СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю интересные задания по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Синонимы"»

Тема урока: синонимы.

Цель урока: дать понятие о синонимах; учить различать лексические оттенки синонимов, правильно использовать в речи; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся составлять синонимические пары; находить в речи и понимать роль этих языковых единиц.

ХОД УРОКА

  1. Создание положительного эмоционального настроения.

Учитель: Улыбнитесь мне, подарите улыбку друг другу. Вижу, что у вас все хорошо. Надеюсь, что с таким хорошим настроением вы будете работать на протяжении всего урока. Тем более, что улыбка – важная составляющая успеха. Итак, вы готовы начинать работать?

  1. Работа по теме урока.

«Дешифровальщик». Определите тему урока. На доске записаны буквы: М И О С Н Ы Н И ( Ребята составляют слово «синоним» и называют тему урока.

Давайте определим цели нашего урока. Что нового вы бы хотели узнать о синонимах? Чему научиться? (Обучающие предлагают варианты целей урока, учитель их корректирует).

  1. Актуализация знаний обучающихся о синонимах. Как называют слова, близкие по значению? Что вы знаете о них?

  2. Восприятие и усвоение обучающимися учебного материала.

Слово учителя. Синоним- греческое слово, лингвистический термин. Первая часть слова происходит от слова «syn»– «вместе», вторая часть онима – «имя». Прочитайте теоретический материал учебника.

ЗАДАНИЕ 1. Подчеркнуть пары слов, которые являются синонимами. Понятие «синонимическая пара».

Вежливость-учтивость, битва- сражаться, активный-энергичный¸ влажный- мокрый, диво-удивляться, космонавт- астронавт, сердитый-сердиться, бедный-богатый, ругать-бранить, лицо-рожа.  

Учитель обращает внимание на последнюю синонимическую пару: нейтральное слово и слово с эмоциональной окраской. В каких стилях речи они могут использоваться?

ЗАДАНИЕ 2. Найдите синонимы в следующих предложениях: Из какой сказки эти предложения? («Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»)


1) Затужили старик со старухой, загоревали.

2)  Едем с поганым чудом – юдом биться, сражаться, родную землю защищать.

3)  Едут они степями, едут лугами, а день такой жаркий, такой знойный.

4)  А Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется.

5)  Пока чудо – юдо глазищи протирал да прочищал, Иван ему и остальные головы срубил.

6)  Завыл колодец, заревел дурным голосом.


ЗАДАНИЕ 3. Выберите правильный синоним в предложении.


 .            1) Еда                                        2) Пища

    1.Человек не может жить без ________.

    2.Мне нужно было добывать себе ________, и я увлёкся охотой.

    3.За_______ не разговаривают.

    4.На _______ у него совсем не остаётся времени.

    5.Врач рекомендует больному растительную _______.

    6.После жирной________ мне захотелось пить.

   

.Учитель. Для чего мы выполняли это задание? Чему вы научились?


ЗАДАНИЕ 4. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

   

  1.Алчный, жадный, завистливый, ненасытный.

     2.Беспросветный, безысходный, безрадостный, безнадёжный.

     3.Жеманный, наигранный, неестественный, кокетливый.

     4.Ординарный, обычный, бездарный, заурядный.

     5.Чаяние, мечта, надежда, упование

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

ЗАДАНИЕ 5. Найдите и запишите ряды синонимов. Обратить внимание, что в синонимический ряд должны входить слова одной части речи.

Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, доблестный,  бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.  

Учитель о работе с примерами словарных статей (упражнение 183). Обращает внимание обучающихся на то, как толкуется слово путем подбора синонимов.

Подведение итогов урока. Рефлексия:

Я узнал (а), что…

Я запомнил (а), что…

Я научился(ась)…

Оценивание обучающихся. Комментарии к оценкам.

Домашнее задание: выучить теоретический материал по учебнику (стр.82), выполнить упр.186 или выписать из Словаря синонимов три словарные статьи.