СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя существительное"»

КОНСПЕКТ

Класс 3

Урок:  русский

Тема: Имя существительное. Повторение изученного.



Цель урока: итоговое обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя существительное» 
Задачи:

1) Образовательная: повторить существенные признаки имени  существительного .

2)Развивающая:  способствовать развитию у детей орфографической  зоркости, словесно-логического мышления,  наблюдательности, памяти;  умение рассуждать, анализировать, развивать устную речь;

3)Воспитательная:  воспитывать внимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

раздаточный материал.

Конспект урока

I.Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности

Прозвенел и смолк урок
Начинаем наш урок
Все друг к другу повернитесь

Мило, дружно улыбнитесь.
И садитесь по местам.

Проверка домашнего задания(упр.2 стр.46)

- Сегодня на уроке мы отправимся в страну Речь. Там живут разные части речи. Мы отправимся в гости к одному из её жителей. Мы будем вести дневник путешественника – это ваши тетради. 3. Чистописание

– Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы.

Дети.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите в дневнике дату путешествия. (Дети записывают число)

А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие.

Я сейчас вам прочитаю стихотворение и вы скажете о каком времени года это стихотворение( зима)



Проплясали по снегам

Снежные метели

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся коньки,

Режут лед снегурки.

Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С

Какой он? (Согласный, глухой)

Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради.

сСс СсС

4.А теперь ребята проведем словарную работу, но перед как начать вспомним что такое синонимы.

Синонимы – это слова одной части речи, которые звучат и пишутся по разному.а по смыслу одинаковы( веселый- радостный, смелый – храбрый)

1.Синоним к слову холод ( мороз).

2. Тонкий снежный слой  на деревьях (иней).

3.Сильный ветер со снегом ( метель).



4. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).

5. Самое холодное время года ( зима).

Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова.(на доске) 
– Какой частью речи являются?

На какие вопрос они отвечают?(кто? что?)

(Эти слова имена существительные)

5. Работа по теме урока.

«Великое количество слов в языке – сотни тысяч.  Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология.(определение морфологии)



Первого жителя страны, к которому мы сейчас отправимся, вы узнаете, выполнив задания в парах

- Из данных слов выпишите имена прилагательные, глаголы, местоимения (бежит, река, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, солнце, звери, ты).

-Какой частью речи являются оставшиеся слова.

-Сформулируйте тему урока

Чему учились, изучая имя существительное?

-Какая задача стоит перед нами?

- Вот и добрались мы до ущелья вопросов

-Кто знает лексическое значение слова «ущелье»?

(Ответы детей)

- Вот что об этом говорится в толковом словаре. Ущелье – это узкая крутосклонная долина, промытая рекой в твёрдых коренных породах. ---Преодолеть ущелье нам поможет следующее задание.

Игра «Волшебный квадрат» (определить число имён существительных):

- Поиграем в игру «Волшебный квадрат».

У каждого из вас на столах лежат квадраты. В клеточках этого квадрата вписаны имена существительные. Определите число каждого существительного.

(Самостоятельная работа учащихся на листочках)

подарки

чай

торты

музыка

суббота

книги

столица

цветы

ребята

яблоко

грибы

ель

человек

деревни

метель

ножницы

-Закрасьте синим карандашом имена существительные множественного числа.

(Учащиеся закрашивают синим карандашом имена существительные множественного числа.)
-Сверьте свой рисунок с рисунком на доске

-Как определить в каком числе стоит имя существительное?

Дети: Если существительное обозначает один предмет, значит, оно стоит в единственном числе, если существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе.

Молодцы, справились с заданием, вышли из ущелья вопросов и идём дальше. Перед нами небольшой холмик. Прочтите его название.

Дети: «Холм Выбора».

в) игра «Узнай род имён существительных».

- Чтобы по нему пройти, выполним следующее задание. Игра «Узнай род имён существительных». Разделите листочек в своих дневниках путешественника на 3 равных столбика. Я буду диктовать слова, вы должны распределить их по родам.

Фамилия, посёлки, имя, картофель, вагон, сёла, портфель, морковь, туфли, ботинки, семья, плащи , города , расстояние, овощ.,





Какого рода бывают имена существительные?

Дети: Имена существительные бывают женского, мужского, среднего родов.

- Как определить род имени существительного?

Дети: Чтобы определить род имени существительного, нужно заменить его подходящим местоимением – он – мужской род, она – женский род, оно – средний род.

Изменяются ли имена существительные по родам? Можно ли определить род у существительных множественного числа?

Дети: Имена существительные по родам не изменяются.

6. Физкультминутка «Одушевлённое-неодушевлённое»:

Нарицательные и собственные

Дочь ,тетрадь ,собака. Вова, Москва, Дружок.

Учитель: Выполнив задание, мы подошли к Дубраве Здоровья. 

Пришло время подышать свежим воздухом и немножко отдохнуть. Встали все около своих парт. Сейчас я буду называть вам слова. Если существительное одушевлённое то все хлопают в ладоши 3 раза, если неодушевлённое прыгают на двух ногах на месте 3 раза.

Лейка, окно, карась, мальчик, зверь, ящик, муха, конура, коза, жук, девочка, овца, лопата, рыба, зуб, платок, кролик, доктор, учителя

7Продолжение работы по теме урока

- Отдохнули. Пора двигаться дальше. Впереди «Поляна падежей». 

д) склонение имён существительных:

- Знаете ли вы падежи? Назовите мне их хором.

(Учащиеся проговаривают хором падежи)

- Что такое склонение?

Дети: Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

- Просклоняйте существительное погода. Выделите окончание.

(на доске кто-то выполняет,а остальные в тетради)

Дети: И.п. что? погода

Р.П. чего? погоды

Д.п. чему? погоде

В.п. что? погоду

Т.п. чем? погодой

П.п. о чём? о погоде

(Взаимопроверка)



-Как определить падеж имени существительного?

Дети: Чтобы определить падеж имени существительного нужно задать к нему вопрос.

е) упражнение в определении падежей имён существительных:

-Спишите словосочетания, которые вы видите на доске. Укажите падеж имени существительного.

(Самостоятельная работа учащихся)

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, подарил книгу, переплыл через речку, сделано из дерева, стоял на вершине, пошли в школу .



8. Подведение итогов

-В какой стране мы побывали?



9.Рефлексия.

Заканчивается наше путешествие в страну Речь.

В путь! Домой!

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы закончить наше путешествие,

Надо подвести итог.

Над какой темой мы работали?

Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно

понравилось?

Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз

побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителей.

Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.

10. Домашнее задание.

Упр.5 стр.46.

- Всем спасибо. Урок окончен.