СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока соответствует всем требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Конспект урока на тему

«Однозначные и многозначные слова»

Цель урока: усвоить понятие « однозначные» и «многозначные» слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить материал о лексическом значении слова;

  2. усвоить понятие «однозначные» и «многозначные» слова.

Развивающие:

  1. закрепить умение определять лексическое значение слова;

  2. сформировать умение определять однозначные и многозначные слова.

Воспитательные:

  1. формирование культуры умственного труда на основе использования таких мыслительных операций, как анализ, группировка, сравнение.

Оборудование урока: учебник, мультимедийная установка, толковый словарь.

План урока

  1. Мотивация:

  1. работа с представленными словами;

  2. создание проблемной ситуации на основе представленного материала

  1. Актуализация имеющихся знаний:

  1. Фронтальный опрос

  1. Формирование новых знаний:

  1. самостоятельная формулировка правила;

  2. сопоставление собственной формулировки с формулировкой учебника;


  1. Первичное закрепление нового материала:

  1. упражнение 330 (аналитическое устное);

  2. упражнение 331 (аналитическое устное);

  3. упражнение 332 ( аналитико – синтетическое)

  1. Самостоятельная работа:

  1. Работа со словарями (синтетическое письменное)

  1. Рефлексия и домашнее задание.

























Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Мы продолжаем путешествовать по стране «Лексика». Для начала повторим, что такое лексическое значение слова?

А теперь устно составьте словосочетания со словами «шляпка» и «половник».

Какие у вас получились словосочетания?



II.Почему со словом «шляпка» у нас получились разные словосочетания, а со словом «полковник» похожие?




Ребята, как вы думаете, как могут называться слова, которые имеют одно лексическое значение?

А как называются слова, которые имеют много значений?

Тема нашего урока « Однозначные и многозначные слова»

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.


Посмотрите на экран. Какие предметы здесь представлены?

Какие предметы вы отнесете к многозначным, а какие к однозначным словам?

Для того, чтобы узнать является ли слово однозначным или многозначным, нужно обратиться к толковым словарям. Откройте толковый словарь и найдите многозначные и однозначные слова. Как оформляются многозначное слово в словаре?




III.Попробуйте самостоятельно дать определение многозначным и однозначным словам.



Сопоставьте свою формулировку с формулировкой учебника. Для этого откройте учебник на страницу 129.

Прочитайте правило, представленное в рамке.





IV.Устно выполните упражнение 330.

Прочитайте задание.






Работаем по цепочке





Устно выполните упражнение 331.

Прочитайте задание.

Первый вариант находит многозначные слова с лексическим значением форма предмета. Второй вариант – с лексическим значением характер действия.

В упражнении 332 представлен отрывок из стихотворения С. А. Васильева «Дорожная». Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос «О каком полотне говорится в отрывке?»

Какое еще бывает полотно?


Составьте и запишите словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях.




V. Найдите в словаре два – три многозначных слова. Составьте с ними словосочетания, которые бы ясно показали, в каком лексическом значении употреблено слово и запишите в тетрадь.


VI.Подведем итог урока.

Какие слова называются многозначными, а какие – однозначными?




Как определить однозначные и многозначные слова в словаре?




Откройте дневники и запишите домашнее задание:

  1. Подготовить формулировку правила на стр. 129.

  2. Откройте учебник на стр. 132. Прочитайте задание к упр. 336.

Сколько заданий предлагается в данном упражнении?

Итак, дома прочитайте текст, озаглавьте его, определите какая часть текста относится к разговорному стилю, спишите ту часть, в которой описывается лес, укажите предложения с однородными членами.








Лексическое значение включает в себя совокупность признаков, присущих только одному предмету, явлению и т.д.



Дети составляют словосочетания.

Шляпка гвоздя, дамская шляпка, шляпка гриба; налить половник супа, разлить суп половником.


Слово «шляпка» обозначает несколько предметов, имеет несколько лексических значений. Слово «полковник» имеет только одно лексическое значение.


Однозначные



Многозначные







Корень, хвост, кнопка, половник, скакалка.

Однозначные: половник, скакалка; многозначные: корень, хвост, кнопка.








Разные лексические многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. После каждого значения даются примеры.


Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.




Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.


Какие из данных слов однозначные, какие – многозначные? В случае затруднений обращайтесь к словарю учебника. С однозначными словами составьте распространенные предложения.

Айсберг – одноз., дополнение – мног., реять – одноз., свирепый – мног., число – мног., прилагательное – одноз.


1 В. – шляпка гриба, гребень петуха, барабанить в барабан.

2 В – варить обед, барабанить в дверь, варить сталь







В отрывке говорится о железном дороге.

Полотно ткани используется при шитье вещей.



Мама сшила летнее платье из атласного полотна. Лучами красит солнышко стальное полотно.


Дверной замок, королевский замок, ключ дверной, подземный ключ.







Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.


Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.








В упражнении пять заданий.