СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по психологии общения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по психологии общения на тему "Способы выхода из конфликта" предусматривает знакомство с пятью способами выхода из конфликтных ситуаций, выбор наиболее эффективного способа выхода из конфликта путем решения практических задач

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по психологии общения»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский педагогический колледж»











Методическая разработка

урока по дисциплине

ОГСЭ 02 Психология общения


Тема: «Способы разрешения конфликтов»





Выполнил: преподаватель психологии Печникова О.Л

Рассмотрено на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин





Протокол №______ от « »______________2018 г.

Председатель ПЦК____________________/Сивагина Е.Ф./

Пояснительная записка



Данный урок разработан для студентов 4 курса специальностей 44.02.01Дошкольное воспитание, 44.02.03 Педагогика дополнительного воспитания ОГБПОУ Кинешемского педагогического колледжа.

В ходе изучения данной темы студенты научатся грамотно анализировать конфликтные ситуации, выделять структуру конфликтов, различать их виды конфликтов. Основная задача темы сформировать у студентов навык оптимального способа выхода из конфликтных ситуаций для достижения поставленных целей.

Информация, изложенная в теме программы «Способы разрешения конфликтов», формирует у студентов понимание значения конфликта и выбора необходимого способа разрешения конфликта. На практических примерах студенты учатся анализировать и разрабатывать тактику управления исхода конфликта, что позволит развить навыки межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации.

Для уточнения темы урока и постановки образовательных задач используется видео материал. В ходе изучения темы проводятся игры, решение кейс-ситуаций, применяется метод мозгового штурма. Для активизации студентов используется как индивидуальная , так и групповая работа. Рефлексия, рассчитанная на закрепление изученного материала, проводится в виде игры «Акрослово»,

В дополнении представлена презентация, видеоматериал и раздаточный материал к уроку.















План урока

Специальность

44.02.03. Педагогика дополнительного образования

Учебная дисциплина /Междисциплинарный курс

ОГСЭ 02 Психология общения

Курс

4

Преподаватель

Печникова Ольга Леонидовна


Урок № 57

Тема программы: Конфликты

Тема урока: «Способы разрешения конфликтов»

Цель:

расширение представлений учащихся о причинах конфликтов; значения конфликтов для общества, знакомство с различными способами выхода из конфликтных ситуаций; побуждение к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Задачи:

• способствовать актуализации представлений о конфликтах, их структуре, видах и причинах; познакомить со способами разрешения конфликта

• создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного)

• содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей студентов

• создать условия для выражения собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции

Планируемый результат:

Знать/понимать:

  • значение конфликтных ситуаций для общества;

  • способы выхода из конфликтной ситуации;

  • различать основные понятия темы.


Уметь:

  • уметь анализировать и выбирать наиболее эффективный способ разрешения конфликтных ситуаций;

  • сравнивать, делать обобщения и выводы из полученных сведений.


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, метод мозгового штурма, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, способы выхода из конфликта, компромисс, уход/ уступка, сотрудничество, конкуренция, приспособление.

Средства обучения:

  • презентация  по теме урока;

  • видео мультфильмов по теме урока;

  • индивидуальный раздаточный материал для каждого студента;

  • карточки с кейс-ситуациями (приложение 1); (приложение 2);

  • карточки для проведения рефлексии «Акрослово»;

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • учебник:





Технологическая карта урока

Содержание и структура урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный момент

1мин.

Здравствуйте, садитесь! (Проверка отсутствующих.)


Актуализация опорных знаний и умений

5мин.

На прошлой неделе мы начали изучать новую тему. Кто напомнит, что это за тема?

Напомните, пожалуйста, что такое конфликт?

Мы уже многое узнали по этой теме. Познакомились со структурой и предметом конфликта. Какова структура конфликта?

Что является предметом конфликта? Разобрали виды конфликта. Какие виды конфликтов с участием человека вы знаете? Давайте попробуем определить по реальным конфликтным ситуациям, какому виду конфликтов относятся

(СЛАЙД 1,2,3).

Отвечают на поставленные вопросы










Определяют виды конфликтов

Целеполагание и мотивация

2 мин.

Как вы думаете, этих знаний о конфликтах достаточно для жизни и последующей профессиональной работы?

Конечно, нет. Сегодня мы продолжим изучение, а о чем наш сегодняшний урок попробуйте догадаться сами, просмотрев мультфильм (Просмотр мультфильма). (Приложение 1)

Что вы увидели в мультфильме? Как вы думаете, что мы еще должны знать о конфликтных ситуациях? Что же мы сегодня будем изучать? (СЛАЙД 4)

Какая основная цель нашего урока?

План урока:

Мы продолжим дальнейшее знакомство с конфликтами, поговорим о значение конфликта, об основных способах выхода из конфликтных ситуаций и попробуем на практике найти эффективный выход из конфликта.






Просмотр мультфильма






Определяют тему урока


Определяют цель урока




Изучение нового материала.

20мин

Мы уже на прошлом уроке начали говорить о проблемах взаимодействия людей в обществе. Каждый из нас – индивидуален. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство неполноценности, потребность в самоутверждении, мысль о своей исключительности, неудовлетворенное желание занять достойное место в коллективе.

В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).Да, без конфликтов жить нельзя.

Упражнение «Ладони».

