СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 5 класса: "Употребление различных частей речи в предложении и тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Закрепить знания учащихся о частях речи, грамматических признаках существительного, прилагательного, глагола, их роли в предложении; отработать умение находить имена существительные, прилагательные, глаголы в контексте, употреблять, опираясь на лексическое значение слова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 5 класса: "Употребление различных частей речи в предложении и тексте"»

Употребление различных частей речи в предложении и тексте.

1.Закрепить знания учащихся о частях речи, грамматических признаках существительного, прилагательного, глагола, их роли в предложении; отработать умение находить имена существительные, прилагательные, глаголы в контексте, употреблять, опираясь на лексическое значение слова.

2.Развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление, орфографическую зоркость, связную речь; развивать коммуникативные навыки;

3.Корригировать внимание, мелкую моторику.

4. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления )

Оборудование: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова учебник русского языка для 5 класса, карточки – задания, иллюстрации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня чудный зимний день.

Работать вместе нам не лень.

Для вас открыты все пути

Хочу вас к знаниям вести .


Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей!


-Какой у нас сейчас будет урок? (Урок русского языка)

- Первыми сядут те, кто сможет подобрать глагол на тему «Что мы делаем обычно на уроке?».

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

-А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков.

Учитель раздаёт карточки для наглядности:

1.Названия части речи.

2.Вопросы к частям речи.

3. Значение частей речи.

-Какая часть речи самая главная? И в предложении обычно бывает подлежащим ? (Существительное).

- Какая часть речи в предложении вместе с существительным бывает главным членом предложения? (Глагол)

-Какая часть речи обычно бывает второстепенным членом предложения? (Прилагательное)

(Учащиеся подходят и прикрепляют названия частей речи).

- Затем закрепите карточки с вопросами, на которые отвечают части речи.

- Под существительным какие вопросы мы расположим ?

-Какие вопросы прикрепим под прилагательным?

- Какие вопросы под глаголом?

-Что обозначает имя существительное?

-Что обозначает прилагательное?

-Что обозначает глагол?

- Кто нам расскажет об имени существительном? Подберите примеры.

- Кто нам расскажет о прилагательном? Подберите примеры.

- Кто нам расскажет о глаголе? Подберите примеры.

3. Этап целеполагания. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Мы с вами знаем, что наша речь состоит из больших групп слов

-Послушайте внимательно стихотворение и ответьте, как они называются.

На свете много слов прекрасных:

Родных, весёлых, ярких, ясных!

У каждого из слов душа своя.

А в нашей речи все слова – друзья!

Слова – друзья ждут с вами встречи,

Их назовём мы ……(ЧАСТИ РЕЧИ)

А где мы будем их использовать эти группы слов?

(Мы будем использовать их в разговоре.

В предложениях.)

-А что мы используем, когда говорим? Тем более , когда пишем?

(Слова различных частей речи)

-Значит мы используем части речи в предложениях.

- Попробуем этим заняться, но сначала попробуем сформулировать тему.

- Сверимся с темой, которую нам предлагают в учебнике на странице 110 и запишем её в тетрадь.

Тема нашего урока сегодня :

Употребление различных частей речи в предложении и тексте. 

Прежде чем приступить давайте подготовим наши ручки к уроку.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три , четыре, пять

Будем пальчики считать .

Сильные, дружные ,

Очень, очень нужные.

На другой руке опять

Раз, два, три , четыре, пять

Сильные, дружные,

Очень - очень нужные

Всем нам очень нужные.

- Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему нашего урока.

Прежде чем начать писать вспоминаем золотые правила русского языка:

    1. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

    2. Число, классная работа и тему урока пишу с большой буквы посередине строки.

    3. Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания.

    4. Помню о красной строке.

- Сегодня мы будем работать не с отдельными словами, которые относятся к разным частям речи, а с предложениями и даже текстами, в которых употребляются эти слова.



3. Первичное закрепление в знакомой ситуации .

