СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по программе "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Русский язык. Конспект урока. 2 класс.



Тема урока: «Местоимение»


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Доска и оборудование

1.Мотивация к учебной деятельности.

Самоопределение к деятельности.


(Слайд №1)

- Прозвенел сейчас звонок

Начинаем мы урок.

(Слайд №2)

Проверка готовности к уроку.

- Я вижу, что все вы готовы к уроку. Молодцы! Тихонечко садимся за свои рабочие места. Проверим расстояние между туловищем и партой Оно должно составлять ширину ладони. Все сядем правильно!

- Солнышко нас в гости пригласило

Чтоб знания свои проверить нам

Ответы правильно давать

И тайны научиться открывать!

- Посмотрите, какое оно красивое, как по-доброму, ласково улыбается нам. Давайте и мы улыбнёмся друг другу; нашим гостям. Запомните: улыбаясь, мы дарим друг другу радость, а ещё здоровье.

- Посмотрите на девиз нашего урока - Прочитайте его: «Учитесь тайны открывать!»

- А что такое тайна?

- А вы готовы открывать тайны?

- Тогда, в добрый путь!

- Запишите в рабочих тетрадях число, классная работа. – Проверьте, сравните написание на доске с написанием в тетради.

Общий настрой класса на учебную работу

Дети читают девиз со слайда.

Дети высказывают свои предположения.



+ Тайна – это секрет; что-то неразгаданное; известное не всем. Это когда что-то скрывается от других.



+ Да

Дети записывают число, месяц и вид работы в своих тетрадях. Проверяют.





















На доске:

записано число, месяц и вид работы



На доске:

маршрутный лист


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

- Решило солнышко проверить, всё ли в порядке в стране «Русского языка». Направило оно свои солнечные лучики в разные места. Давайте и мы попутешествуем с солнечными лучиками. Рассмотрите, маршрутный лист.

- Куда солнышко направило 1-ый свой лучик?

- Что мы будем делать? - Зачем нужна минутка чистописания?

2.1. Чистописание

- По индивидуальным карточкам работают на отметку – Гадиров Руслан; Борисов Иван; Локтев Дима; Перелёшин Кирилл. Приступайте к работе.

- А мы с вами постараемся отгадать, загадку про известную вам букву:

(Слайд №3)

Эта буква всем на свете сообщить, готова, что она не только буква, она и слог, и слово.

(Слайд №4)

- Совершенно, верно. Посмотрите на экран.

- Сегодня на чистописании мы будем писать букву я

На слайде и в тетрадях учащихся записан образец задания по чистописанию.

- Напишите эту букву по данному образцу.

Прохожу по рядам, наблюдаю за посадкой уч-ся за партой, помогаю, даю рекомендации, хвалю.

(Слайд №5) - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените работу товарища на полях.

- Вы все правильно, старательно и прилежно выполнили это задание. Молодцы!

Оцениваю написание. Даю краткий комментарий поставленной отметке.

- Ребята, а мы употребляем слово я в речи? Придумайте предложение с этим словом.

- Давайте, запишем это предложение: Я читаю любимую книгу.

- Самостоятельно обозначьте над словами части речи.

- Проверяем. Докажи, почему эти слова относятся к указанным частям речи?

- А слово я к какой части речи относится? Почему не обозначена часть речи?

- Значит, какая задача нашего урока?

Оцениваю ответ. Даю краткий комментарий поставленной отметке. Открываю 1-ую строчку плана

+ Первый свой лучик солнышко направило на «Чистописание».



+ Мы будем выполнять задание по чистописанию.

+ Правильно, красиво, старательно писать буквы.



+ Это буква я



Дети прописывают данную букву по чистописанию в своих тетрадях.



Дети за полями рисуют цветным карандашом один из трёх кружочков самооценки «Светофор»

Дети придумывают предложения.



У доски на отметку работает ученик.



+ Я не знаю, как называется эта часть речи.



+ Узнать, как называется новая часть речи.


На партах: разложены заранее маршрутные листы



На партах:

разложены заранее индив-е карточки







































На доске:

План

Узнать:

Как называется новая часть речи.

3. Открытие детьми нового знания

3.1. Выявление места и причины затруднения.

- Куда солнышко направило 2-ой свой лучик?

- Что мы будем делать?

- Ребята, а что вы можете рассказать о весеннем солнышке?

(Слайд №6)

- Почитайте. Вставьте пропущенные буквы.

После д ждя выгл нуло весе..ее солнышко. Солнышко ярко светит.

- Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- Прочитайте текст еще раз.

После дождя выглянуло весеннее солнышко. Солнышко ярко светит. - Какая речевая ошибка допущена при составлении текста?

- Как можно исправить эту ошибку? Каким словом? Напишите это слово

прямо на слове солнышко.

(Слайд №7)

- Прочитайте вновь составленные предложения, заменив слово «солнышко».

После дождя выглянуло весеннее солнышко. Оно ярко светит. - Вместо какой части речи вы употребили слово «оно»?

(Слайд №8)

- А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного? Может, кто знает или догадался?

3.2. Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте тему нашего урока. Открываю на доске написанную заранее тему урока

- Ребята, а как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

- Чтобы вы хотели узнать о нём? Определим задачи.

План

Узнать:

  1. Как называется тема урока?

  2. Что такое местоимение?

  3. Какие ещё слова относятся к местоимению?

  4. На какие вопросы отвечают?

  5. Какую роль  они выполняют в предложении?

