СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Настоящее время"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Настоящее время"»

Русский язык 5 класс

Тема. Изменение глаголов по временам. Настоящее время: значение, образование, употребление

Цель. Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола. Формировать знания о том, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; продолжить отработку навыка правильно произносить глаголы в форме настоящего времени; формировать умения образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов; знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; уметь правильно ставить ударение в глаголах настоящего времени (звонит и др.); образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; употреблять глаголы в настоящем времени в речи.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Сценарий урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализация и пробное учебное действие

- Ребята, как вы понимаете значение слова «время»?

- А вот как объясняет это слово В. И. Даль в своем словаре: «Время - это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

- Прочитайте эти выражения (на доске):

Время летит. Время разум даёт. Всякой вещи время. Делу – время, потехе – час.

- Как вы их понимаете? Запишите эти выражения в тетради.

- А о каком времени пойдет речь, вы скоро догадаетесь.

2. Выявление места и причины затруднения

Рыженький котик сидеть на окошке,

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На неё глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать.

Пойдем, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.

- Какой недостаток текста вы заметили? (Глаголы записаны в неправильной форме.)

- Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало правильно (УСТНО).

- На какие группы можно разделить эти глаголы? (прош., наст. и буд.время).

– Запишите в тетрадь.

сидел сидит будем ходить

увидел глядит будем говорить

спел мурлычет

поел кличет

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Сегодня мы с вами научимся различать время глагола, образовывать форму настоящего времени и вспомним изученное о виде глагола.

- Давайте зададим к каждой группе глаголов вопрос: что делал? сделал? что делает? что будет делать?

Вывод:

• глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло, – в прошедшем времени;

• глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас, – в настоящем времени;

• глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить, – в будущем времени.

– Определите вид записанных глаголов (сов. и несов. вид)

Работа с теоретическим материалом учебника на с. 132.

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Задание. От глаголов, записанных на доске, образуйте форму настоящего времени.

Запирать, запереть, растирать, растереть, слушать, возвысить, взвесить, уничтожить, ненавидеть.

– От всех ли глаголов можно образовать форму настоящего времени?

– Определите вид глаголов, от которых можно образовать форму настоящего времени (несовершенный вид)

- К каким выводам об особенностях образования формы настоящего времени глагола привели вас выполненные упражнения?

Вывод: форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Работа с теоретическим материалом учебника на с. 134–135

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Ответьте на вопросы:

• Что вы делали на уроке математики?

• Что вы делаете на уроке русского языка?

• Что вы будете делать после уроков?

Орфоэпическая работа.

Перечень слов в рамке на с. 136 (задание к упр. 703) дополняется подбором однокоренных глаголов с приставками и употреблением их в разных лицах и числах (перезвоним, дозвонишься и пр.), а также другими глаголами с такой же орфоэпической ситуацией — включи́ть: включи́т (переключи́м); сори́ть: сори́т (засори́м); кровоточи́ть: кровоточи́т; слепи́ть: слепи́т (ослепи́шь)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение упражнений 701, 702.

7. Включение в систему знаний и повторение

Комментированный диктант. Задание: выделить окончания в глаголах настоящего времени, выполнить анализ указанных слов

Приходит2 ночь, и постепенно оживает1 сила души. Я гашу лампу, и ночь начинает медленно светлеть. Темнота пропитывается отсветом снега. Морской залив подсвечивает ночь и превращает её в прозрачный сумрак. Слышно, как за окошком слетает2 с хвои иней, осторожно потрескивает и позванивает. (По К. Паустовскому)

8. Домашнее задание: изучить материал §111, 113; выполнить упр.694, инд. – 700.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.