(На доску вывешиваются рисунки)

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года нарисовано на рисунках? (Зима)

-Назовите животных нарисованных на рисунках.

Олень, заяц, снегири

-Как пишется слово ОЛЕНЬ?

-Как пишется слово ЗАЯЦ?

-Как пишется слово СНЕГИРЬ?

- Какое из слов можно проверить? (Снегирь)

- Подберите проверочные слова (Снег, снеговик)

- А мы можем проверить слово ОЛЕНЬ? (нет)

- А слово ЗАЯЦ? (нет)

- Как называются такие слова?

Первая группа составляет предложение со словом ОЛЕНЬ.

Вторая группа со словом ЗАЯЦ.

Третья группа со словом СНЕГИРЬ.

-Составьте предложения, подходящие к данному рисунку.

ФИЗМИНУТКА (существительное- глагол)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Дидактическая игра.

- Ребята, у меня в руках слова. Когда-то они жили в разных предложениях. В каждом из них жили по одному существительному, одному прилагательному и одному глаголу. Помогите выяснить, к какому предложению относится каждое слово.

-Давайте вспомним, какое слово главное в предложении? (Имя существительное)

- Поэтому, составляя предложения, обращайте внимание на существительное, и подберите к нему правильно прилагательное и глагол.

Хмурилось, моросил, замёрзла, закружились.

Низкое, холодный, голая, мохнатые.

Небо, дождь, земля, снежинки.

-Сколько предложений у нас получилось? 4

- Сколько слов в каждом предложении? 3

- Сколько всего слов мы использовали? 12

- Запишите составленные предложения.

-Как мы будем записывать предложения? ( с большой буквы).

- Найдите подлежащее и сказуемое в каждом предложении .
- Как надо подчеркнуть подлежащее?

- Как надо подчеркнуть сказуемое?

- Сверху укажите части речи.

(Проверка работ учащихся, которые справились раньше остальных.)

6. Рефлексия и выставление оценок.

Работа с кроссвордом.

У кого получилось слово ПЯТЬ . Получают за урок «5»

7. Домашнее задание .

У кого оценка «5» - сегодня будут отдыхать

У кого «4» Надо будет постараться, с частями речи разобраться. (повторить правило на стр. 102)

























Кроссворд













































1. Найдите подлежащее в предложении: Упала дождевая капля.

2. Найдите глагол в предложении: Бабушка вяжет носки .

3.Найдите прилагательное в предложении: Сегодня тёплый день

4.Найдите существительное в предложении: Старый пень рассыпался.







Кроссворд


1.













2.










3.










4.










1. Найдите подлежащее в предложении: Упала дождевая капля.

2. Найдите глагол в предложении: Бабушка вяжет носки .

3.Найдите прилагательное в предложении: Сегодня тёплый день

4.Найдите существительное в предложении: Старый пень рассыпался.

























Моросил Хмурилось

Замёрзла Закружились

низкое холодный голая мохнатые

небо дождь

земля снежинки

Существительное

Кто?Что ?

название предмета

Прилагательное

название признака предмета

Какой? Какая?

Какое? Какие?



Глагол

Что делать ?

Что сделать?

название действия

Не игла шьёт, а

руки.

Не котёл варит , а стряпуха.

Где хороший мастер, там и хорошая работа.





,









У тебя оценка «5» У тебя оценка «5» У тебя оценка «5»

Сегодня можешь отдыхать Сегодня можешь отдыхать Сегодня можешь отдыхать























У тебя оценка «5» У тебя оценка «5» У тебя оценка «5»

Сегодня можешь отдыхать Сегодня можешь отдыхать Сегодня можешь отдыхать





















Какие слова спрятались?

СТОЛЕВВИШНЯМАПЕЛЬСИН

(Стол, лев, вишня, апельсин)

Слова какой части речи мы находили?

На какие вопросы они отвечают?

А теперь давайте подберём к нашим словам имена прилагательные.

Кто скажет, что обозначает прилагательное ?

На какие вопросы отвечает?

Апельсин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!