Конспект урока русского языка на тему
«Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»
Класс | 11 |
Тема | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель | Обобщить и систематизировать знания обучающихся о главных членах предложения, определить значение в постановке тире между главными членами предложения |
Задачи: | Обучающие: научить правильной постановке тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение определять и писать предложения с изученным правилом Развивающие: развивать умения выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, способствовать развитию устной и письменной речи. Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. |
Формируемые УУД | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи. Регулятивные УУД: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Ресурсы: основные Дополнительные | Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. Презентация к уроку, раздаточный материал (карточки). |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Ход урока:
1. Организационный этап
Приветствие учителя и обучающихся. Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность на уроке.
2. Проверка домашнего задания
Работа у доски. Два обучающихся выполняют упражнения из сборников (подготовка к ЕГЭ) по предыдущей теме урока.
3. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос. Учитель предлагает вспомнить что называется грамматической основой, какие члены предложения – главные, какой частью речи могут быть выражены главные члены предложения; о типах односоставных предложений.
4. Индивидуальная работа
Учитель предлагает выполнить работу по карточкам с целью проверки знаний и умений обучающихся по орфографии и пунктуации.
Карточка №1
Задание. Спишите, вставляя пропущенный буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, укажите типы сказуемых и способы их выражения
Летний вечер тихи ясен. Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж..лтый лист. Мес..ность равни(н,нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н,нн)а. мы медле(н,нн)о стали пр..ближа(т,ть)ся к вершине горы. По Северному морскому пути в это лето основал(о, и) великое множество судов.
Карточка №2
Задание. Спишите, вставляя пропущенный буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, укажите типы сказуемых и способы их выражения
Солнца луч.. промеж.. туч.. был и жгуч.. и высок. Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными. Юноша обл..дал феноменальной памятью. Теперь всё было ясно. Лож.., предотвратившая беду, лучше правды, се..щей вражду.
5. Синтаксическая разминка
Учитель предлагает выполнить следующее задание:
– Запишите предложения, найдите грамматические основы, укажите тип сказуемого и способ его выражения.
1. Простота есть необходимое условие прекрасного (Пауст.).
2. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (Пауст.).
6. Работа по теме урока
Работа с параграфом учебника. Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал)
Условие постановки тире | Пример |
Тире ставится |
Сущ. Им. п. – Сущ. Им. п. | Великая радость – работа. |
Подлежащее это, это есть, вот, значит + сказуемое | Судьба изобретателя – это судьба его изобретений |
Inf. – inf. | Жизнь прожить – не поле перейти. |
Сущ. Им. п.-inf. Inf.-cущ. Им. п. | Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие. |
Колич. числит. Им. п. – колич. числит. Им. п. | Семью восемь – пятьдесят шесть. |
Колич. числит. Им. п.-сущ. Им. п. Сущ. Им. п. – колич. числит. Им. п. | Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил. |
Внесение ясности в смысл выражения | Отец – мой учитель. Отец – мой учитель. |
Тире не ставится |
В простых предложениях разговорного стиля | Моя мать учительница. |
Подлежащее + как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно, что + сказуемое | Каждый кленовый лист как дождевая тучка. |
Подлежащее + НЕ + сказуемое | Душа Печорина не каменистая почва. |
Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения + сказуемое | После школы печать, несомненно первый учитель языка. |
Сказуемое + подлежащее | Какое большое удовольствие бродить в лесу! |
Личное местоим. + сказуемое | Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! |
Подлежащее+ имя прилаг. | Я златострунный и пригожий. |
7. Закрепление материала
Учитель предлагает выполнить следующие виды заданий:
Творческий диктант. Задание: закончить пословицы, объяснить постановку или отсутствие тире
Учить – … (ум точить).
Жить – … (Родине служить).
Без дела жить – … (небо коптить).
Лишнее говорить – … (только делу вредить).
Чай пить – … (не дрова рубить).
Объяснительный диктант. Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.
1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество.
2. сознавать, что вы невежественны – огромный шаг к знаниям.
3. неясность слова есть неизменный признак ясности мысли.
4. благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость.
8. Рефлексия. Подведение итогов
Фронтальный опрос:
– Чему научились?
– Что вспомнили?
9. Домашнее задание