Государственное бюджетное учреждение образовательная организация Запорожской области «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бердянск
Методическая разработка урока
на тему «Что такое лексическое значение слова»
Автор: Дёмина Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск
г. Бердянск, 2024 г.
2. Пояснительная записка:
2.1. Тема урока «Что такое лексическое значение слова».
2.2. Роль и место урока в системе работы педагога – урок открытия новых знаний.
2.3. Образовательные цели и задачи урока:
Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов; научить учащихся работать со словарями, показать назначение словарей и область их применения; формировать потребность в обращении к словарям и навыки работы с ними; развивать способность извлекать информацию для решения учебных задач.
Задачи урока: способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности; развивать умение пользоваться словарями как источниками информации; создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах и группах; способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
2.4. Планируемые результаты.
Предметные: применять правила правописания слов, получить возможность осознавать свойства значений слов.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, получить возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу, совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему; осмысливать практическую задачу, для решения которой имеющихся знаний недостаточно; учиться сохранять в памяти познавательную учебную задачу в течение всего урока, осуществлять её решение под руководством учителя; сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные: научиться ориентироваться в словарях, в учебнике; получить возможность научиться использовать дополнительную информацию, извлекать необходимую информацию из текста; анализировать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний; уметь строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: доносить своё мнение до других, формулировать свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и аргументировать её; слушать высказывания других.
2.5. Форма проведения: урок-практикум.
2.6. Используемые педагогические технологии, методы, приемы.
Используемые технологии: системно-деятельностного и интегративного подходов, проблемного обучения, критического мышления, интерактивные технологии, ИКТ-технологии, игровые, здоровьесберегающие технологии.
Используемые методы: эврестический, диалогический, частично-поисковый методы, объяснительно-иллюстративный, словесный, метод анализа и синтеза, метод соотношений, метод «Знаем. Хотим узнать. Узнали».
Используемые приемы: блиц-опрос, «Вхождение в картину», ребус, «Облако слов», гексы, пазлы, медиа-сообщением, рефлексия.
Используемые формы и виды работы: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, работа в парах и группах, презентация выполнения задания, работа со словарём, комментированное письмо, самопроверка, взаимопроверка.
2.7. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:
- кадровые ресурсы – учитель, ученики 2 класса;
- методические ресурсы – наглядный материал, дидактические карточки для работы в парах и группах, разрезные карточки слов, учебник «Русский язык» 2 класс, Канакина;
- информационные ресурсы - словари, энциклопедии, методические пособия;
- материально-технические ресурсы - ноутбук, телевизор, мультимедийная презентация, 6 кубиков конструктора лего, интернет-ресурсы.
3. Основная часть.
Конспект урока
Ход урока:
Мотивация к познавательной деятельности.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Все запарты тихо сели.
На меня все посмотрели.
Определение эмоционального настроения учащихс с помощью кубиков лего.
- У вас на партах находятся башенки из 6-ти кубиков лего. Выбирите тот кубик, цвет которого отображает ваше настроение на этот момент.
- Прикоснитесь свом кубиком к кубику своего соседа по парте.
- Пожелайте друг другу хорошего настроения и удачи.
Самоопределение к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.
- Прочитайте на экране девиз нашего урока: «Всё получится!» Слайд 1
- Почему сегодня у нас именно такой девиз? (Будем учиться самостоятельно открывать новые знания).
- Действительно, у нас сегодня урок открытия новых знаний, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. Помогут нам в этом, как всегда, наши друзья – Знайка и Незнайка.
- Помогите Незнайке расположить в правильной последовательности шаги открытия новых знаний: Чего я не знаю? Сам найду способ.
- Желаю вам успехов в учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Каллиграфическая минутка.
- Знайка напоминает нам, что необходимо открыть тетради и записть сегодняшнее число, классная работа.
- Помните об осанке, правильном положении тетради во время письма.
- Как всегда, начнём с каллиграфической минутки. (Учитель на доске с комментированием показывает написанем букв Б б и соединений – Бе Бя бер обл).
- Повторим то, что понадобится нам для открытия новых знаний.
Актуализация знаний о предложении.
Интерактивный приём «Вхождение в картину». Слайд 2
- Знайка предлагает вам внимательно рассмотреть рисунок, который появился на экране и ответить на вопросы:
- Что происходит? Почему вы так думаете?
- Когда происходят события? Из чего это видно?
- Где происходят события? Докажите.
- Если бы вы оказались на этом рисунке, где именно вы бы хотели находиться? Почему?
- Что бы вы хотели изменить на этом рисунке? Почему?
- Определите, какова тему рисунка.
Блиц-опрос с помощью кубиков лего. Слайд 3
- Помогите Незнайке построить башню с помощью кубиков лего.
