Постановка цели, задач урока. | К нам на урок сегодня пришел необычный гость. Но для того, чтобы узнать кто это, вам необходимо отгадать ребус. - Совершенно верно, к нам на урок сегодня пришла белочка (Вывесить на доску изображение). - Белочка подготовила для вас загадку, чтобы вы узнали, какое слово нам поможет раскрыть тему урока и его задачу - Отгадайте, и подумайте, случайно ли белка загадала её. Чок-чок-чок-чок, Рос на ветке сундучок Сундучок не простой Сундучок костяной. - Отгадали? -Верно! -Оцените себя в кружочке №1, одним из цветов светофорчика. (красный, жёлтый, зелёный). Где красный цвет значит, что вы все поняли (выполнили правильно), желтый: поняли не до конца (выполнили с ошибками), а зеленый: не поняли (не выполнили). -Случайно ли белка выбрала вам эту загадку? -А почему же? - Верно, это одно из лакомств белки, и она принесла орех к нам на урок (Вывесить на доску изображение и слово). -Посмотрите, ребята. Взглянув на строение ореха, вы сможете определить, о чём будем говорить на уроке. -Из чего состоит орех? -С помощью ореха можно образно представить значение любого слова, в котором скорлупа – это оболочка, а ядро – это главная часть, его значение. - Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? -Образно назовём понятия «оболочка» и «ядро» слова, а как же точнее звучит тема нашего урока, прочтём в учебнике на с.64. Называют, тему нашего урока. Какую поставим цель сегодня на урок:
Задачи на урок: 1) Узнать, о конкретном и общем значении слова. 2) Поработать со словарем 3)Потренироваться в нахождении конкретного и общего значения слова 4)Закрепить знания об общем значении слова | 2 3 4 5 6 | -Белка -Орех Нет. Она любит орехи Ядро, скорлупа О слове, его строении «Конкретные и общие значения слов» Узнать, что такое конкретное значение слова (лексическое) |
Работа над новым материалом. | -Ребята, оказывается, слово-отгадка «орех» нам сегодня поможет на уроке усвоить новую тему. И сейчас вы в этом убедитесь. -А вы слышали что-нибудь о молочных лесах? -Авторы учебника предлагают вам об этом узнать, прочитав текст в упр.1 на с.64. -Внимательно прочитайте про себя и ответьте на вопрос: существуют ли молочные леса? (один ученик читает вслух, остальные про себя) -А давайте сейчас, чтобы узнать о строении слова, проведём звуко-буквенный анализ слова «орех». Выполняем это задание у себя в тетрадях. Откройте их и запишите число, классная работа. (К доске 1 ученик). (буквы О и Р вместе, Е и Х самостоятельно) - А это внутренняя или внешняя оболочка слова? | 7 | Да, ядра орехов в 8 раз питательнее молока Орех – [арэх] о-рех о – [а]-глас, безуд. р - [р] – соглас, звон, мягк. е -[э]- глас, удар. х - [х]- соглас, глух, твёрд. 4 буквы, 4 звука. Внешняя |
Физ.минутка | В лесной глуши на елке Жили-были два бельчонка. Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. Вставали рано поутру, Изображали кенгуру: За уши лапками хватались И вправо-влево наклонялись. Дружно хлопали в ладошки И тянулись, словно кошки. Ножками топали, Глазками хлопали, Головками крутили, Друг за другом вслед ходили. | 9 | Потянуться Прыжки на двух ногах Руки поднести к ушам.
Наклоны в стороны Хлопки в ладоши Круговые движения руками, потянуться Ходьба на месте с притопом. Поморгать глазами. Повороты головы в стороны Ходьба на месте. |
Продолжение изучения нового материала | -Продолжим работу и обратим внимание на таблицу в учебнике. Что можно узнать о слове «орех» из таблицы? -Сколько в этом слове гласных? Согласных? -Молодцы! Вы внимательны! -Что ещё видим в таблице? -Объясните значение слова «орех». -Давайте приведём примеры, составим предложения. -Прочитайте в учебнике прямое (лексическое) значение слова. - А как вы думаете, что такое лексическое значение слова? - Где мы можем найти значение слова? Совершенно верно! -Наш могучий русский язык содержит в себе огромное количество слов, оттого он и богат. И порой возникают вопросы о конкретном (лексическом) значении непонятных нам слов. И в этом у нас есть бесценные помощники – толковые словари. -И белочка принесла их из библиотеки на наш урок. (Продемонстрировать детям словарь) Существуют большие толковые словари, а также школьные толковые словари. В них вы найдёте лексическое значение любого слова русского языка. Также в конце ваших учебников имеется толковый словарик. -А что нам необходимо знать, чтобы ориентироваться в словаре? - Прочитайте на экране слова, близкие по значению: Орех, орешник, лещина. -Такие слова близкие по смыслу называют синонимами, но об этом мы будем говорить на следующем уроке русского языка. -Прочитайте общее значение слова. - Итак, что мы рассказали с помощью таблицы об особенностях слов русского языка? -Почему в таблице использован образ ореха? -Что такое лексическое значение слова? - А общее значение слова? -А сейчас, для того, чтобы закрепить знания об общем значении слова, выполним задание №3. Прочитаем его. - Сейчас возьмите карточку №1, которая лежит на ваших партах. Там вы увидите текст из номера 1. Вам нужно выполнить задание, используя цветные карандаши. Желтым цветом мы подчеркиваем название предмета, красным – название признака предмета, а зеленым – название действия предмета. Выполняем это задание в парах, совещаемся шепотом. -Кто знает, что такое «пора»? -Чтобы узнать это воспользуемся словарем. - Молодцы! Оцените себя на карточках оценивания. -На страницу учебника выбежал помощник, чтобы сделать заметку. Прочтём её на стр.65. - И именно с ним вам необходимо поработать при выполнении упражнение №4. Толковый словарик находится на странице 138 учебника. Внимательно прочтите двустишие и найдите новое слово, спишите двустишие в тетрадь. Спинку ровно я держу, За посадкою слежу Глазки вниз я опущу На «отлично» напишу! -Какое слово искали? -Каково его лексическое значение? -Каково его общее значение? Молодцы! -Какое умение применяли? Оцените себя в кружочке №6. -Найдите на партах карточку №2. Каждому из вас досталась возможность определить конкретное и общее значение слова с помощью толкового словаря. -Выпишите его в тетрадь и составьте с ним предложение. | 10 11 12 13 | Оно имеет форму слова (оболочку): звуковую и буквенную. 2,2 Можно говорить о плоде, а можно о кусте. Ответы детей. Плод некоторых растений со съедобным ядром в твёрдой оболочке То, что обозначает слово В словаре Лексическое значение слова — это то, что обозначает это слово. Лексическое значение слова — это соотношение звуковой части слова с его предметным наполнением, обозначением конкретного предмета или явления. Алфавитный ряд Что? Орех – название предмета С помощью ореха можно образно представить значение любого слова, в котором скорлупа – это оболочка, а ядро – это главная часть, его значение. Что обозначает К какой части речи относится. Ж- пору, орех, ядра, орехов, молока, леса. К- осеннюю, лесной, зрелых, молочные. З- созревает. Пора - Время, период. Сыплет спелые орехи Мне орешник в кузовок. Кузовок. Плетёный короб из коры деревьев. Что? – кузовок, название предмета. (Умение работать со словарями) Выполняют |