СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Открываем ещё несколько секретов правильной речи

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс.»

Конспект урока по русскому языку 4 класс.

Тема: Открываем ещё несколько секретов правильной речи

Тип урока: комбинированный

Цель: обучить правильному изменению слов, освоению норм правильной речи.

Задачи:

1)учить правильному произношению одинаковых слов по смыслу, но разных по произношению; учить правильно употреблять правило чередования согласных букв в корне слова;

2)развивать речь учащихся;

3) воспитывать доверительные отношения, патриотизма.

Этапы

Ход урока

1.Орг.момент

Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталия Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

2.Актуализация знаний

-Ребята, а случалось ли вам слышать речь детей 3-4 лет?

-Чем она по - вашему, необычна?

-Попробуйте найти ошибки в речи детей. Откроем свои рабочие тетради на странице 83 и прочитаем задание 297.

Найди ошибки, зачеркни неверные формы и надпиши нужные. Потом проверь себя по словарю трудностей (с.155-158) и рядом запиши слова правильно.

- А где другая уха? Нарисуй ему ухи.(другое ухо) (уши)

- Я ем ротом. (ртом)

- Там одни лёды. И в лёдах живут белые медведи. (льды)

- Мне приснилось два сона. (сна)

- Смотрите, человеки идут! (люди)

- А сколько там людев? (людей)

Какие слова, как говорят, «режут» слух? (которые говорят неправильно)

- Проверь свои догадки по словарю трудностей (с.155-158)

3.Работа по теме урока

-Прочитайте об истории одного слова и скажите, чего не знал малыш.

(Упр. 298, с. 137)

Вывод: В единственном числе говорят – человек, а во множественном – люди. Другой формы множественного числа у слова человек нет.

-Запишите (в тетрадях) слово человек в винительном, творительном и предложном падежах – в 1 столбике в ед. ч., 2 столбик – мн.ч. Один человек к доске, вопросы проговариваем вслух.

ед.ч.мн.ч.

В.п. (кого) человека людей

Тв.п.(кем) человеком людьми

П.п. (о ком)о человеке о людях

Далее посмотрим на упр. 299. С 138

-Скажите слово ребёнок во мн. числе. (Ребёнок – ребята, дети.)

-Сколько слов вы назвали? Почему? (потому что можно сказать дети, а можно ребята)

Прочитаем объяснение под заданием. И сделаем вывод: теперь мы можем говорить и так и так, и дети и ребята.

ед. ч. мн.ч.

ребёнок дети, ребята

- Запишите (тетради) слова в родительном и творительном падежах мн. ч. Проверьте себя по словарю трудностей. (с.142)

Р.п. мн. ч. ребят, детей;

Тв.п. мн.ч. ребятами, детьми.

А сейчас послушайте небольшое стихотворение про чередование согласных букв в корне.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться.

БОК – БОЧОК, ДРУГ – ДРУЖОК,

УХО – УШИ, ПУХ – ПУШОК.

КОСИТЬ травы - СКАШИВАТЬ,

СПРОСИТЬ маму – СПРАШИВАТЬ.

ПУЩУ – ПУСКАТЬ, ЛЕЧУ – ЛЕТАТЬ.

Какими корни нам считать?

СКАЖУ – СКАЗАТЬ, СОРВЁМ – СРЫВАТЬ.

Их будем родственными звать.

-О каких особенностях поведения звуков в словах говориться в стихотворении?(чередование согласных в корне слова)

Далее посмотрим на задание 300. Прочитайте самостоятельно, и в рабочей тетради в номере 297 найдите ошибку малыша, которая относится к этому правилу.

(ухо-уши)

Что вы узнали о звуках [х] ([х’]) [ш] (Теперь действует правило: в слове ухо в единственном числе звук [х] ([х’]) и буква х, во множественном – звук [ш] и буква ш:над ухом, в ухе – над ушами, в ушах.)

Просклоняйте (устно) слово ухо во множественном числе.

Им. п. что? уши

Р. п. чего? ушей

Д. п. чему? ушам

В. п. что? уши

Тв. п. чем? ушами

П. п. о чём? об ушах

Теперь посмотрим на задание 301.

Чтобы исправить ошибки малышей ещё в нескольких словах (297, рот, сон), нужно гласные сделать беглыми.

Чтение по цепочке в им. п., мн. ч.

(рот – рты, лёд – льды, мох – мхи, лев – львы, сон – сны, пень – пни, день – дни, лоб – лбы)

Записать эти слова и добавить к ним формы именительного и родительного падежей множественного числа; выделяйте окончания.

1вариант 1 столбик 2 вариант 2 столбик

Рот -рты – ртов сон – сны – снов

Лёд –льды – льдов пень – пни – пней

Мох – мхи – мхов день – дни – дней

Лев – львы – львов лоб – лбы – лбов

Посмотрим 302 задание.

Правильно образуй формы именительного и родительного падежей множественного числа, пользуясь авторскими подсказками.

Нач. ф. Им. п. мн. ч. Р. п. мн. ч.

Мама мамы мам

Мать матери матерей

Папа папы пап

отец отцы отцов

дочка дочки дочек

дочь дочери дочерей

сын сыновья сыновей

- Какие особенности образования некоторых слов ты теперь знаешь?

- При изменении слов гласные из корня должны «убегать».

4.Итог урока

О каких особенностях образования слов вы сегодня узнали на уроке?

Спасибо за урок!