СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троекурово Лебедянского муниципального района Липецкой области

( МБОУ СОШ с. Троекурово)




Конспект урока русского языка,

проведенного во 2 «А» классе

Смирновым Владиславом Петровичем


















Троекурово

2020



Тема урока: «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.»

Цель урока: сформировать умение находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»;

  • учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова;

  • обогащать словарный запас детей.

  • воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные : осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинное - следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организация обучающихся на работу

Прозвенел звонок веселый

Вы готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем

Мы работать начинаем.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Л.: положительное

отношение к учению

Актуализация знаний

Откройте тетради, давайте проверим домашнее задание №96.

Кого называют данные слова? (Детенышей животных)

Какая общая часть во всех этих словах? (Общая часть - суффикс ЁНОК)

После какой части слова она стоит? (После корня)

Отступите 2 строчки от домашней работы и запишите Одиннадцатое февраля. Классная работа. Не забудьте, что в слове одиннадцатое две буквы нн.

Минутка чистописания

Ребята отгадайте загадку

Оно на небосвод взошло

И смотрит к нам в оконце.

Оно нам дарит свет, тепло.

Всегда пусть светит...(Солнце)

- Подарите своему соседу по парте «солнечную» улыбку. Давайте будем активно работать и дарить всем только положительные эмоции!

- С какой буквы начинается слово «солнце»?

- Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради.

Назовите количество букв и звуков в слове «солнце».

Теперь пропишите слово «солнце» на следующей строчке.

Игра «Лото»

Посмотрите на слайде из слов выпали буквы. Давайте с вами попробуем составить слова.

(Черный, черника, чернушка; старик, старушка, старинный; глазок, глазной, глазастый.)

Открывают тетради и проверяют домашнее задание




Записывают число и классная работа




Отгадывают загадку






Отвечают на вопросы





Прописывают в тетрадях Сс и слово солнце

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты деятельности.










Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Постановка учебной задачи

Словарный диктант

Ребята, сейчас мы с вами напишем словарный диктант

На следующей строчке у себя в тетради запишите следующие слова. (Два ученика работают у доски.)

Кто хочет пойти к доске?

Сн_жок, м_розный, М_розко, снеж_нка, м_розит, снежная, моро_.

Давайте проверим, правильно ли записали слова ученики, которые работали на доске.

На какие две группы можно разделить все эти слова? (1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2гр.- Морозко, морозит, морозный.)

Что общего у слов в каждой группе?

(Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть.)

Ребята, а кто - нибудь из вас знает, как называется эта часть слова? (корень)

Посмотрите и скажите, кто изображён на этой картинке. (Мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка)

-Как назвать их одним словом? (Семья, родственники)

И о некоторых словах в русском языке тоже говорят, что они родственные. Как вы думаете, почему они получили такое название?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема нашего урока «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.



Выполняют задание









Отвечают на вопросы











Высказывают свои предположения



Определяют тему урока

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей.














Познавательные: осознавать познавательную задачу


Открытие нового знания

Ребята, послушайте сказку и ответьте на вопрос «Как называется общая часть слов?»

Много лет назад люди построили своё первое жилище и назвали его ДОМ. Стали люди жить в этом доме. Стали в этом доме появляться новые слова. Столько новых слов выросло, сколько веток на деревьях. Все они очень похожи друг на друга, но в каждом слове есть что-то своё.

Удивились люди: как от корня дерево выросло, так и от слова ДОМ образовались новые слова. Общую часть всех этих слов назвали корнем. Слова и деревья от корня растут.

Как называется общая часть слов? (корнем)

Ребята, скажите, как вы понимаете, что значит слово корень?

Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения.

Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

Давайте с вами прочитаем в учебнике, что нам о корне и однокоренных совах говорит профессор Самоваров.

