Ι. Оргмомент. ΙΙ. Формулирование проблемы. | - Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей, плодотворной работы. Девиз урока: Пишут не пером, а умом! – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. Подводящий к теме диалог. – По какому признаку предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные? – По какому признаку предложения бывают восклицательные, невосклицательные? – Приведите пример невосклицательного предложения. – По какому признаку предложения бывают распространённые, нераспространённые? – Приведите пример нераспространенного предложения. – По какому признаку предложения бывают простые и сложные? - Почему вы не можете ответить на этот вопрос? - Какая возникла проблема? – Спрогнозируйте, какие задачи нам предстоит решить. - Проговорите цель урока. - Какой результат должны получить к концу урока? - Запишем тему урока. Как она звучит? – Предположите, какие предложения называются простыми, а какие сложными? (записать предположения) – Как их отличить? – Составим план урока. 1) Решить проблему – узнать какое предложение называется простым, а какое сложным 2)Применить новые знания, выполняя задания программного уровня. | – Да! (хором) – Нет! (хором) – Да! (хором) – Да! (хором) – На месте! (хором) – На месте! (хором) – У края! (хором) – Прямая! (хором) Дату. Записывают дату, классная работа. - По цели высказывания. - По интонации. - По наличию второстепенных членов. затруднение Высказывают предположения - Узнать какие предложения называются простыми, а какие сложными, научиться их различать. -Уметь различать простые и сложные предложения. «Простые и сложные предложения». |
III. Актуализация знаний. IV.Поиск решения. Физминутка | 1. Актуализация изученного о сложных словах. – Вспомните, в русском языке нам встречалось понятие сложное? – Приведите примеры сложных слов. – Почему эти слова называются сложными? – Сравните два кубика: игральный кубик и кубик Рубика. – Какой из них можно назвать простым, а какой сложным? Почему? – Какой вывод вы сделаете о сложных предметах? – А теперь перенесите ваш вывод на тему нашего урока. 2. Наблюдение и анализ материала. Работа по карточкам № 1  Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Началась весёлая игра. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра. – Задание: Прочитайте предложения. Какие из предложений вы бы назвали простыми, а какие сложными? Рядом с предложениями поставьте буквы П (простое) и С (сложное). – Сравните ваши предположения с товарищем по парте. Попробуйте обосновать ваш выбор. – Какие предложения вы назвали простыми, а какие сложными? – Как можно доказать, что предложение простое или сложное? – Подчеркните основы в каждом предложении. – Что вы заметили? Не возникло ли затруднения? – Проверьте себя: чем отличаются предложения друг от друга? – Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие сложными? – Как вы думаете, сколько может быть грамматических основ в сложном предложении? – Почему в 4-м и 5-м предложениях стоят запятые? 3. Работа над определением, с. 173. – Прочитайте текст в рамке про себя. – Вы прочитали учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит? – На какой вопрос отвечает каждая часть? – Запишем эти вопросы. Как называется предложение, состоящее из одной грамматической основы? Как называется предложение, состоящее из двух и более грамматических основ? Из чего состоит сложное предложение? Как разделяются части простого предложения? – У нас получился план текста. – Перескажи текст с опорой на план себе шепотом. – Перескажите этот текст по нашему плану друг другу вполголоса. – По какому же признаку предложения делятся на простые и сложные? – Определите схему какого предложения я вам показываю: простого или сложного? [             ]. [  , ]. [ ], [ ]. – Чем отличаются схемы простого и сложного предложения? – В каких схемах есть запятые? Почему? – Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и схема сложного предложения? Выполнение движений под песенку «У оленя дом большой» | - Сложные слова - Самокат, самолёт, листопад - Сложные слова, это слова состоящие из двух корней -Кубик Рубика состоит из многих маленьких кубиков, его можно покрутить, изменить. - Сложные предметы состоят из простых, их частей. - Сложное предложение состоит их простых предложений. Выполнение задания Работа в паре Высказывание детей. Нужно выделить грамматические основы - В 1, 2 и 3 предложении одна грамматическая основа. 4-е предложение составлено из 1-го и 2-го; в нём две грамматические основы. 5-е предложение составлено из 1-го, 2-го и 3-го, в нём три грамматические основы. - Простые предложения – в которых одна грамматическая основа, сложные – в которых несколько грамматических основ. - Две, три и больше. - Запятые разделяют части сложного предложения. По количеству грамматических основ. Две пары квадратных скобок. Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых, две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых. |
V. Развитие умений. | 1. Работа по учебнику. Стр.174 Упр. 445 – Прочитайте задание, по какому алгоритму мы будем с вами работать? 1) Списать предложение. 2) Найти и подчеркнуть грамматическую основу. 3) Определить количество грамматических основ. 3) Определить какие предложения простые, а какие сложные. 4) Составить схему предложения. Схемы 1) [ = – ]. (Простое предложение) 2) [ = – ], [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.) 3) [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.) Вопросы к ученику (АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? 2. Самостоятельная работа – Возьмите карточку № 2 для самостоятельной работы (карточки дифференцированные) – Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию? – Прочтите ваше предложение. (выборочно) – Какое это предложение: простое или сложное? – А теперь работаем с вашими предложениями в паре. Может быть, вы догадались, какое задание я вам предложу? – Составьте из ваших двух простых предложений одно сложное. Запишите, выделите грамматические основы. – Какой результат у вас получился, прочтите. Назовите первую грамматическую основу. Вторую грамматическую основу. – Какой знак вы поставили между двумя грамматическими основами? | Составление алгоритма действий Работа у доски, самооценивание по алгоритму. Самостоятельная работа по дифференцированным карточкам. Работа в паре |