Урок № 51
Тема урока: Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения
Предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель Мустафаева Л.Х.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.
Задачи урока:
Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.
Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.
Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.
Планируемые УУД:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;
регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных; развиваем мыслительную деятельность;
коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;
личностные: выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Межпредметные связи: литературное чтение
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ресурсы урока: доска, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч. В.П.Канакина,
Ход урока
1.Организационный этап.
Психологическая подготовка к общению.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Будем знания добывать
Чтоб с успехом применять.
- Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.
Проверка домашнего задания
- Какое упр. нужно было выполнить дома. Все справились с заданием. (читают) Кому было легко? У кого возникли затруднения? Почему затруднились? Что для этого нужно знать?(знать таблицу падежей)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.
- Сколько падежей в русском языке? (6) Повернитесь друг к другу и начиная с 1 варианта перечислите все падежи с падежными вопросами. (спросить 1 ученика)
- С какой темой познакомились на прошлом уроке? Что нового вы узнали на прошлом уроке?(Имена сущ. бывают 1,2,3 склонения) С каким склонением познакомились? (1 скл. имён сущ) Какие сущ. относятся к 1 склонению? Что такое склонение? Что значит просклонять существительное?
3. Выявление места и причины затруднения.
Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.
Рассмотрите таблицу.
И. п. | юноша, семья | дождь, лето |
Р. п. | юноши, семьи | дождя, лета |
Д. п. | юноше, семье | дождю, лету |
В. п. | юношу, семью | дождь, лето |
Т. п. | юношей, семьёй | дождём, летом |
П. п. | о юноше, о семье | о дожде, о лете |
Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)
Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Юноша, семья.)
К какому склонению они относятся? (К 1-му.)
Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)
Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)
Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)
К какому склонению относятся эти существительные? Как вы думаете? (Ответы детей.)
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
Сформулируйте тему урока?
Тема урока: Второе склонение имён существительных
Назовите цели урока? Чему должны научиться?
Цель урока: Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.
5. Первичное закрепление материала.
Познакомить с существительными 2 склонения.
Работа по учебнику
Упр. 162 (с. 93).
Прочитайте пары слов.
Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.) Чем они отличаются? (Они разного рода.) Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)
У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Какие существительные мы записали при выполнении упражнения? (Существительные 2-го склонения.) Какие существительные относятся ко 2 склонению? Сравните с выводом учебника.
6. Физминутка.
Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы
Упр. 163 (с. 93).
Рассмотрите образец.
Назовите грамматические признаки первого слова в паре. ( )то имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)
Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о.)
Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)
Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)
Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.)
(Комментированное письмо.)
Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.) Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)
Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. Разберите по составу слово горох.
Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?
(Чередуются согласные ж//ш.)
7. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи.
Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного Игра «Доскажи словечко»:
Если я произнесу имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) хлопок
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох) два притопа
3. Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (ёж) два притопа
4. Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха) хлопок
8. Контроль и самопроверка знаний.
Выявить качество усвоения материала
Выпишите имена существительные второго склонения.
I вариант
Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.
II вариант
Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.
Включение в систему знаний и повторений
Работа по учебнику
Упр. 164 (с. 94).
Прочитайте стихотворение.
Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)
Какие ещё слова выделены в стихотворении?
Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз - полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)
Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачитывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока можно использовать школьный толково- этимологический словарик.)
10Домашнее задание
Обеспечить понимание содержания домашнего задания
По выбору: упр.165, с.94 выучить правило.
Или просклонять любые 3 существительных 2 склонения
11.Рефлексия
Дать оценку работы класса
Над какой темой работали на уроке? Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Что такое склонение? Как определить склонение имен существительных? ( по начальной форме) Какую цель поставили перед собой? Достигли поставленной цели?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- Что вам понравилось?
– Где возникли затруднения?
А теперь приготовьте смайлики и оценили свою работу:
-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.
-У меня хорошее настроение. Я хорошо работал, но мне нужна ещё помощь.
-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.
- Сегодня на уроке все работали очень хорошо, но хотелось бы отметить …… и поставить 5…………….
Урок окончен.