СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Краткие прилагательные" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен урок по теме "Краткие прилагательные" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Краткие прилагательные" 5 класс»

Конспект урока русского языка по теме " Краткие прилагательные".

Цель: Обеспечить усвоение новых знаний о кратком прилагательном

  • Задачи: Образовательные:

    • познакомить учащихся с краткими прилагательными;

    • научить употреблять краткие прилагательные в речи;

    • систематизировать знания о правописании Ь после шипящих в словах разных частей речи.

  • Развивающие:

    • развивать умение делать выводы из наблюдений;

    • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности.

  • Воспитательные:

    • прививать интерес и любовь к родному языку;

    • воспитывать культуру учебного труда.

В процессе урока учащиеся должны

Знать: грамматические категории кратких прилагательных, их синтаксическую роль, правило написания прилагательных на шипящую, орфоэпические особенности;

Уметь: различать полные и краткие прилагательные, правильно произносить, выделять в предложении как сказуемое, грамотно писать прилагательные с основой на шипящую.

Оборудование: интерактивная доска, презентация урока, раздаточный материал к уроку.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята! Запишите число, для темы оставьте строчку.

II Повторение. Игра “Интервью”.

Тема интервью: “Имя прилагательное”. Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Примерные вопросы:

К какой группе частей речи относится прилагательное?

Назовите общее грамматическое значение данной части речи?

На какие вопросы отвечают прилагательные?

Перечислите морфологические признаки?

Каким членом предложения является прилагательное?

­­ Когда мы пишем букву О, а в каких случаях Е в окончаниях прилагательных после шипящих?

1.Проверочная работа “Правописание окончаний имён прилагательных после шипящих и Ц”.

Графический диктант

Задание: я читаю словосочетания, а Вы ставите только буквы : О, Е.

Словосочетания:

1) нет больш…го снега
2) в колюч…м кустарнике
3) хорош…го дождя
4) к старш…му брату
5) в чуж…м доме
6) на свеж…м воздухе
7) горяч…го супа
8) круглолиц…го человека
9) небольш…й размер
10) общ…го дела

Взаимопроверка.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


О

Е

Е

Е

О

Е

Е

Е

О

Е


0 ошибок – “5”; 1 – 2 ошибки – “4”; 3 – 5 ошибок – “3”

Рефлексия:

– Доволен ты своим результатом или нет? Почему?

– Что именно помогло тебе сегодня справиться с работой?

– Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

III.Актуализация знаний учащихся:

Работа с текстом стихотворения. Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:

Весна! Весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Вопросы к классу:

-Ребята, как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение? Посмотрите, погода весенняя. Скоро придет весна листочки на деревьях распустятся. Перед вами дерево, на котором ещё нет зелёных листочков. Если вы будете хорошо работать, в конце урока наше дерево будет украшено листочками. Всё зависит от ваши х стараний. Я желаю вам, чтобы наше дерево стало пышным.

Найдите все прилагательные в тексте

В чем особенность прилагательных чист, ясен?

Как мы называем такие прилагательные? Сформулируем тему урока

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Сформулируйте перед собой задачи урока.

IV.Объяснение нового материала.

1.Посмотрите на словосочетания:

Чист воздух, небо ясно, удивительная погода, день прекрасен, цветы чудесны, голубое небо, вода прозрачна, яркое солнце.

На сколько групп можно разделить следующие словосочетания? Почему?

2.Посмотрите на таблицу. Имена прилагательные делятся на 2 группы: полные и краткие.

  1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? (полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной)

  2. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?

(полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)

(краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?)

3. Как изменяются полные прилагательные? (по родам, числам, падежам) . Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? (только по родам и числам)

Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными?

Чтение правила в учебнике с 36 .

Каким членом предложения являются полные прилагательные?

Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

(Алгоритм ответа)

  1. Отвечают на вопросы ...

  2. Изменяются ...

  3. В предложении являются ...

Несколько учащихся по алгоритму проговаривают ответ:

V. Закрепление изученное.

ЯС(?)НЫЙ (вопрос, задача, небо)

ОПАС(?)НЫЙ (поворот, дорога, приключение)

VI. Физкультминутка


Работа с учебником: чтение правила и выполнение упр 339

VII. Выборочный диктант.Выбрать краткие прилагательные

Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Всё вокруг было зелено. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч. Плоды этого куста были сладки! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медвежата гуляли. Медведица была добра и позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Медвежата были очень милы. Ягода была вкусна. Кроме того малина полезна для здоровья. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч. А куст малиновый колюч.      Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище. Вся семья была довольна.

Молодцы, ребята! Вы постарались, и наше дерево зазеленело. Стало красиво, оказывается, легко быть волшебниками. Благодаря кратким прилагательным текст стал красивее. Они описывают предметы более точно, конкретно, кратко.

А теперь обратимся к пословице,

IX.На доске: Корень учения горек, а плод - сладок. (Пословица). Найдите краткие прилагательные. Очень часто их употребляют в пословицах для большей точности.

- Как вы понимаете эти слова?

(Учиться всегда трудно, но, овладев знаниями, можно многого добиться).

-Запишем эту пословицу в тетради!

-Найдите в ней прилагательные.

-Определите, в полной или краткой форме они употреблены?

-Какими членами предложения являются? Подчеркните.

Ответы: (прилагательные горек, сладок, употреблены в краткой форме, в предложении являются сказуемыми).

X. Подведение итогов.

1. Что нового узнали сегодня на уроке?

(Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам).

  1. Чему научились?

(Научились находить краткие прилагательные в предложениях, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки).

Учитель объявляет оценки. Понравился ли вам урок? Ребята, вы отлично потрудились. Сегодня вы были красивы, хороши, умны, активны. Оцените свою работу на уроке :Плоды-урок прошел плодотворно,цветок-неплохо.желтый лист урок неплодотворен

XI.Домашняя работа пар.45 упр 337,338

Придумайте небольшое стихотворение, призывающее весну, обязательно употребляя в своем тексте краткие прилагательные.

Примеры работ учащихся:

Весна приходи,
Зиму прогони.
Ты тепла и весела,
Радость ты нам принесла.

Весна красна,
Очень-очень хороша.
Ты быстрее приходи,
Злую зиму прогони.


XII.Оценки.



































Карточка к уроку « Краткие прилагательные»


1. Расскажите о признаках полных и кратких прилагательных, пользуясь данным алгоритмом

1) Отвечают на вопросы ...

2) В предложении являются ...

3) Изменяются ...


3. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.


О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.


«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.

Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».


Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.




Карточка к уроку « Краткие прилагательные»



1. Расскажите о признаках полных и кратких прилагательных, пользуясь данным алгоритмом

1) Отвечают на вопросы ...

2) В предложении являются ...

3) Изменяются ...


2 . Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.


О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.


«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.

Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».


Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!