СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Что такое лексическое значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке применяются инновационные технологии, интерактивные приёмы, парная, групповая работы учащихся, самопроверкк, взаимопроверка, работа со словрём, а также системно-деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Что такое лексическое значение слова"»

Государственное бюджетное учреждение образовательная организация Запорожской области «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бердянск







Методическая разработка урока

на тему «Что такое лексическое значение слова»






Автор: Дёмина Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск












г. Бердянск, 2024 г.


2. Пояснительная записка:

2.1. Тема урока «Что такое лексическое значение слова».

2.2. Роль и место урока в системе работы педагога – урок открытия новых знаний.

2.3. Образовательные цели и задачи урока:

Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов; научить учащихся работать со словарями, показать назначение словарей и область их применения; формировать потребность в обращении к словарям и навыки работы с ними; развивать способность извлекать информацию для решения учебных задач.

Задачи урока: способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности; развивать умение пользоваться словарями как источниками информации; создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах и группах; способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

2.4. Планируемые результаты.

Предметные: применять правила правописания слов, получить возможность осознавать свойства значений слов.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, получить возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу, совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему; осмысливать практическую задачу, для решения которой имеющихся знаний недостаточно; учиться сохранять в памяти познавательную учебную задачу в течение всего урока, осуществлять её решение под руководством учителя; сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные: научиться ориентироваться в словарях, в учебнике; получить возможность научиться использовать дополнительную информацию, извлекать необходимую информацию из текста; анализировать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний; уметь строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: доносить своё мнение до других, формулировать свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и аргументировать её; слушать высказывания других.

2.5. Форма проведения: урок-практикум.

2.6. Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

Используемые технологии: системно-деятельностного и интегративного подходов, проблемного обучения, критического мышления, интерактивные технологии, ИКТ-технологии, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Используемые методы: эврестический, диалогический, частично-поисковый методы, объяснительно-иллюстративный, словесный, метод анализа и синтеза, метод соотношений, метод «Знаем. Хотим узнать. Узнали».

Используемые приемы: блиц-опрос, «Вхождение в картину», ребус, «Облако слов», гексы, пазлы, медиа-сообщением, рефлексия.

Используемые формы и виды работы: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, работа в парах и группах, презентация выполнения задания, работа со словарём, комментированное письмо, самопроверка, взаимопроверка.

2.7. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:

- кадровые ресурсы – учитель, ученики 2 класса;

- методические ресурсы – наглядный материал, дидактические карточки для работы в парах и группах, разрезные карточки слов, учебник «Русский язык» 2 класс, Канакина;

- информационные ресурсы - словари, энциклопедии, методические пособия;

- материально-технические ресурсы - ноутбук, телевизор, мультимедийная презентация, 6 кубиков конструктора лего, интернет-ресурсы.


3. Основная часть.



Конспект урока

Ход урока:

  1. Мотивация к познавательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Все запарты тихо сели.

На меня все посмотрели.

  1. Определение эмоционального настроения учащихс с помощью кубиков лего.

- У вас на партах находятся башенки из 6-ти кубиков лего. Выбирите тот кубик, цвет которого отображает ваше настроение на этот момент.

- Прикоснитесь свом кубиком к кубику своего соседа по парте.

- Пожелайте друг другу хорошего настроения и удачи.

  1. Самоопределение к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.

- Прочитайте на экране девиз нашего урока: «Всё получится!» Слайд 1

- Почему сегодня у нас именно такой девиз? (Будем учиться самостоятельно открывать новые знания).

- Действительно, у нас сегодня урок открытия новых знаний, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. Помогут нам в этом, как всегда, наши друзья – Знайка и Незнайка.

- Помогите Незнайке расположить в правильной последовательности шаги открытия новых знаний: Чего я не знаю? Сам найду способ.

- Желаю вам успехов в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

  1. Каллиграфическая минутка.

- Знайка напоминает нам, что необходимо открыть тетради и записть сегодняшнее число, классная работа.

- Помните об осанке, правильном положении тетради во время письма.

- Как всегда, начнём с каллиграфической минутки. (Учитель на доске с комментированием показывает написанем букв Б б и соединений – Бе Бя бер обл).

- Повторим то, что понадобится нам для открытия новых знаний.

  1. Актуализация знаний о предложении.

  1. Интерактивный приём «Вхождение в картину». Слайд 2

- Знайка предлагает вам внимательно рассмотреть рисунок, который появился на экране и ответить на вопросы:

- Что происходит? Почему вы так думаете?

- Когда происходят события? Из чего это видно?

- Где происходят события? Докажите.

- Если бы вы оказались на этом рисунке, где именно вы бы хотели находиться? Почему?

- Что бы вы хотели изменить на этом рисунке? Почему?

- Определите, какова тему рисунка.