Я попрошу вас выполнить такое упражнение. Пожалуйста, соедините ладони рук на уровне груди. Левой рукой надавите на правую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий не производится. Какой вывод из этого можно сделать? Правильно, при каждом споре, в ответ мы подсознательно начинаем сопротивляться. Т.е агрессия порождает агрессию.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами, ссорами, криками. В результате бытует мнение, что конфликт – явление нежелательное., что его следует немедленно разрешить, как только он возникает.

Давайте подумаем, а всегда ли конфликт несет только негативные последствия?

Давайте попробуем найти положительные и отрицательные стороны.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 2 минуты.(Приложение 2)

Вы будете работать в группе. Вспомним основные правила о работе в группах?

Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число проблем.

В какой-то мере конфликты даже необходимы для развития ситуации, перемене отношений, роста личности, иначе может наступить застой.

В конфликте часто мы находим новые, нестандартные способы решения проблемы.

Но также необходимо сказать о таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между конфликтующими сторонами.

Однако, при неумелом разрешении конфликта разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? Можно ли закончить конфликт мирно и по-дружески. Это можно подтвердить и вспомнив упражнение, которое мы уже выполняли. Ведь даже если учесть то, что ладони представляют разные интересы, то их расположение может быть разным.

Положительные исходы конфликтных ситуаций очень важны, отрицательные разрушают человека как личность. Вам как будущим педагогам нужно помнить об этом.

Какие же основные способы решения?

Посмотрите пожалуйста примеры конфликтных ситуаций , которые мы встречаем даже у наших любимых героев в детских мультфильмах.. После просмотра конфликтных ситуаций в представленных мультфильмах соотнесите их характеристиками. У каждого из вас лежат подготовленные для заполнения таблицы, вам необходимо вписать названия мультфильмов в последнюю графу. Отметьте эти соответствия у себя на карточках, записав название мультфильмов в последний столбик ваших таблиц (СЛАЙД 5) (Приложение 3)

-Как можно назвать по-другому эти характеристики? (СЛАЙД 5)

Американский психолог Дональд Томас Кемпбелл выделил пять основных стилей разрешения конфликта: (СЛАЙД 6) (Названия способов и пояснение, выделенное жирным шрифтом записываются в тетрадь)

Избегание когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, и способен на волевые решения. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

-И опять подтвердим все эти способы на основании нашего упражнения «Ладони» (демонстрация расположения рук в соответствии со способами)

Вы получили представление о способах разрешения конфликтов, как вы думаете, какой из этих стилей является наиболее эффективным?

- Да, действительно, это - сотрудничество, а наиболее конфликтным - является соперничество.

Каждый способ имеет свое место от конкретных условий и обстановки. Каждый из Вас в различных жизненных ситуациях пользуется этими способами. Главное при этом выбрать оптимальное решение без ущемления противоположной стороны и мирного разрешения сложившейся ситуации.

Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях, это необходимо помнить и в педагогической деятельности.

Давайте попробуем разобраться со стороны и подобрать решение к следующей ситуации. Каждая группа предлагает свой способ : Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
















Приводят примеры конфликтов























Отвечают на вопрос







Работают в группах














































Просмотр мультфильма, работа в таблице










































































Обсуждение ситуации и определение эффективного способа


Закрепление знаний.

10 мин.

Давайте потренируемся сглаживать конфликты и еще раз вспомним основные способы урегулирования конфликтов

- Сейчас каждая из групп получит карточки с кейсами. Вам предлагается несколько конфликтных ситуаций, в которых вы можете оказаться сами. Ваша задача состоит в нахождении оптимальных путей решения конфликта.


Первая подгруппа:

Ситуация 1: Одногруппник воспользовался без спроса твоим телефоном.

Ситуация 2: В компании друзей разделились во мнениях, кто предлагает сходить в кино, а кто-то пойти на дискотеку. Как вы поступите?

Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор. Как быть?

Вторая подгруппа:

Ситуация 1.Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

Ситуация 2. Родители заставляют за брата убираться в комнате.

Ситуация 3.Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт.

- Молодцы! - Чей ответ вам больше понравился? Почему?

чувство юмора очень часто помогает нам загладить конфликтные ситуации.















Обсуждение ситуации и определение эффективного способа


Рефлексия

4 мин.

В завершении, для закрепления полученных знаний, предлагаю еще одну игру «Акрослово» (Обеим группам раздаются карточки со словом КОНФЛИКТ и СПОСОБ. Необходимо дополнить Каждую букву слова определенным понятием, связанным с сегодняшним уроком. Например К- конкуренция, С – сотрудничество) (Приложение 4)

- Жизнь без конфликтов практически невозможна. Жизнь без конфликтов – застойная, в ней нет развития, в конфликте люди пытаются решить проблему новыми, оригинальными способами. НО очень важно научиться находить верное решение конфликта, вести себя достойно в конфликтной ситуации, так как именно от нашего поведения зависит, разрешится конфликт мирным путем или нет.

Благодарю вас за активность, инициативность, творчество!


Игра Акрослово

Подведение итогов урока, домашнее задание

2 мин.

Сегодня все активно поработали. Отличные оценки получают…..

Домашнее задание сделать сообщение о моделях поведения в конфликтных ситуациях, подготовиться к самостоятельной работе по теме «Конфликты» (на презентации)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс