2.Мотивирование учебной деятельности. Постановка целей. | -Сегодня мы с вами отправляемся в гости. А к кому – сейчас догадаетесь сами. Игра «Доскажи словечко» 1.Если речка голубая Пробудилась ото сна И бежит, в полях сверкая,- Значит к нам пришла… 2.Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поёт пичужек стая,- Значит к нам пришла… 3.Если солнце разрумянит Наши щёки докрасна, Нам ещё приятней станет,- Значит к нам пришла … -Кто же нас пригласил в гости? (слайд 2) Беседа: -Кто любит это время года? Встаньте, пожалуйста. (структура Тэйк оф тач даун) -Поделитесь, чем. -Весна нам сегодня на уроке поможет вспомнить пройденные темы, познакомиться с новыми словами, а также поработать над чистописанием. | (отвечают хором) - весна -весна -весна -Нас пригласила в гости Весна. (встают) (если встало большинство ребят, то рассказывают друг другу в паре, если меньшинство, то учитель спрашивает несколько учеников) | К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); |
3.Актуализация знаний | -Как вы думаете, какая буква у неё самая любимая? -Верно. Порадуем весну красивым письмом. -Запишем число, классная работа. Чистописание -Посмотрите на доску, весна приготовила вам три варианта записи буквы в. -Хлопните. Кому нравится эта запись? (показываю) -Эта? А эта? -Расскажите друг другу, над каким элементом будете сегодня работать? (спрашиваю выборочно) -Запишите одну строчку. Развитие речи -Весна – она какая? -А давайте подберём такие прилагательные, которые бы начинались на букву в. Я вам помогу. Я буду называть имя существительное, а вы образуйте имя прилагательное. -Волшебство -В чём проявляется волшебство весны? -Волнение -Это как? -Восхищение -Великолепие -Впечатление -Подберите синоним к слову впечатляющая. -Ветер -Влага -Прочитаем получившиеся слова орфографически.(слайд 3) -Выберите любое прилагательное и запишите словосочетание. -В старину весну называли утром года. (слайд 4) -Как вы думаете, почему? -А у весенних месяцев тоже были другие названия: март – протальник, апрель – цветень, снегогон, а май называли ласково травень. (слайд 5) -Интересные названия, правда? -А чем интересно слово апрель? -Прочитаем текст. (на слайде 6 и на карточках) -Что интересного узнали? - Найдите предложение, похожее на пословицу. -Что это значит? -Спишите это предложение грамотно и красиво в свою тетрадь. -Как вы думаете, какой листочек подарила бы вам весна сегодня за чистописание: зелёный, жёлтый или красный? Орфографическая минутка. -Оглянитесь вокруг. -Увидели слова? (слова раскиданы на стенах кабинета) -Некоторые из них могла принести только весна. Вам нужно их найти и записать в тетради через запятую. -На эту работу я вам даю три минуты. (дети должны выбрать: ледоход, гнездование, капель, половодье, линька) -А Алёшу я приглашаю поработать на доске (аналогичная работа, но нужно выписать словосочетания из карточки Задание: Выпиши только те записи, которые подходят к весне. Опадание листьев, отлёт птиц, появление подснежников, заготовка запасов, пробуждение природы, таяние снега, отлёт птиц, снежные бури, прилёт птиц) -Проверим. -Почему именно эти слова записали? -Посмотрите, Алёша на доске тоже должен был выписать признаки весны. Вы согласны с ним? (появление подснежников, прилёт птиц, таяние снега, пробуждение природы) -А чем отличаются записи Алёши от ваших? -А что такое словосочетание? -Алёша, покажи схематически, что слова связаны по смыслу. -А всем остальным задание – подчеркнуть в словах орфограммы (самостоятельно) -Назовите слово, в котором есть орфограмма – разделительный мягкий знак -мягкий знак для обозначения мягкости согласных -А какая ещё есть орфограмма в слове капель? -Проверочное слово? Вывод: Мы поработали над изученными орфограммами и помогла нам их вспомнить весна. -Оцените свою работу. -Ребята, а с чем связаны такие изменения в природе весной? -Действительно, зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». А вот сейчас солнце и и светит ярче, и греет по-настоящему (слайд 7) -На уроках русского языка мы работаем с какими звуками? -А я вам предлагаю отдохнуть и послушать звуки весны. Физкультминутка (видео) https://www.youtube.com/watch?v=VzAadywtWkc | -Буква в. (записывают) (хлопками отвечают на мои вопросы) (обсуждают в паре) (записывают одну строку) (подбирают имена прилагательные) -Волшебная; -происходят как будто бы чудеса… не было цветов – появились… -Волнующая; -Когда наблюдаешь за природой, возникают разные чувства. -Восхитительная; -Великолепная; -Впечатляющая; -Удивляющая; -Ветреная; -Влажная; (читают хором) (записывают словосочетание) -Весной всё пробуждается после зимней спячки. -Оно словарное. (рассказывают) -Непостоянен обманщик – апрель: на дню - семь непогод. -В апреле погода часто меняется, поэтому можно обмануться, надо внимательнее относиться к своему здоровью. (списывают) (оценивают себя – показывают листочки) (находят карточку с нужным словом, записывают слово в тетрадь, дальше идут искать новое слово; работа выполняется самостоятельно) (один зачитывает записанные слова) -Всё это признаки весны. -Это словосочетания. -Это два слова, связанные по смыслу. (продолжает свою работу) (подчёркивают) -половодье -линька, капель -безударная гласная -капает (самооценка листочками) -На улице стало тепло. -Солнце светит ярче. -Гласными и согласными; (отдыхают под релаксирующее видео) | Л: ценить понятия «красота», «терпение», «доброта» Р: определять цель учебной деятельности К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя П: анализировать, делать выводы на основе наблюдений Л: ценить и принимать такие ценности как «красота», «Родина», «природа». П: извлекать из текста необходимую информацию; анализировать, строить логические рассуждения, делать выводы. Р: осуществлять рефлексию своей деятельности П: находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Р: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по заданному алгоритму. Р: соотносить выполненное задание с образцом Р: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результат своей деятельности. Р: осуществлять рефлексию своей деятельности. П: анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. К: уметь формулировать собственные высказывания. |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации. | -Посмотрите внимательно, что решила нам показать весна. (слайд 8) -Назовём их хором. -Встаньте, пожалуйста те, кто из вас помнит, почему эти цветы расцветают именно ранней весной? (Структура Тэйк оф тач даун) -Предлагаю проверить себя. -Пересядем по хлопку. (Приём «Пересадки») -У вас новая команда. -Составьте текст из частей и внимательно прочитайте его. (у ребят части текста: 1. Некоторые растения зацветают ранней весной. Почему? 2.Ранней весной , когда на деревьях и кустарниках ещё не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Раннецветущим травам нужно как раз много света и влаги. 3. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где ещё лежит снег.) -Прочитаем текст, который у вас получился. -Так почему же эти цветы расцветают так рано, когда на улице ещё достаточно прохладно? -А какой тип текста вы только что составили? -Докажите. -Весна решила познакомить нас со своими друзьями – птицами. (слайд 9) -Среди этих птиц есть скворец. Кто сможет показать? Поднимите руки. -А кто сомневается? -Пересаживаемся. -Что нам нужно сделать, чтобы развеять наши сомнения? -Составьте новый текст из частей. (1. Скворец – красивая блестящая птица с чёрным оперением, иногда с фиолетовым или зеленоватым отливом. 2.Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, чёрный – у самочки, жёлтый – у самца. 3. А ещё скворцы хорошо поют, могут подражать голосам других птиц или животных. 4. Вот такая это птица-скворец.) -Прочитаем, что у вас получилось. -А теперь кто узнает скворца на слайде? (показываю на птиц) -Какой текст вы только что составили? -Докажите. -А знаете ли вы, что оказывается скворцы прилетают одними из первых, и вначале прилетают самцы, и только недели через две самки. -Запишем первое предложение под диктовку и подчеркнём имена прилагательные волнистой линией. -У кого есть желание поработать у доски? (приглашаю к доске сильного ученика ) -Оцените работу Глеба. -А свою работу на какой листочек можете оценить? -Ребята, какая информация о скворце для вас была самой неожиданной? Поделитесь друг с другом. | -Это первоцветы. (называют) (встают) (учащиеся по хлопку учителя пересаживаются по одному по часовой стрелке на следующую парту в своём ряду) (работают в группе, составляют из разрезных карточек текст) (читает один ученик) -Этим растениям для цветения нужно много света и влаги, именно ранняя весна благоприятна для этого. -Текст –рассуждение. -В нём даётся ответ на вопрос Почему? (поднимают) (поднимают руки) (пересаживаются таким же образом – по одному, по хлопку, образуют новую команду) -Найти информацию в тексте. (работают в группе) (один ученик читает) (дети хлопают, когда показываю на скворца) -Текст-описание. -В этом тексте много прилагательных, этот текст отвечает на вопрос: Какой? (записывают предложение, по ходу записи проверяют себя, ориентируясь на запись с доски) (оценивают) (показывают листочки) (делятся в паре) | К: участвовать в совместном решении задачи. Р: контроль процесса и результатов деятельности П: извлекать необходимую информацию; анализировать, делать выводы. К: уметь формулировать собственные высказывания. К: участвовать в совместном решении задачи. П: извлекать необходимую информацию. Р: контроль процесса и результатов деятельности. К: уметь формулировать собственные высказывания. П: анализировать, делать выводы; отвечать на вопросы учителя. Р: соотносить выполняемое задание с образцом. Р: контролировать процесс и результат деятельности. К: корректно оценивать выполненное задание одноклассниками. Р: контролировать и оценивать свою работу. К: вступать в диалог |
6.Подведение итогов. Рефлексия деятельности. | -В конце урока весна решила подарить нам песенку (слайд 10) и задать несколько вопросов. -Под песенку можно ходить по классу, а как только музыка остановится – найти пару и дать односложный ответ на вопрос весны. 1 пауза: Какое слово вы узнали сегодня на уроке? 2 пауза: С каким словарным словом познакомились? 3 пауза: С каким типом текста не поработали? 4 пауза: Сколько зелёных листочков от весны получили? 5 пауза: Каким словом можете себя охарактеризовать? (трудяшка, молодчинка, умница, молодец, неряшка…) -На этом мы прощаемся с весной. Всем спасибо за работу. | (ходят по классу, слушают песенку, как только останавливается музыка – находят пару и отвечают на вопросы) | Р: осуществлять рефлексию своей познавательной деятельности. К: взаимодействовать в паре: выслушивать мнение других, высказывать свою точку зрения. |