилось всё теплее

со звоном разбивались сосульки

от ТЕПЛОТЫ лёд начал оседать

- Филька исправил зло, он помог людям, почему же Паустовский не закончил свою сказку на этой красивой ноте, как вы думаете?

(Филька не извинился перед конём)

- Он сам так решил, никто ему ничего подобного не говорил, не советовал.

- Как Филька извиняется перед конём?
(Подносит! ему хлеб-соль в знак огромного уважения, преклонения)

- Конь сразу взял хлеб? Почему?

(Ему трудно поверить…)

- Как они помирились? Прочитайте.

- Как заканчивается сказка? (Добром, как русская народная).

Письменное задание

- Обо всём, кажется, мы с вами поговорили. И о том, что Филька хороший, и о том, как важно помогать людям, и о том, что природа может сочувствовать человеку, и о роли пейзажа в сказке сказали… Вот как много важного в этой сказке. А называется она «Тёплый хлеб». Почему? Над этим давайте подумаем… И на этот вопрос я попрошу вас ответить письменно.

- Итак, почему К.Г. Паустовский назвал свою сказку «Тёплый хлеб»? Помним, что отвечать необходимо полным ответом, подкрепляя свои размышления примерами из текста.

(Тёплый хлеб в прямом смысле, после страшных морозов. В переносном значении – хлеб, наполненный добротой, любовью, хлеб от всего сердца в дар коню, тёплый хлеб = добро, объединяющее людей )

6. Подведение итогов урока

- Получается, Паустовский не просто о мальчике Фильке нам рассказал? Так чему же учит сказка, какой важный урок вы лично для себя вынесли?

- Какую роль играет описание пейзажа на протяжении всего произведения?

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

  1. Записать в тетрадь пословицы о хлебе.

  2. Подготовить пересказ эпизода «И никто сгоряча не заметил…»