Урок 34. Дата проведения 19. 10 Класс 7
Тема урока: Образование действительных причастий прошедшего времени
Тип урока комбинированный
Оборудование: учебник, презентация, карточки, словарь Ожегова
Формы, методы приемы, технологии: фронтальный опрос, комментированное письмо, словарная работа, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка, самооценивание, выборочная работа, работа с таблицей
Ожидаемые результаты:
Предметные: Формирование умений образовывать действительные причастия настоящего времени
Метапредметные:
Познавательные: Учатся выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные: Учатся отстаивать свою точку зрения
Регулятивные: Учатся планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)
Личностные: Учатся применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека? Ставить перед собой цели и идти к их достижению, осознавать необходимость знать и уметь применить приобретённые навыки.
Ход урока
Структура урока | целевой | Содержательный (на каждом этапе урока) | Технологический (на каждом этапе урока) | контрольно-оценочный |
Организационный момент | проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся. | Проверить готовность обу-ся к уроку; Проверить присутствующих. | | самоконтроль |
Проверка выполнения Д/З | Проверка знаний теорит. материала, Проверка дом. упражнения. Цель: проверить уровень знаний по теме «Причастие» | Опрос уч-ся: (ученик опираясь на пример, рассказывают изученные правила) Проверка дом. Упр. | Теор. опрос Работа в парах | Самооценка и самоконтроль Оценивание уч-ся. Подведение итогов выполнения д. з. |
Мотивация и актуализация опорных знаний | Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия. | -Какое время имеют причастия? Какого времени не бывает у причастий? От чего зависит время причастий.
| Связь нового материала с предыдущим уроком Вывод Постановка проблемного вопроса (Как различить время причастий?) | Взаимоконтроль самонастрой |
Целеполагание | Цель: постановка задач и целей урока | Уч-ки самостоятельно ставят цели перед собой | Метод стимулирования и положительного настроя | Самонастрой |
Изучение нового материала | Цель: .Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. 2.Максимальное использование самостоятельности в работе с различными источниками информации | Действит. причастия Прошедшего времени От основы инфинитива и ВШ, Ш (слайды) | Работа с презентацией Работа с таблицей учебника Сравнение Поиск ответа в учебнике | Контроль хода выполнения задания, с целью дать пояснения и уточнения |
Первичная проверка знаний | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Принять- принявший Нести- несший. Что важно сказать о гласной в глаголе и причастие обазованного от него? | Работа по аналогии | Взаимооценивание. Самоконтроль |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий Цель : проверить уровень усвоения знаний | Эпиграф к уроку. Есть ли в Эпиграфе причастие.? О Есенине. (Приложение1) Задание1 (приложение 2) 2. Упр 91 Опред. виды глаголов, время причастия , выделы суффикс , объяснении напис. гласных Упр.92 | Поисковая работа Коментированная работа с учеб. Дефер. работа .сильн.ученики выпол. зад самост. | Подведение итогов по выполнению данного задания Подведение итогов по выполнению данного задания Самопроверка, самонастрой Взаимооценивание Самопроверка, Самооценивание. Оценивание учителем |
Робота со словарем | Словарь Ожегова . мираж | Самот. работа со словарем милосердие | «узнай сам скажи другим» | самооценка |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы знаний по теме. . Продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, систематизации учебного материала. | Ребята составляют вопросы по теме и задают друг другу | Педагогика сотрудничества | взаимоконтроль |
Подведение итогов занятий | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Анализ и оценка успешности достижения цели: «При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?» «Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой? Причастия склоняются. Могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголовнесовершенного вида и совершенного вида при помощи суффиксов -вш (-ш-)» | Система инновационной оценки | Использование формирующего оценивания, обсуждение критериев с учащимися |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения Д/З | С. 90 на «3», переписать , опр. время прич , выучить правили, Упр. 89 на «4-5» | Дифференцированное обучение | Проверка соответствующих записей |
Рефлексия | Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Что было легко? -Что было сложно? -Что было непонятно? - Что понравилось? - Достиг лия поставленной цели… - Доволен литы своей работой на уроке… - Урок для меня был… Отвечают на вопросы. - я умею образовывать и различать время причастий настоящего времени - я умею применять орфографическое правило? | Система инновационной оценки | Самооценка |
Приложение 1
(Портрет С.Есенина на экране).
Да, Сергей Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор.
Низелюк Алена подготовила о творчестве С.Есенина небольшую информацию
(Изображение природы на экране).
ЕСЕНИН Сергей Александрович родился 21 сентября (3 октября) 1895 г в селе Константиново Рязанской губернии. Русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Есенин чувствовал себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством 28 декабря 1925 года в городе Ленинграде.
Учитель: Итак, ребята, можно сделать вывод: употребление причастий делает речь более яркой и выразительной. В письменной художественно-литературной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Читая строки С.Есенина, ещё раз убеждаешься в том, что это мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово.
Приложение 2
Учитель: Творчество С.Есенина – это глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Он умеет подмечать неуловимое в природе, тонко различать цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это мастер живого слова.
1. За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец
(«Закружилась листва золотая…»)
2. Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
(Выть – участок пахотной земли, которым в Рязанской губернии наделялось определенное количество душ или дворов.)
3. Все резче звон, прилипший на копытах.
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.
(«Табун»)
4. В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, -
И кажется с тропы далекой –
Вода качает берега.
(«За темной прядью перелесиц…»)
5. Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
(«Голубень»)
6. Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.
(«Песни, песни, о чем вы кричите?»)