СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения."»

Конспект урока русского языка на тему

«Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»

Класс

11

Тема

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель

Обобщить и систематизировать знания обучающихся о главных членах предложения, определить значение в постановке тире между главными членами предложения

Задачи:

Обучающие: научить правильной постановке тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение определять и писать предложения с изученным правилом


Развивающие: развивать умения выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, способствовать развитию устной и письменной речи.


Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Формируемые УУД

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.


Регулятивные УУД: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Ресурсы: основные


Дополнительные

Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. Презентация к уроку, раздаточный материал (карточки).

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока:

1. Организационный этап

Приветствие учителя и обучающихся. Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность на уроке.



2. Проверка домашнего задания

Работа у доски. Два обучающихся выполняют упражнения из сборников (подготовка к ЕГЭ) по предыдущей теме урока.



3. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос. Учитель предлагает вспомнить что называется грамматической основой, какие члены предложения – главные, какой частью речи могут быть выражены главные члены предложения; о типах односоставных предложений.



4. Индивидуальная работа

Учитель предлагает выполнить работу по карточкам с целью проверки знаний и умений обучающихся по орфографии и пунктуации.

Карточка №1

Задание. Спишите, вставляя пропущенный буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, укажите типы сказуемых и способы их выражения

Летний вечер тихи ясен. Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж..лтый лист. Мес..ность равни(н,нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н,нн)а. мы медле(н,нн)о стали пр..ближа(т,ть)ся к вершине горы. По Северному морскому пути в это лето основал(о, и) великое множество судов.



Карточка №2

Задание. Спишите, вставляя пропущенный буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, укажите типы сказуемых и способы их выражения

Солнца луч.. промеж.. туч.. был и жгуч.. и высок. Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными. Юноша обл..дал феноменальной памятью. Теперь всё было ясно. Лож.., предотвратившая беду, лучше правды, се..щей вражду.



5. Синтаксическая разминка

Учитель предлагает выполнить следующее задание:

– Запишите предложения, найдите грамматические основы, укажите тип сказуемого и способ его выражения.

1. Простота есть необходимое условие прекрасного (Пауст.).

2. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (Пауст.).

6. Работа по теме урока

Работа с параграфом учебника. Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал)

Условие постановки тире

Пример

Тире ставится

Сущ. Им. п. – Сущ. Им. п.

Великая радость – работа.

Подлежащее это, это есть, вот, значит + сказуемое

Судьба изобретателя – это судьба его изобретений

Inf. – inf.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Сущ. Им. п.-inf. Inf.-cущ. Им. п.

Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.

Колич. числит. Им. п. – колич. числит. Им. п.

Семью восемь – пятьдесят шесть.

Колич. числит. Им. п.-сущ. Им. п. Сущ. Им. п. – колич. числит. Им. п.

Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.

Внесение ясности в смысл выражения

Отец – мой учитель. Отец – мой учитель.

Тире не ставится

В простых предложениях разговорного стиля

Моя мать учительница.

Подлежащее + как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно, что + сказуемое

Каждый кленовый лист как дождевая тучка.

Подлежащее + НЕ + сказуемое

Душа Печорина не каменистая почва.

Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения + сказуемое

После школы печать, несомненно первый учитель языка.

Сказуемое + подлежащее

Какое большое удовольствие бродить в лесу!

Личное местоим. + сказуемое

Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!

Подлежащее+ имя прилаг.

Я златострунный и пригожий.

7. Закрепление материала

Учитель предлагает выполнить следующие виды заданий:

  1. Творческий диктант. Задание: закончить пословицы, объяснить постановку или отсутствие тире

Учить – … (ум точить).

Жить – … (Родине служить).

Без дела жить – … (небо коптить).

Лишнее говорить – … (только делу вредить).

Чай пить – … (не дрова рубить).

  1. Объяснительный диктант. Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.

1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество.

2. сознавать, что вы невежественны – огромный шаг к знаниям.

3. неясность слова есть неизменный признак ясности мысли.

4. благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость.



8. Рефлексия. Подведение итогов

Фронтальный опрос:

– Чему научились?

– Что вспомнили?

9. Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!