Конспект урока по русскому языку для 3 класса.
3-я четверть
Понятие об имени прилагательном как части речи
Цели: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
I. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи. Поиск ответа на вопрос Почемучки (№ 468).
Учащиеся приводят свои примеры.
II. Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте (№ 469).
Сопоставление текста без имен прилагательных и с именами прилагательными.
- Как отличить прилагательное от других частей речи? (Нужно поставить к слову вопрос; узнать, что оно обозначает).
С какой частью речи связано имя прилагательное? Как вы думаете, почему?
III. Работа с загадкой (№ 470). Работа со словом из словаря: ботинки.
IV. Игра "Будь внимателен!"
На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, размер, ширина, высота, форма, масса. Учитель показывает предметный рисунок (или называет имя существительное). Учащиеся записывают имя существительное. Затем учитель показывает на одно из слов, написанных на доске, например на слово цвет. Учащиеся записывают рядом с существительным подходящее по смыслу имя прилагательное вместе с вопросом. Например: шар (какой?) синий, круглый, лёгкий.
- Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные? (Цвет, форму, массу и др.).
Имена прилагательные могут обозначать и качества людей. Приведите примеры таких имен прилагательных. (Например: аккуратный, весёлый, трудолюбивый).
V. Обобщение знаний по вопросам:
1) Что такое имя прилагательное?
2) Что оно означает?
3) На какие вопросы отвечает?
4) С какой частью речи связано?
5) Каким членом предложения чаще всего бывает?
6) С какой целью мы в своей речи употребляем прилагательные?
VI. Домашнее задание: № 471.
Связь имен прилагательных с именами существительными
Цели: развитие умения устанавливать связь слов в предложении; уточнение представлений учащихся о зависимости прилагательного от существительного.
I. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).
II. Разбор предложений по членам. Составление схем (№ 472).
III. Списывание с грамматическим заданием (№ 473).
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
IV. Наблюдение над употреблением паронимов (№ 476).
V. Запись текста под диктовку с предварительной подготовкой (№ 475).
VI. Домашнее задание: № 474.