1.Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к деятельности. | (Слайд №1) - Прозвенел сейчас звонок Начинаем мы урок. (Слайд №2) Проверка готовности к уроку. - Я вижу, что все вы готовы к уроку. Молодцы! Тихонечко садимся за свои рабочие места. Проверим расстояние между туловищем и партой Оно должно составлять ширину ладони. Все сядем правильно! - Солнышко нас в гости пригласило Чтоб знания свои проверить нам Ответы правильно давать И тайны научиться открывать! - Посмотрите, какое оно красивое, как по-доброму, ласково улыбается нам. Давайте и мы улыбнёмся друг другу; нашим гостям. Запомните: улыбаясь, мы дарим друг другу радость, а ещё здоровье. - Посмотрите на девиз нашего урока - Прочитайте его: «Учитесь тайны открывать!» - А что такое тайна? - А вы готовы открывать тайны? - Тогда, в добрый путь! - Запишите в рабочих тетрадях число, классная работа. – Проверьте, сравните написание на доске с написанием в тетради. | Общий настрой класса на учебную работу Дети читают девиз со слайда. Дети высказывают свои предположения.
+ Тайна – это секрет; что-то неразгаданное; известное не всем. Это когда что-то скрывается от других.
+ Да Дети записывают число, месяц и вид работы в своих тетрадях. Проверяют. |
На доске: записано число, месяц и вид работы
На доске: маршрутный лист |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Решило солнышко проверить, всё ли в порядке в стране «Русского языка». Направило оно свои солнечные лучики в разные места. Давайте и мы попутешествуем с солнечными лучиками. Рассмотрите, маршрутный лист. - Куда солнышко направило 1-ый свой лучик? - Что мы будем делать? - Зачем нужна минутка чистописания? 2.1. Чистописание - По индивидуальным карточкам работают на отметку – Гадиров Руслан; Борисов Иван; Локтев Дима; Перелёшин Кирилл. Приступайте к работе. - А мы с вами постараемся отгадать, загадку про известную вам букву: (Слайд №3) Эта буква всем на свете сообщить, готова, что она не только буква, она и слог, и слово. (Слайд №4) - Совершенно, верно. Посмотрите на экран. - Сегодня на чистописании мы будем писать букву я На слайде и в тетрадях учащихся записан образец задания по чистописанию. - Напишите эту букву по данному образцу. Прохожу по рядам, наблюдаю за посадкой уч-ся за партой, помогаю, даю рекомендации, хвалю. (Слайд №5) - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените работу товарища на полях. - Вы все правильно, старательно и прилежно выполнили это задание. Молодцы! Оцениваю написание. Даю краткий комментарий поставленной отметке. - Ребята, а мы употребляем слово я в речи? Придумайте предложение с этим словом. - Давайте, запишем это предложение: Я читаю любимую книгу. - Самостоятельно обозначьте над словами части речи. - Проверяем. Докажи, почему эти слова относятся к указанным частям речи? - А слово я к какой части речи относится? Почему не обозначена часть речи? - Значит, какая задача нашего урока? Оцениваю ответ. Даю краткий комментарий поставленной отметке. Открываю 1-ую строчку плана | + Первый свой лучик солнышко направило на «Чистописание».
+ Мы будем выполнять задание по чистописанию. + Правильно, красиво, старательно писать буквы.
+ Это буква я
Дети прописывают данную букву по чистописанию в своих тетрадях.
Дети за полями рисуют цветным карандашом один из трёх кружочков самооценки «Светофор» Дети придумывают предложения.
У доски на отметку работает ученик.
+ Я не знаю, как называется эта часть речи.
