Конспект урока по русскому языку во 2 классе
(программа «Школа России).
Тема урока: Слово и его лексическое значение.
Цель урока:
Познакомить с общим представлением о лексическом значении слова.
Задачи:
Развивать умение пользоваться толковым словарём.
Формировать умения различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова
Учить списывать и проверять написанное.
1. Проверка домашнего задания
Задание по рабочей тетради на с. 14, упр. 26.
— Прочитайте предложения. Назовите грамматическую основу в каждом предложении.
2. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 41, 42.
— Мы начинаем изучение нового раздела «Слова, слова, слова». Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Прочитайте тему нашего урока. (Слово и его значение.)
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое лексическое значение слова?)
3. Работа по теме урока
— Что вы записывали в кроссворд? (Слова.) Верно. И каждое слово имело своё значение. Вспомните, что называло каждое слово.
Работа по учебнику. С. 42, рубрика «Обрати внимание».
Учебник. С. 43, упр. 50.
Сопоставление предмета, слова, называющего этот предмет, и толкования слова.
Общее представление о лексическом значении слова, чтение сведений о нём.
— Постарайтесь объяснить, что значит определить лексическое значение слова? (То есть объяснить, что обозначает данное слово.)
Работа со словарным словом берёза (берёзонька, берёзка), уяснение значения, произношения, написания слова, ознакомление с его этимологией.
— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
Под б..рёзой растёт гриб подберёзовик.
Работа по учебнику. С. 44, рубрика «Страничка для любознательных». Чтение этимологической справки о слове лопата.
Учебник. С. 44, упр. 51.
— Определите по толковому словарю в учебнике на с. 138-140 значение слова шоссе.
Работа по учебнику. С. 44, упр. 52.
Определение слова по его лексическому значению. Запись 3-4 предложений по выбору учащихся.
Работа по учебнику. С. 42, упр. 48.
— Рассмотрите рисунок.
Что художник изобразил на рисунке?
Какие стоят деревья?
Что лежит на земле?
Куда летят журавли?
Кто стоит на пригорке?
С кем они прощаются?
Примерный рассказ по картинке.
На рисунке художник изобразил осень. Деревья стоят в золотой листве. Земля голая. По небу плывут серые облака. Летят на юг журавли. Ребята стоят на пригорке. Они прощаются с птицами, машут им руками.
Запись 1-2 предложений с комментированием.
4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Задание 1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.
Вариант 1
Звери: __________________
Насекомые: __________________
Птицы: __________________
Вариант 2
Времена года: __________________
Месяцы: __________________
Явления природы: __________________
Задание 2. Найти «лишнее» слово.
Вариант 1
Тополь, ель, роза, берёза.
Опята, оса, груздь, сыроежка.
Вариант 2
Журавль, жук, соловей, жаворонок.
Молоток, портфель, пила, топор.
5. Подведение итогов урока
— Что значит определить лексическое значение слова? Где узнать, что обозначает незнакомое слово?