Открываю на доске написанный заранее план

- Мы теперь можем сказать: к какой части речи относятся слова - Я; ОНО?

- Обозначьте над словами часть речи. Выделим их, заключив в облачко.

(Слайд №9)

3.3. Физкультминутка.

- Пришло время отдохнуть. Физкультминутка.

Включаю мелодию песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

    1. Реализация построенного проекта

- Ребята, а куда направило Солнышко свой  3-ий лучик? - А для чего?

(Слайд №10)

- Прочитайте стихотворение о слоне В. Степанова и вставьте пропущенные слова.

На арену вышел слон,

К нам пришёл с подарком он.

Он принёс друзьям цветок.

Красный, словно огонёк.

(Слайд №11)

- На какой вопрос отвечает слово «слон»?

- Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

- На какой вопрос отвечает слово «он».

- Значит, какой вывод мы можем сделать?

(Слайд №12)

- Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

- Значит, какой вывод мы можем сделать?

(Слайд №13)

- А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?

- А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?

- Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение! Давайте откроем учебники на стр. 102, там есть правило Мудрой совы, которое вам необходимо будет выучить дома, а сейчас давайте проверим, правильно ли разгадана тайна

- Правильно мы разгадали тайну? - Какие местоимения вы знаете. Назовите.

На доске:

План

Узнать:

  1. Как называется тема урока?

Местоимение

  1. Что такое местоимение?

Часть речи

  1. Какие слова относятся к местоимению?

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – эти слова не называет предметы, а только на них указывают

  1. На какие вопросы отвечают?

Местоимение отвечает на такие же вопросы, что и имя существительное.

  1. Какую роль  они выполняют в предложении?

  • заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов;

  • чтобы текст был более красивым и правильным

+ На название темы урока и постановку учебных задач

+Называть тему и ставить задачи; составлять план работы по изучению новой темы

+Чтобы получить новые знания

+ Солнце ярко светит. Оно поднимается в небе гораздо выше, чем зимой. С каждым днём солнышко греет всё теплее.

Дети самостоятельно вставляют пропущенные буквы, а затем объясняют написание орфограмм в словах.

+ Несколько раз повторяется слово солнышко

+Заменить это слово другим

+ ОНО

+Вместо имени существительного

+«Местоимение».

Знающие ученики отвечают, что это местоимения

+ Тема нашего урока: «Местоимение».

Дети составляют алгоритм; указывают над словами части речи; обводят новые слова в облачко

Дети встают в колонну в проходе между партами. Выполняют упражнения в соответствии с текстом под музыку.

Дети читают стихотворения на слайде и на карточках

+ Отвечает на вопрос КТО?

+ Слово слон заменяется местоимением ОН

+ Отвечает на вопрос КТО?

+Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

Дети читают

+ Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.

+Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

+ Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

+Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Ребята открывают учебники и читают правило









На партах: разложены заранее карточки





















На доске:

название темы урока





На доске:

план достижения поставленных задач

























На партах: разложены заранее карточки со стихотворением




4.Первичное закрепление.

- Ребята, а куда направило Солнышко свой 4-ый лучик? Прочитайте.

- А что мы там будем делать?

(Слайд №14)

- Давайте поработаем в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?

- Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в

предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.

- Проверяем.

Я нарисую белочку. А ты что будешь рисовать? Ты умеешь вырезать? Какую задачу вырешаете? Куда ты идёшь? Почему они не улетают?

- Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните местоимения.

(Слайд №15)

- Оцените свою работу.

- Все ребята справились и всё записали верно. Молодцы! Оцениваю работы у 4-х учеников. Даю краткий комментарий поставленной отметке.

+ На закрепление новой темы урока

+ Показывать свои знания, выполнять правильно задания.

Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради.

Дети за полями рисуют цветным карандашом один из трёх кружочков самооценки «Светофор»

На партах: разложены заранее карточки




5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Слайд №16)

- А сейчас давайте выполним упражнение 174. Прочитайте задание.

- Оцените свою работу

(Слайд №17)

- Проверьте себя по эталону на слайде.

- Молодцы! Всё сделали правильно!

Ребята открывают учебники и выполняют задание из упражнения 174

Дети за полями рисуют цветным карандашом один из трёх кружочков самооценки «Светофор»

6.Домашнее задание

- Ребята, а куда направило Солнышко свой 5-ый лучик? Прочитайте.

(Слайд №18)

Обязательно: Выучить правило стр. 101 1вариант: – сочинить загадки с местоимениями. 2 вариант: – выполнить в рабочей тетради стр. 51, упр.111

+ На домашнее задание, чтобы закрепить свои знания

Дети выбирают и записывают домашнее задание


7. Подведение итога урока, рефлексия.  

- А куда направило Солнышко свой 6-ой лучик? Прочитайте.

- Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие с солнечными лучиками

- Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? - Удалось ли решить поставленные задачи?

- Что вы узнали о местоимении? Расскажите.

(Слайд №19)

- Ребята, заполните оценочный лист и прикрепите маленькие солнышки к той части урока, на которой вы чувствовали себя более успешными

- Сегодня вы показали хорошие знания, доказали, что вы умеете разгадывать тайны

(Слайд 20)

- Спасибо за работу. Вы все хорошо потрудились. Молодцы!

- Солнышко благодарит вас за работу и вручает вам вот такие свидетельства

+ На подведение итога урока



+ Мы познакомились с новой частью речи; узнали о местоимении







Дети заполняют оценочный лист