+ Узнать, как называется новая часть речи. | На партах: разложены заранее маршрутные листы
На партах: разложены заранее индив-е карточки
На доске: План Узнать: Как называется новая часть речи. |
3. Открытие детьми нового знания | 3.1. Выявление места и причины затруднения. - Куда солнышко направило 2-ой свой лучик? - Что мы будем делать? - Ребята, а что вы можете рассказать о весеннем солнышке? (Слайд №6) - Почитайте. Вставьте пропущенные буквы. После д ждя выгл нуло весе..ее солнышко. Солнышко ярко светит. - Объясните написание слов с пропущенными буквами. - Прочитайте текст еще раз. После дождя выглянуло весеннее солнышко. Солнышко ярко светит. - Какая речевая ошибка допущена при составлении текста? - Как можно исправить эту ошибку? Каким словом? Напишите это слово прямо на слове солнышко. (Слайд №7) - Прочитайте вновь составленные предложения, заменив слово «солнышко». После дождя выглянуло весеннее солнышко. Оно ярко светит. - Вместо какой части речи вы употребили слово «оно»? (Слайд №8) - А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного? Может, кто знает или догадался? 3.2. Построение проекта выхода из затруднения. - Сформулируйте тему нашего урока. Открываю на доске написанную заранее тему урока - Ребята, а как вы считаете, почему местоимение получило такое название? - Чтобы вы хотели узнать о нём? Определим задачи. План Узнать: Как называется тема урока? Что такое местоимение? Какие ещё слова относятся к местоимению? На какие вопросы отвечают? Какую роль они выполняют в предложении? Открываю на доске написанный заранее план - Мы теперь можем сказать: к какой части речи относятся слова - Я; ОНО? - Обозначьте над словами часть речи. Выделим их, заключив в облачко. (Слайд №9) 3.3. Физкультминутка. - Пришло время отдохнуть. Физкультминутка. Включаю мелодию песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Реализация построенного проекта - Ребята, а куда направило Солнышко свой 3-ий лучик? - А для чего? (Слайд №10) - Прочитайте стихотворение о слоне В. Степанова и вставьте пропущенные слова. На арену вышел слон, К нам пришёл с подарком он. Он принёс друзьям цветок. Красный, словно огонёк. (Слайд №11) - На какой вопрос отвечает слово «слон»? - Каким местоимением заменяется слово СЛОН? - На какой вопрос отвечает слово «он». - Значит, какой вывод мы можем сделать? (Слайд №12) - Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении? - Значит, какой вывод мы можем сделать? (Слайд №13) - А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? - А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись? - Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение! Давайте откроем учебники на стр. 102, там есть правило Мудрой совы, которое вам необходимо будет выучить дома, а сейчас давайте проверим, правильно ли разгадана тайна - Правильно мы разгадали тайну? - Какие местоимения вы знаете. Назовите. На доске: План Узнать: Как называется тема урока? Местоимение Что такое местоимение? Часть речи Какие слова относятся к местоимению? я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – эти слова не называет предметы, а только на них указывают На какие вопросы отвечают? Местоимение отвечает на такие же вопросы, что и имя существительное. Какую роль они выполняют в предложении? заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов; чтобы текст был более красивым и правильным | + На название темы урока и постановку учебных задач +Называть тему и ставить задачи; составлять план работы по изучению новой темы +Чтобы получить новые знания + Солнце ярко светит. Оно поднимается в небе гораздо выше, чем зимой. С каждым днём солнышко греет всё теплее. Дети самостоятельно вставляют пропущенные буквы, а затем объясняют написание орфограмм в словах. + Несколько раз повторяется слово солнышко +Заменить это слово другим + ОНО +Вместо имени существительного +«Местоимение». Знающие ученики отвечают, что это местоимения + Тема нашего урока: «Местоимение». Дети составляют алгоритм; указывают над словами части речи; обводят новые слова в облачко Дети встают в колонну в проходе между партами. Выполняют упражнения в соответствии с текстом под музыку. Дети читают стихотворения на слайде и на карточках + Отвечает на вопрос КТО? + Слово слон заменяется местоимением ОН + Отвечает на вопрос КТО? +Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное. Дети читают + Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова. +Местоимение не называет предмет, а только указывает на него. + Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. +Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным. Ребята открывают учебники и читают правило |
На партах: разложены заранее карточки
На доске: название темы урока
На доске: план достижения поставленных задач
На партах: разложены заранее карточки со стихотворением
|
4.Первичное закрепление. | - Ребята, а куда направило Солнышко свой 4-ый лучик? Прочитайте. - А что мы там будем делать? (Слайд №14) - Давайте поработаем в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет? - Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем. - Проверяем. Я нарисую белочку. А ты что будешь рисовать? Ты умеешь вырезать? Какую задачу вырешаете? Куда ты идёшь? Почему они не улетают? - Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните местоимения. (Слайд №15) - Оцените свою работу. - Все ребята справились и всё записали верно. Молодцы! Оцениваю работы у 4-х учеников. Даю краткий комментарий поставленной отметке. | + На закрепление новой темы урока + Показывать свои знания, выполнять правильно задания. Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради. Дети за полями рисуют цветным карандашом один из трёх кружочков самооценки «Светофор» | На партах: разложены заранее карточки
|
7. Подведение итога урока, рефлексия. | - А куда направило Солнышко свой 6-ой лучик? Прочитайте. - Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие с солнечными лучиками - Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Что вы узнали о местоимении? Расскажите. (Слайд №19) - Ребята, заполните оценочный лист и прикрепите маленькие солнышки к той части урока, на которой вы чувствовали себя более успешными - Сегодня вы показали хорошие знания, доказали, что вы умеете разгадывать тайны (Слайд 20) - Спасибо за работу. Вы все хорошо потрудились. Молодцы! - Солнышко благодарит вас за работу и вручает вам вот такие свидетельства | + На подведение итога урока
+ Мы познакомились с новой частью речи; узнали о местоимении
Дети заполняют оценочный лист | |