СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку Глагол 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку Глагол 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку Глагол 2 класс»

Конспект урока по русскому языку

ФИО педагога: Чижикова Ольга Владимировна

Место работы: МБОУ «СОШ № 46» г. Владимира

УМК: «Школа России» (учебник «Русский язык», часть2, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Предметная область: Русский язык

Тип урока: Ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Класс: 2    

Цель  урока: создать содержательные и организационные условия для восприятия осмысления и закрепления обучающимися знаний по теме «Глагол как часть речи».


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать свое предположение (версию).

Коммуникативные УУД:

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-уметь высказывать свое мнение;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

-осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

-освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

-формирование умений анализировать основные единицы языка.

Оборудование:                        

«Русский язык», часть 2, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2015; «Русский язык с увлечением» (развивающие задания для школьников), 2 класс, Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко «Планета» 2017; презентация, сигнальные флажки, анкета.


Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Ход урока

1. Организационно-мотивационный

Учитель: Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю знаний. Сегодня мы, выполнив задание, придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое, очень нужное. Мы научимся распознавать и выделять из текста нужную часть речи по вопросу, роли, значении. Научимся выделять новую часть речи среди других частей речи.


Все без исключения

Хотим мы приключения

В море знаний поспешим

Новый остров посетим.

Кто живет на нем, узнаем

А в помощники возьмем

Мы смекалку и старание

И тогда приобретем

Очень много новых знаний.

(слайд 2)

Минутка чистописания.

Учитель: А отправляемся мы к мысу Чистописания.

Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте.

-Запишите число, классная работа.

-А сейчас представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…

Представили? Изобразим морские волны в тетради:

(слайд 3) ггг

Первый элемент пропишите столько раз, сколько согласных звуков в слове море, второй элемент столько, сколько гласных букв е в слове ветер, третий элемент столько, сколько звуков в слове якорь.

-Какая буква спряталась в волнах?

-Дайте характеристику этой букве.

2. Актуализация знаний

Словарная работа (слайд5)

К.рабль, вет.р, в.сточный, сев.рный, прич.лить.

-Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Определи жителями какого острова они являются.

(Существительное, Прилагательное, Глагол)

(слайд 6)

-Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что?, обозначает предмет. Существительные бываю одуш. и неодуш, собст. и нариц. Существительные могут изменяться по числам.

-Какое слово у вас вызвало затруднение? (причалить)

Жителем какого острова является слово причалить?

-На какой вопрос отвечает это слово? Что оно обозначает?

Мы с вами оказались в пункте назначения. Можете ли вы сказать, как называется этот остров? Слово – обозначающее ещё одну самостоятельную часть речи.

Учитель: Остров  ГЛАГОЛ (слайд 7)



3. Целеполагание

-Почему слово это слово лишнее? Какой частью речи оно является? Дайте определение, что такое глагол.

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Поставьте цель урока и сформулируйте задачи. Чему мы будем учиться.

-Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

4. Изучение нового материала.

-Выполним упр.116 на стр. 68

Посмотрите на рисунки. Что делает мальчик?

-Назовите слова, обозначающие действия мальчика

(Мальчик моет, поливает, стирает, читает.)

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-К какой части речи они относятся?

-Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его. Подчеркните слово, обозначающее действие предмета.

-Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями и сокращенно подписывать гл.

-А как вы помогаете дома?

-Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С одним предметом можно проводить разные действия).

-Часто ли мы  их употребляем? (Да, глагол занимает 2-е место после имени существительного по частоте употребления)


5. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

6. Упражнения на усвоение новых знаний.

-Продолжаем работу в группах. Давайте представим, что мы юные учёные и попробуем дать определение глаголу. Заполните пропуски на карточке.

(слайд 9-10)

-Это ваше определение. Давайте посмотрим, какое определение нам предлагают авторы учебника (с.68).

-Сформулируйте правила о глаголе. Проверьте себя по учебнику стр. 68.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать - это глаголы.


-Откуда взялось слово глагол? Об этом узнаем из книги.

-Откроем книгу «Русский язык с увлечением» стр. 33

-Прочитайте текст и расскажите, что нового узнали о глаголе.


Глагол - одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В словаре В. И. Даля читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».  В современном русском языке с помощью только глагола можно сделать всё. Можно передать различные виды информации. А можно писать шуточные рассказы.

Вот как о себе заявляет сам Глагол:

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов



-Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь выполним интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи.


  1. Упр.118 стр. 69 (учебник) по вариантам.

Птицы зажужжали.

Лошади заржали.

Мухи зачирикали.

Лягушата крякают.

А утята квакают.

Поросята хрюкают.


-Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского.

-Кто помнит, как называется стихотворение? («Путаница»)

-Что неправильно записал автор? (действия)

-Помогите распутать эту путаницу.

Работа в паре.

-Обсудите с товарищем по парте, кто из животных какие действия выполняет.

-Запишите правильный вариант.

1в.- 1отрывок, 2в.- 2отрывок.

Проверка. Слайд 12.


Какова же роль глаголов в речи?

-Они делают речь ясной, понятной, богатой.

Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её выразительной. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче он выражает свои мысли.


  1. Работа в книге « Русский язык с увлечением» стр. 33 ,упр. 1

Замени выражения одним глаголом. Рядом запиши ответы.

а) Клевать носом -

б) Чесать языком -

в) Дать стрекоча -

г) Ломать голову -

д) Задирать нос -

е) Бить баклуши -

ж) Считать ворон -



Работа в парах.

Проверка. (Слайд 13.)


  1. Упр.2 с.33 «Русский язык с увлечением»

Работа в группах.

Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами. Объясни значение данных пословиц.

а) Поспешишь - людей ______________.

б) Упустишь минуту - ____________ час.

в) Тише едешь - дальше ____________.


Проверка каждой группы. (слайд 14)

7. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

-Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?


-Ваши гипотезы.

-Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить задание 3 на стр.34

Прочитай предложения и надпиши над выделенными словами часть речи, к которой они относятся.

а) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

б) Ведро дало течь, и вода стала течь.

-Какой сделаем вывод? (Одно и тоже слово может быть разной частью речи)


8. Физминутка

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

(Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз)

(Поморгать глазами)

(Посмотреть влево - вправо)

(Посмотреть вверх.)

(Закрыть глаза ладошками)

(Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево)

(Посмотреть вниз)

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)


9. Контроль и коррекция знаний.

Упр.4 стр.34 « Русский язык с увлечением»

Отгадай загадку и напиши отгадку. Подчеркни в этом стихотворении глаголы.

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ..._________

-Нужно найти глаголы. Как ты будешь действовать? (задавать вопросы к словам, по вопросам определять часть речи).

Подчеркните только глаголы.

Сделайте вывод: как же нам отличить глаголы от других частей речи?

-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.

Слайд 16-17


10. Информация о домашнем задании.

Выучить правило на с. 68 и выполнить упр. 122 на с. 71

(слайд 18)


11. Подведение итогов

-Вернемся к задачам урока.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?

12. Рефлексия

У вас на столах анкета, где  вы зафиксируете при помощи знаков «+» и «-» свои знания о глаголе.

Слайд 19.

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

-Подошло к концу наше путешествие. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо.


-Оцените свою работу на уроке (слайд 20)


Приложение 1.


Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!