Тема: Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы
Цели урока: - дать понятие основных выразительных средств фонетики;
- развивать речевой слух учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Проектирование урока
вступительный диалог с учащимися по ранее изученному материалу
1.Что такое фонетика?
2.Что такое орфоэпия?
3.Как они связаны между собой?
4.В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согл. звук? (темп, музей, шинель, Одесса)
5.В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согл. звук? (отель, пресса, антенна, диспансер)
6. В каком слове произносится твёрдый [т]
Термин, тема, тезис, теория.
2 ученика на доске выполняют карточку (фонетический разбор слова тишина,якорь)
Актуализация знаний через постановку проблемного вопроса
Ребята, вы знаете, что каждое слово имеет свою звуковую оболочку.
Но в результате частого употребления слов мы настолько привыкаем к ней, что не обращаем на нее никакого внимания. Звуковая форма слов перестает«переживаться» нами, осознаваться как нечто значимое, ценное.
-Посмотрите на слайд, прочитайте слова, сказанные Гоголем, про себя и вслух.
Н. В.Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»
Спишите слова в тетрадь.
Постановка целей урока
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь на уроке?
сегодня мы будем говорить о звуковых тайнах, о выразительных средствах фонетики.
(Запись числа и темы урока).
Каков будет цель нашего урока? (Узнать, какие существуют выразительные средства фонетики, научиться их находить)
Действительно в нашем языке есть много слов, которые интересны не только своим значением, но и звучанием. Так поэт Вадим Левин выделяет слова:
рычащие
пищащие
чирикающие
гремящие
визжащие
скрипящие
стучащие
А теперь постарайтесь найти в данном тексте «горохочущие» слова. Какие «громкие» звуки помогли сделать эти слова «грохочущими»?
Рах, трах, тарарах!
Раскричался гром в горах,
Прогремел над черной тучей,
Прорычал над рыжей кручей.
Пусть в горах грохочет гром!
Все равно гулять пойдем!
С.Погорельский
Ответ. Рах,трах,тарарах,раскричался,гром,горах,прогремел,черной,прорычал,рыжей,кручей,грохочет.
Найдите в данном тексте «шуршащие» слова. Какие звуки помогли их сделать такими?
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлепанье легкое… Кто это –гром?
Шшш! Там за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
В.Лунин
Ответ. Шорох, шептанье, шумок, шлепанье и другие слова со звуком [ш]
Этап освоения нового понятия
Работают самостоятельно, рассуждают, находят ответы на вопросы и заполняют карточку № 1
Гласные звуки делают нашу речь музыкальной и напевной.
Сонорные и звонкие согласные придают устной речи звучность, мелодичность и плавность.
Обилие мягких звуков делают нашу речь мягкой и нежной.
В «Старой записной книжке» князя П.А. Вяземского, друга А.С.Пушкина, есть рассказ о том ,что по звуковому составу , по слуху даже не знающий язык человек может приблизительно угадать, к какой категории относится то или другое слово.
В Москве приезжего итальянца спросили :
- Что , по вашему, должны выражать слова любовь, дружба, друг ?
- Вероятно, что-нибудь жестокое, суровое, может быть, и бранное, -ответил он.
- А слово телятина?
- О, нет сомнения, это слово ласковое, нежное.
Почему слово телятина произвело на иностранца такое неотразимое впечатление ? Как это связано с характером звучания слова?
Ответ. Слово телятина ассоциировалось у иностранца с чем-то ласковым и нежным неслучайно. Этому способствует особый подбор звуков в слове. Так, ощущение нежности и ласки вызывают три мягких согласных [т', л', т'] и сонорный [н]. Кроме того, все эти согласные являются высокими звуками, обладающими повышенной тональностью при произношении. Первый и третий гласные звуки тоже относятся к высоким звукам.
А высокие звуки, по данным психологов и социологов, вызывают светлые и радостные чувства.
Вывод:
Для чего поэты используют приём повторения звуков и их сочетаний в своих произведениях?
Кто может дать определение этому термину?
Для усиления яркости и выразительности речи.
Такой приём называется звукопись.
Звукопись – приём повторения звуков и их сочетаний.
Существует две разновидности звукописи - аллитерации и ассонанс.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат.-созвучие)
Один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков, чаще всего в начале слова.
АССОНАНС ( от франц. –созвучие, лат.- откликаюсь) Повторение в поэтическом произведении гласных звуков. |
Какие выразительные средства фонетики вы нашли?
Какую роль они играют в речи?
Что могут передавать звукоподражательные слова?
Звукоподражательные слова.
Передают звуки окружающей действительности.
Звучание человеческого голоса
Звуки, издаваемые животными,
Голоса неживой природы
Подведение итогов
Исследование какой темы вели на уроке?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. (рефлексия - карточка)
Д\З попробовать сочинить небольшое стихотворение, используя прим звукописи.