Конспект урока родного русского языка в 4 классе
Выполнила: учитель русского языка и литературы Фаизова Люция Рафитовна
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: Предложение. Простое и сложное предложение
Цель: Сформировать представление о сложном предложении
Задачи урока:
Познавательная: расширить знания учащихся о предложениях; научиться различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения; научиться составлять из двух простых предложений одно сложное и разделять запятой части сложного предложения.
Развивающая: научить правильно строить предложения, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи.
Тип урока: Введение новой темы
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Объявление темы, задач и целей урока.
Слово учителя.
Простые предложения состоят из одной грамматической основы. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое. Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.
Если два предложения стоят рядом, близки по содержанию и выражают одну мысль, можно объединить их в одно. В этом нам помогут союзы: а, но, и, что, когда и многие другие. Такие предложения с двумя грамматическими основами называются сложными. А предложения с одной грамматической основой – простыми.
Как и простое, сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые выходят в его состав, связаны по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. Запятая ставится перед союзами, которые соединяют части сложного предложения.
Основная часть.
Прочитайте предложения, обратите внимание на союзы.
У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.
Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.
У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.
Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.
Подумайте, для чего нам нужны союзы?
Составим схемы этих предложений:
У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости. [], и [].
Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения. [], [потому что].
У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу. [], но [].
Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения. [], [когда ].
Союзы нужны, чтобы показать связь между простыми предложениями в составе сложного.
3. Разделите сложные предложения на простые и запишите их.
Наступила поздняя осень, и целые дни дул холодный ветер.
За дачей тянулась роща, там часто собирались дети.
4. Спиши. Расставь знаки препинания. Подчеркни грамматические основы.
Сморщились молодые побеги и цветы завяли.
Зарябила вода и на воде поплыли листья.
Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля еще блестели росой.
Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.
Ветер спит птица дремлет не колышется ни одна ветка.
Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:
Осень приближается небо часто хмурится.
Дождь прошел и выглянуло солнце.
Вставьте пропущенные запятые в текст.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке.
Из простых предложений составьте сложные, используя союзы поэтому и потому что:
В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
«Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Составьте схемы предложений
Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
Сегодня я поеду к бабушке.
Я не видел реки великолепнее Енисея.
Наступили холода, и по утрам лужицы покрываются хрупким льдом.
Домашнее задание. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.
Настали тёплые дни и барсучиха вытащила из норы малышей. Они рады солнцу и зелёной траве. Барсучки играют мать сидит рядом и сторожит детей.
Выставление оценок.
Используемая литература
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
https://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-na-temu-prostie-i-slozhnie-predlozheniya-klass-2507180.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/08/02/kartochki-po-teme-prostye-i-slozhnye-predlozheniya-4
https://budu5.com/manual/chapter/86