Рочева Ольга Александровна
учитель начальных классов
МОУ гимназия №1 г. Благовещенска
Урок русского языка по программе « Школа 2100» 2 класс
Тема урока: Развитие умения находить в предложении грамматическую основу.
Цели: уточнить представления учащихся о подлежащем и сказуемом, их признаках и взаимосвязи; формировать первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложениях.
Оборудование: ИКТ, презентация
Ход урока:
1. Орг. момент
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится. (дети читают вслух)
2. Чистописание.
Повторяем написание строчной буквы д
- Дайте характеристику звуку, который мы обозначаем буквой д.
- Спишите слова, подчеркните букву которую вставили.
дроз. гвоз.ь заво. мё. гра.
- Какую буква написали? Подберите проверочные слова.
- Какую орфограмму вспомнили?
- Как проверить парную согласную.
3.Словарь
1. Человек, который учится чему-нибудь у кого-нибудь. (ученик)
2. Деревянная палочка с графитовым стержнем. (карандаш)
3. Маленькая серо-коричневая птичка. Живёт обычно вблизи домов.(воробей)
4. Платье потерялось – пуговки остались. (рябина)
5. Домашнее животное, родственник волка . (собака)
4. Актуализация знаний.
- Что обозначают все эти слова?
- На какие 2 группы можно разделить все эти слова?
- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие одушевлённые предметы?
- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевлённые предметы?
- Какой частью речи они являются?
- Прочитайте слова. Читает, жужжит, дует, висит, льёт.
- Что обозначают эти слова?
- На какой вопрос они отвечают
- Как называются в русском языке?
Составьте словосочетание, используя слова, которые обозначают предмет и действия предметов.
Ученик читает.
- Можно ли сказать, что это предложение?
- А что такое предложение? (Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение имеет законченную мысль)Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Запишите предложение.
5. Постановка цели урока
- Все вы живете в благополучных семьях. У вас есть мама и папа братики или сестрёнки. А кто в вашей семье главный?
- А как вы думаете, в предложении есть главные слова?
6. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы узнаем, кто из вас прав и ответим на вопрос есть ли в предложении главные слова.
7. Открытие новых знаний.
- О ком говорится в нашем предложении?
- Задайте вопрос к этому слову?
Слова, которые обозначают то, о ком или о чём говорится в предложении, называются подлежащим. т.е. «лежащий» в основе предложения Его принято подчёркивать одной чертой. |
- Значит слово ученик в нашем предложении это подлежащее, выражено оно существительным, потому что отвечает на вопрос кто? Подчёркиваем одной чертой.
- Что говорится в предложении об ученике?
- Задайте вопрос к этому слову?
Те слова, которые объясняют нам, что говорится о подлежащим, что с ним происходит, называются сказуемым. Сказуемое сказывает, говорит, что делает подлежащее, главное лицо. Его подчёркивают двумя чертами. |
- Значит, слово читает – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.
Какой частью речи выражено?
- Из скольки слов состоит наше предложение?
- Предложение состоит из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Составьте предложение со словом рябина
В саду растёт рябина. Записываем с комментированием.
- О чём говорится в нашем предложении?
- Задайте вопрос? Это подлежащее, выражено существительным, подчёркиваем двумя чертами.
Что говорится о рябине? Задайте вопрос.
- Это сказуемое и подчеркиваем двумя чертами. Выражено оно глаголом.
-Сравните эти предложения. Что у них общего.
В русском языке подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения или грамматической основой предложения |
- В начале урока мы поставили перед собой вопрос. Есть ли в предложении главные слова? Как вы на него сейчас ответите?
- Какие слова в предложении называются главными?
- Во втором предложении кроме главных членов предложения еще есть слова. Это как в ваших семьях. Кроме главных мам и пап есть ещё дети, которые делают их жизнь красивой, значимой. Такие предложения называются распространёнными, а слова второстепенными членами предложения, которые делают предложения красивее. О них мы узнаем чуть позже..
8 Физминутка.
9. Тренировочные упражнения.
Упражнение 87.
Прочитайте. О ком говорится в стихотворении.
Спишите. Выделить грамматическую основу предложения. (Задание выполняется у доски с комментированием – 1 предложение 2 и 3 самостоятельно по вариантам.
10. Итог урока.
- Как называются главные слова в предложении.
- Слова, которые обозначают то, о ком или о чём говорится в предложении, называются ….
- Те слова, которые объясняют нам, что говорится о подлежащим, что с ним происходит, называются…
- Как ещё называют подлежащее и сказуемое?
11. Оценивание.
11 Д/з
.