- Ваши ответы на вопросы – это …?:
Жёлтый кубик – текст, красный кубик – предложение, оранжевый кубик – слова.
- По цели высказывания ваши предложения были …?
Жёлтый кубик – повествовательное, красный кубик – вопросительное, оранжевый кубик – побудительное.
- Вы называли распространённые или не распространённые предложения?
Зелёный кубик – нераспространённое, оранжевый кубик – распространённое.
Самопроверка выполнения задания с помощью экрана.
- Проверьте с помощью экрана правильность ваших ответов по построению кубиков лего в башню. (Кубики в башне расположены: красный, жёлтый, оранжевый).
Метод «Знаем? Хотим узнать? Узнали?». Формируется на протяжении всего урока.
На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Знаем» фиксируются ответы учащихся.
- Из чего состоит предложение? (Из слова или нескольких слов, связанных между собой по смыслу)
- Из чего состоит слово? (Слово стостоит из звуков, букв, слогов)
- Незнайка утверждает, что, всё, что нас окружает, мы можем назвать словом. Согласны ли вы с этим мнением?
- Посмотрите ещё раз на рисунок. Что называют слова предметов, которые изображены?
- Слова называют: людей, животных, растения, вещи, явления природы, чувства, действия, признаки, числа и т.д.
3. Интерактивное задание на соотношение. Работа с таблицей.
- Назовите по рисунку несколько слов и запишите их в соответсвующие названия таблицы. (Учащиеся по одному называют слова, записывают их в таблицу на доске и на индивидуалных карточках).
Слова, названия людей | |
Слова, названия животных | |
Слова, названия растений | |
Слова, названия вещей | |
Слова, названия явлений природы | |
Слова, названия действий | |
Слова, названия признаков | |
- Что вы сейчас делали? (Называли слова, записывали их в определённые группы по названиям).
- Что имеют слова? (Слова имеют названия). Ответ учащихся фиксируется на доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Знаем».
III. Подведение к проблеме, выявления места и причины затруднения.
1. Интерактивный приём «Разгадай ребус». Слайд 4.
- Посмотрите на экран. Как называется такая запись? Разгадайте ребус:
- Какое слово получилось? (Лексика)
- Что означает слово лексика? Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что обозначает слово лексика)
- Что необходмо сделать, чтобы дать ответ на этот вопрос? (Нужно узнать, что такое лексика).
На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Хотим узнать» фиксируются ответы учащихся. (Хотим узнать: что такое лексика?)
IV. Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения.
- Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова, слова, слова…)
- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках русского языка? (Слова)
- Прочитайте, чему мы будем учиться. (Определять значения слов)
- Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим. (Что такое лексическое значение слова?)
- Это и будет тема нашего урока: Что такое лексическое значение слова? (Тема фиксируется на доске).
На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Хотим узнать» фиксируются ответы учащихся. (Хотим узнать: Что такое лексическое значение слова)
V. Реализация построенного проекта.
1. Работа со словарями.
- Откуда мы можем получить информацию, чтобы узнать, что означает слово лексика, и что такое лексическое значение слова?
- Назовите источники информации, которые находятся в классе: учебник, справочник, энциклопедия, ресурсы интернета, словари.
1) Интерактивный приём «Облако слов»
- Прочитайте в облаке слов названия словарей.
- Обведите названия словарей, которые вам уже знакомы. Назовите, какие словари вы обвели.
- Как вы думаете, для чего необходим толковый словарь?
На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Хотим узнать» фиксируются «Толковый словарь».
2. Составление предложения из слов. Работа в парах.
- Знайка предлагает вам узнать, для чего нужен толковый словарь.
- Работая в парах, составьте из разрезных слов предложение: слова, толковый, лексическое, объясняет, словарь, значение.
- Проверьте правильность выполнения задания с помощью экрана. (Толковый словарь - объясняет лексическое значение слова). Слайд 5.
- Ребята, с помощью чего мы можем узнать значение слова лексика?
(С помощью толкового словаря)
- Незнайка воспользовался толковым словарём Ожегова, узнал ответ на вопрос, что означает слово лексика.
(В словаре Ожегова дано следующее определение. Лексика – это словарный состав языка).
- Работая в парах, проверьте с помощью словаря, который находится у вас на парте, правильный ли ответ дал Незнайка. Если согласны, поднимите башню из кубиков лего.
3. Работа с медиа-сообщением. Информация об В.И.Дале.
- На доске появились изображения толковых словарей и две фамилии, Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.
- Помогите Незнайке выяснить, кто же был основоположником толкового словаря, Ожегов или Даль?
На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Хотим узнать» фиксируются «В.И.Даль», С.И.Ожегов.
- У вас на партах находятся шаблоны смартфонов. Прочитайте медийное сообщение от Знайки, и вы узнаете интересную информацию об основоположнике толкового словаря. Слайд 6.
