Мы уже на прошлом уроке начали говорить о проблемах взаимодействия людей в обществе. Каждый из нас – индивидуален. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство неполноценности, потребность в самоутверждении, мысль о своей исключительности, неудовлетворенное желание занять достойное место в коллективе. В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).Да, без конфликтов жить нельзя. Упражнение «Ладони». Я попрошу вас выполнить такое упражнение. Пожалуйста, соедините ладони рук на уровне груди. Левой рукой надавите на правую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий не производится. Какой вывод из этого можно сделать? Правильно, при каждом споре, в ответ мы подсознательно начинаем сопротивляться. Т.е агрессия порождает агрессию. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами, ссорами, криками. В результате бытует мнение, что конфликт – явление нежелательное., что его следует немедленно разрешить, как только он возникает. Давайте подумаем, а всегда ли конфликт несет только негативные последствия? Давайте попробуем найти положительные и отрицательные стороны. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 2 минуты.(Приложение 2) Вы будете работать в группе. Вспомним основные правила о работе в группах? Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число проблем. В какой-то мере конфликты даже необходимы для развития ситуации, перемене отношений, роста личности, иначе может наступить застой. В конфликте часто мы находим новые, нестандартные способы решения проблемы. Но также необходимо сказать о таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между конфликтующими сторонами. Однако, при неумелом разрешении конфликта разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? Можно ли закончить конфликт мирно и по-дружески. Это можно подтвердить и вспомнив упражнение, которое мы уже выполняли. Ведь даже если учесть то, что ладони представляют разные интересы, то их расположение может быть разным. Положительные исходы конфликтных ситуаций очень важны, отрицательные разрушают человека как личность. Вам как будущим педагогам нужно помнить об этом. Какие же основные способы решения? Посмотрите пожалуйста примеры конфликтных ситуаций , которые мы встречаем даже у наших любимых героев в детских мультфильмах.. После просмотра конфликтных ситуаций в представленных мультфильмах соотнесите их характеристиками. У каждого из вас лежат подготовленные для заполнения таблицы, вам необходимо вписать названия мультфильмов в последнюю графу. Отметьте эти соответствия у себя на карточках, записав название мультфильмов в последний столбик ваших таблиц (СЛАЙД 5) (Приложение 3) -Как можно назвать по-другому эти характеристики? (СЛАЙД 5) Американский психолог Дональд Томас Кемпбелл выделил пять основных стилей разрешения конфликта: (СЛАЙД 6) (Названия способов и пояснение, выделенное жирным шрифтом записываются в тетрадь) Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него» Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, и способен на волевые решения. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» -И опять подтвердим все эти способы на основании нашего упражнения «Ладони» (демонстрация расположения рук в соответствии со способами) Вы получили представление о способах разрешения конфликтов, как вы думаете, какой из этих стилей является наиболее эффективным? - Да, действительно, это - сотрудничество, а наиболее конфликтным - является соперничество. Каждый способ имеет свое место от конкретных условий и обстановки. Каждый из Вас в различных жизненных ситуациях пользуется этими способами. Главное при этом выбрать оптимальное решение без ущемления противоположной стороны и мирного разрешения сложившейся ситуации. Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях, это необходимо помнить и в педагогической деятельности. Давайте попробуем разобраться со стороны и подобрать решение к следующей ситуации. Каждая группа предлагает свой способ : Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят. |