Ребята давайте с вами немного отдохнем. Все встали из – за парт и повторяем движения за мной.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает

В право в влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел листовою клен

Слушают сказку













Отвечают на вопросы






Читаю значение слова






Выполняют движения вместе с учителем


Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.






Р.: планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.


Первичное закрепление

Откройте учебники на стр. 46 найдите упражнение 61.

Давайте прочитаем задание. Что необходимо сделать?

Кто прочитает текст?

О чем этот текст?

Как мы его озаглавим? (Животные идут на водопой. К водопою.)

Давайте найдем название каждого животного и его детеныша в тексте. Кто нашел поднимаем руки. Хорошо!

Запишите в своих тетрадях № 61

Давайте запишем эти слова парами по образцу. (Учитель пишет образец на доске слониха - слоненок.)

Что вы заметили в этих словах общего?

Есть ли в этих словах общая часть – корень? Давайте выделим его. Какой корень в слове слониха, в слове слоненок.

Можем ли мы назвать их словами-родственниками?

Давайте составим с этими словами предложения.

В этом упражнении нам встретилось новое словарное слово – лисица.

Давайте поделим это слово на слоги. Все приготовили ладошки и произносим слово 3,4 – ли –си- ца

Сколько слогов?

Давайте с вами произнесем слово все вместе, чтобы поставить в нем ударение.

На какой слог падает ударение?

Запишите в своих тетрадях слово Словарь: и запишите слово Лисица.

Какая орфограмма в этом слове?

Какую букву мы подчеркнем?

Поставьте в слове ударение подчеркните орфограмму.

Давайте придумаем предложение с этим словом.

Работа по карточкам

Ребята, сейчас некоторым из вас я раздам карточки, напишите на них свое имя и фамилию и приступайте к работе. (Раздаю карточки)

Все остальные работают со мной.

Посмотрите на доске даны слова, нам нужно найти в них корень и придумать еще по одному родственному слову.

лес, лесочек, лесник.

вода, водяной, водица.

гриб, грибница, грибник.

вишня, вишневый.

лимон, лимонница, лимонный.  

Хорошо! Вы хорошо умеете находить корень и подбирать однокоренные слова.

Выполнение упражнения № 62.

Найдите № 62 на странице 47. Давайте прочитаем задание к упражнению.

Давайте с вами рассмотрим рисунок.

Что изображено на рисунке?

Давайте прочитаем слова, которые даны справа.

Запишите № 62 в своих тетрадях.

Запишите слова через запятую слова из учебника. Выделите корни в этих словах. Как вы думаете какое из этих слов лишнее? Почему?

Игра «Придумай – ка»

Посмотрите на доске даны корни слов. Вам необходимо придумать и записать как можно больше слов с этим корнем.

1 вариант корень- лес

2 вариант корень – вар

3 вариант корень - вес

Упр.63

Читают задание




Отвечают на вопросы





Выполняют задание



Записывают в тетрадь слова





Отвечают на вопросы







Выполняют задание




Отвечают на вопросы






Записывают словарное слово в тетрадь




Читают задание к упражнению




Отвечают на вопросы


Выполняют задание










Выполняют упражнение










Придумывают слова

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты деятельности.



















Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.














Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Подведение итогов. Рефлексия

Итак, ребята, корень – это главная часть слова. В нем заключено основное значение слов. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать.

Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Что такое корень?

Что такое родственные слова?

С каким новым словарным словом мы познакомились на уроке?

Что вам было интересно на уроке?

Что вам было трудно?

Продолжите фразу Сегодня на уроке ….

я узнал…

я похвалил бы себя за…

я сумел…


Отвечают на вопросы





Оценивают свою работу на уроке


Регулятивные: планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Откройте дневники запишите домашнее задание стр. 47 № 62

Открывают дневники, записывают домашнее задание

Л.: желание приобретать новые знания, умения

Организованное окончание урока

На этом наш урок окончен. Все встали. До свидания.

Прощаются с учителем.

Л.: положительное

отношение к учению