- Кто желает прочитать сообщение вслух?
(Владимир Иванович Даль создал первый толковый словарь. Его главным делом было собирать слова. Он ездил по России, прислушивался к речи людей и записывал слова. Даль собрал двести тысяч слов).
- Так, кто же является основоположником первого толкового словаря?
- Конечно, очень много слов из этого словаря уже не употребляются. На их место пришли современные слова и слова из иностранных языков. Словарный запас многих людей в наше время становится скудным. Чтобы русский язык оставался самым могучим и великим вам нужно много читать.
Физкультминутка
4. Работа со словарным словом. Слайд 7.
- Посмотрите на запись, которая появилась на экране: сбхефршёчзпац
- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки и гласные звуки (б, е, р, ё, з, а).
- Составьте из этих букв слово (берёза).
- Запишите в тетрадь слово берёза. Определите ударение. Подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Посмотрите на записаное слово и произнесите его. Написание слова берёза отличается от его произношения и звучания. Слово берёза является словарным словом. Его написание нужно запомнить.
- В каком словаре мы можем узнать правильность написания словарного слова?
- Какой предмет вы увидели на экране? (Дерево).
- Прочитайте его название. (Берёза).
- Чем отличается это дерево от других деревьев?
- Что же означает слово берёза?
- К какому словарю нам необходимо обратиться за помощью, чтобы узнать значение слова? (Толковый словарь)
- Прочитайте значение слова берёза в учебнике на странице 43. (Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями).
- Что вы сейчас прочитали о березё, название слова или его обозначение? (Обозначение слова).
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
1. Работа с правилом.
- Прочитайте правило, и ответьте, как называется то, что обозначает слово. (То, что обозначает слово, является его лексическим значением).
- Так что же называется лексическим значением слова?
2. Комментированное письмо под диктовку.
- Составьте и запишите предложение со словом берёза. Определите главные члены предложения. (Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях).
1. Составление гексов. Задание на соотношение слова и его лексического значения.
- Помогите Незнайке сформировать гексы. Задание будете выполять, работая в группах. .
- На доске расположены названия слов, а также их изображения.
- Каждая группа получает гекс, на котором написано лексическое значение слова. Вам необходимо определить, к какому слову подходить лексическое значение, которое написано на вашем гексе и подобрать изображение. Для выполнения задания, воспользуйтесь толковым словарём.
Слова, которые находятся на доске: подберёзовик, березняк, береста.
Лексические значения, которые написаны на гексах:
Г
риб, который растет под берёзой. 2) Лес, в которм растут берёзы.
3) верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы.
Презентация выполнения задания в группах. Слайды 8.
VII. Самостоятельная работа.
- Выполните самостоятельно упражнение 54 на странице 44 – прочитайте и спишите предложение.
- Выполните взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность записи предложения.
- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «ельник».
- Соответствует ли рисунок слову ельник?
VIII. Включение в систему знаний и повторений
- Незнайка собирал пазлы. Работая в парах, исправьте ошибки, которые допустил Незнайка.
- Вам необходимо собрать пазлы. С помощью толкового словаря определить значения слов.
Слова: осина, подосиновик, боровик.
Лексические значения слов: 1) лиственное дерево, родственное тополю; 2) съедобный трубчатый гриб с красно-жёлтой шляпкой; 3) гриб с темнокоричневой толстой шляпкой и беловатой толстой ножкой; белый гриб.
- Проверка выполнения задания с помощью экрана. Слайды 9.
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
На доске в таблицу «ЗХУ», в колонке «Узнали» фиксируются ответы на вопросы.
- Ребята, сегодня вы вместе с Незнайкой и Знайкой выполняли разнообразные задания, чтобы в учебной деятльности открыть новые знания.
- Было ли задание, которое вы сразу же выполнить не смогли?
- Какую цель вы поставили перед собой, чтобы выполнить это задание?
- Удалось ли вам узнать, что такое лексическое значение слова?
- С помощью какого словаря можно узнать значение слова?
- Кто был первооткрывателем толкового словаря?
- С каким словарным словом вы сегодня познакомились? Какова орфограммы этого слова?
- Покажите кубик лего жёлтого цвета, если вы усвоили новые знания и научилсь применять их на практике. Если вы усвоили новые знания, но ещё нужна помощь – покажите кубик лего зелёного цвета. Если тема урока осталась вам непонятна – покажите кубик красного цвета. В процессе обучения, вы сможете усовершенствовать свои знания и умения по данной теме. Слайды 10.
Объяснение домашнего задания.
- В домашнем задании необходимо выполнить упражнение 56 на странице 44 учебника. Прочитать, назвать слова по их значению, записать эти слова. Списать любые два предложения, вставляя пропущенные слова.
- Спасибо за активное взаимодействие во время урока.