  1. Блиц-опрос с помощью кубиков лего. Слайд 3

- Помогите Незнайке построить башню с помощью кубиков лего.

- Ваши ответы на вопросы – это …?:

Жёлтый кубик – текст, красный кубик – предложение, оранжевый кубик – слова.

- По цели высказывания ваши предложения были …?

Жёлтый кубик – повествовательное, красный кубик – вопросительное, оранжевый кубик – побудительное.

- Вы называли распространённые или не распространённые предложения?

Зелёный кубик – нераспространённое, оранжевый кубик – распространённое.

Самопроверка выполнения задания с помощью экрана.

- Проверьте с помощью экрана правильность ваших ответов по построению кубиков лего в башню. (Кубики в башне расположены: красный, жёлтый, оранжевый).

Метод «Знаем? Хотим узнать? Узнали?». Формируется на протяжении всего урока.

На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Знаем» фиксируются ответы учащихся.

- Из чего состоит предложение? (Из слова или нескольких слов, связанных между собой по смыслу)

- Из чего состоит слово? (Слово стостоит из звуков, букв, слогов)

- Незнайка утверждает, что, всё, что нас окружает, мы можем назвать словом. Согласны ли вы с этим мнением?

- Посмотрите ещё раз на рисунок. Что называют слова предметов, которые изображены?

- Слова называют: людей, животных, растения, вещи, явления природы, чувства, действия, признаки, числа и т.д.

3. Интерактивное задание на соотношение. Работа с таблицей.

- Назовите по рисунку несколько слов и запишите их в соответсвующие названия таблицы. (Учащиеся по одному называют слова, записывают их в таблицу на доске и на индивидуалных карточках).

Слова, названия людей


Слова, названия животных


Слова, названия растений


Слова, названия вещей


Слова, названия явлений природы


Слова, названия действий


Слова, названия признаков



- Что вы сейчас делали? (Называли слова, записывали их в определённые группы по названиям).

- Что имеют слова? (Слова имеют названия). Ответ учащихся фиксируется на доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Знаем».

III. Подведение к проблеме, выявления места и причины затруднения.

1. Интерактивный приём «Разгадай ребус». Слайд 4.

- Посмотрите на экран. Как называется такая запись? Разгадайте ребус:

- Какое слово получилось? (Лексика)

- Что означает слово лексика? Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что обозначает слово лексика)

- Что необходмо сделать, чтобы дать ответ на этот вопрос? (Нужно узнать, что такое лексика).

На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Хотим узнать» фиксируются ответы учащихся. (Хотим узнать: что такое лексика?)

IV. Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения.

- Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова, слова, слова…)

- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках русского языка? (Слова)

- Прочитайте, чему мы будем учиться. (Определять значения слов)

- Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим. (Что такое лексическое значение слова?)

- Это и будет тема нашего урока: Что такое лексическое значение слова? (Тема фиксируется на доске).

На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Хотим узнать» фиксируются ответы учащихся. (Хотим узнать: Что такое лексическое значение слова)

V. Реализация построенного проекта.

1. Работа со словарями.

- Откуда мы можем получить информацию, чтобы узнать, что означает слово лексика, и что такое лексическое значение слова?

- Назовите источники информации, которые находятся в классе: учебник, справочник, энциклопедия, ресурсы интернета, словари.

1) Интерактивный приём «Облако слов»

- Прочитайте в облаке слов названия словарей.






- Обведите названия словарей, которые вам уже знакомы. Назовите, какие словари вы обвели.

- Как вы думаете, для чего необходим толковый словарь?

На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Хотим узнать» фиксируются «Толковый словарь».

2. Составление предложения из слов. Работа в парах.

- Знайка предлагает вам узнать, для чего нужен толковый словарь.

- Работая в парах, составьте из разрезных слов предложение: слова, толковый, лексическое, объясняет, словарь, значение.

- Проверьте правильность выполнения задания с помощью экрана. (Толковый словарь - объясняет лексическое значение слова). Слайд 5.

- Ребята, с помощью чего мы можем узнать значение слова лексика?
(С помощью толкового словаря)

- Незнайка воспользовался толковым словарём Ожегова, узнал ответ на вопрос, что означает слово лексика.

(В словаре Ожегова дано следующее определение. Лексика – это словарный состав языка).

- Работая в парах, проверьте с помощью словаря, который находится у вас на парте, правильный ли ответ дал Незнайка. Если согласны, поднимите башню из кубиков лего.

3. Работа с медиа-сообщением. Информация об В.И.Дале.

- На доске появились изображения толковых словарей и две фамилии, Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.

- Помогите Незнайке выяснить, кто же был основоположником толкового словаря, Ожегов или Даль?

На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Хотим узнать» фиксируются «В.И.Даль», С.И.Ожегов.

- У вас на партах находятся шаблоны смартфонов. Прочитайте медийное сообщение от Знайки, и вы узнаете интересную информацию об основоположнике толкового словаря. Слайд 6.

- Кто желает прочитать сообщение вслух?

(Владимир Иванович Даль создал первый толковый словарь. Его главным делом было собирать слова. Он ездил по России, прислушивался к речи людей и записывал слова. Даль собрал двести тысяч слов).

- Так, кто же является основоположником первого толкового словаря?

- Конечно, очень много слов из этого словаря уже не употребляются. На их место пришли современные слова и слова из иностранных языков. Словарный запас многих людей в наше время становится скудным. Чтобы русский язык оставался самым могучим и великим вам нужно много читать.

Физкультминутка

4. Работа со словарным словом. Слайд 7.

- Посмотрите на запись, которая появилась на экране: сбхефршёчзпац

- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки и гласные звуки (б, е, р, ё, з, а).

- Составьте из этих букв слово (берёза).

- Запишите в тетрадь слово берёза. Определите ударение. Подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Посмотрите на записаное слово и произнесите его. Написание слова берёза отличается от его произношения и звучания. Слово берёза является словарным словом. Его написание нужно запомнить.

- В каком словаре мы можем узнать правильность написания словарного слова?

- Какой предмет вы увидели на экране? (Дерево).

- Прочитайте его название. (Берёза).

- Чем отличается это дерево от других деревьев?

- Что же означает слово берёза?

- К какому словарю нам необходимо обратиться за помощью, чтобы узнать значение слова? (Толковый словарь)

- Прочитайте значение слова берёза в учебнике на странице 43. (Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями).

- Что вы сейчас прочитали о березё, название слова или его обозначение? (Обозначение слова).

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1. Работа с правилом.

- Прочитайте правило, и ответьте, как называется то, что обозначает слово. (То, что обозначает слово, является его лексическим значением).

- Так что же называется лексическим значением слова?

2. Комментированное письмо под диктовку.

- Составьте и запишите предложение со словом берёза. Определите главные члены предложения. (Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях).

1. Составление гексов. Задание на соотношение слова и его лексического значения.

- Помогите Незнайке сформировать гексы. Задание будете выполять, работая в группах. .

- На доске расположены названия слов, а также их изображения.

- Каждая группа получает гекс, на котором написано лексическое значение слова. Вам необходимо определить, к какому слову подходить лексическое значение, которое написано на вашем гексе и подобрать изображение. Для выполнения задания, воспользуйтесь толковым словарём.

Слова, которые находятся на доске: подберёзовик, березняк, береста.

Лексические значения, которые написаны на гексах:

  1. Г риб, который растет под берёзой. 2) Лес, в которм растут берёзы.
    3) верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы.

Презентация выполнения задания в группах. Слайды 8.

VII. Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельно упражнение 54 на странице 44 – прочитайте и спишите предложение.

- Выполните взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность записи предложения.

- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «ельник».

- Соответствует ли рисунок слову ельник?

VIII. Включение в систему знаний и повторений

- Незнайка собирал пазлы. Работая в парах, исправьте ошибки, которые допустил Незнайка.

- Вам необходимо собрать пазлы. С помощью толкового словаря определить значения слов.

Слова: осина, подосиновик, боровик.

Лексические значения слов: 1) лиственное дерево, родственное тополю; 2) съедобный трубчатый гриб с красно-жёлтой шляпкой; 3) гриб с темнокоричневой толстой шляпкой и беловатой толстой ножкой; белый гриб.










- Проверка выполнения задания с помощью экрана. Слайды 9.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Узнали» фиксируются ответы на вопросы.

- Ребята, сегодня вы вместе с Незнайкой и Знайкой выполняли разнообразные задания, чтобы в учебной деятльности открыть новые знания.

- Было ли задание, которое вы сразу же выполнить не смогли?

- Какую цель вы поставили перед собой, чтобы выполнить это задание?

- Удалось ли вам узнать, что такое лексическое значение слова?

- С помощью какого словаря можно узнать значение слова?

- Кто был первооткрывателем толкового словаря?

- С каким словарным словом вы сегодня познакомились? Какова орфограммы этого слова?

- Покажите кубик лего жёлтого цвета, если вы усвоили новые знания и научилсь применять их на практике. Если вы усвоили новые знания, но ещё нужна помощь – покажите кубик лего зелёного цвета. Если тема урока осталась вам непонятна – покажите кубик красного цвета. В процессе обучения, вы сможете усовершенствовать свои знания и умения по данной теме. Слайды 10.

Объяснение домашнего задания.

- В домашнем задании необходимо выполнить упражнение 56 на странице 44 учебника. Прочитать, назвать слова по их значению, записать эти слова. Списать любые два предложения, вставляя пропущенные слова.

- Спасибо за активное взаимодействие во время урока.