Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Имя существительное
Цели:
Повторить морфологические признаки имен существительных (род, число, падеж).
Обучить правильному употреблению в речи тех существительных, при определении рода которых нарушаются нормы литературного языка.
Воспитать чувство ответственности за соблюдением норм, правил русского языка.
Оборудование: Колпачки для 2-х существительных и “рода”, “числа” и падежа”.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок-путешествие.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.Постановка цели урока.
Сегодня со мной приключилась очень странная история. У меня есть замечательный друг – Запятайкин. Я его очень сильно обидела и теперь не могу путешествовать с ним по замечательной стране “Акитаммарг” (грамматика). Я писала ему самые разные записки, подбрасывала их в самые разные места: на подоконник, в шкаф и даже в холодильник. Писала ему стихи.
Запятайкин, ты проказник!
Не приходишь даже в праздник
Как ты мог совсем пропасть?
Я хочу к тебе попасть!
Они получались неудачные. Я вчера готовилась к урокам, мне было очень скучно, и в своей тетради я написала:
На доске:Я больше не могу без моего друга Запятайкина потому что без него скучно.
И вдруг в тетради появилась запятая, которая превратилась в друга Запятайкина. Он всплеснул руками и спросил, какую же ошибку я допустила?
Найдите мою ошибку. (Отсутствует запятая).
Какое слово является сигналом и кричит, что с него начинается новая часть предложения?
Мы отправляемся в путешествие на лодке, которая называется “Море слов”.
Первый остров, к которому мы причалим – “Существительное”.
Чтобы не было неожиданностей, мы с вами должны вспомнить все, что знаем о существительном.
/ Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока /.
II. Подготовительный этап.
На берегу нас ожидает рыцарь-стражник, который пропустит вас если вы с трех попыток угадаете пароль.
1.Приведите примеры существительных.
2.Назовите признаки существительного.
3.Вопросы существительного. Кто? Что?
Стражник позволил нам пройти на остров, где живут жители “существительные”.
Чем они похожи ?
Какое есть общее увлечение ? / Г.З. /
Чем они занимаются и увлекаются ?
Об этом нам расскажут 2 существительных./ 2 учащихся поют песенку /.
1 уч.
Мы очень любим называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы – ответы!
2 уч.
Вопросы эти “Что?” и “Кто?”
Без них не может жить никто.
А кто на них дает ответ
Тот называет вам предмет.
III. Изучение нового материала.
В этой стране очень много тайн и секретов. На этом острове живут три старца. У каждого на голове шапочки, на них горящие буквы “Р”, “Ч”, “П”.
Угадайте, кто они ? А они позволят вам войти во дворец, где узнаете много интересного.
Что означают эти буквы ?
Верно, ребята!
Дверцы открылись и встретился нам паучок, который предлагает разгадать загадку:
Моя загадка о существительных,
Об их обычаях удивительных.
Пусть хоть кто-нибудь догадается,
Как большинство из них изменяются!
1 вариант ответа (Р.Ч.П.) Старец с буквой “Р”: Ох, ребята, что вы наделали. Я во всем люблю постоянство. Запомните! Я не изменяюсь, на меня можно положиться. (стол, столиха, столихо). | 2 вариант ответа (Ч.П.) Молодцы! Я никогда вас не брошу в беде и никогда не изменюсь. |
Я прощаю вам обиду, если вы не сделаете больше ошибок. Давайте проверим, умеете ли вы держать свое слово.
Вывод:
Как изменяются существительные ?
На какие вопросы отвечают ?
IV. Закрепление.
Работа с учебником. Упр. 484, стр. 202.Задание: укажите род существительного. Распределите по столбикам.
1.м.р., 2. ж.р., 3. ср.р.
2.Вам нужно подняться по волшебной лестнице с помощью 3 волшебных столбиков.
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
Железнодорожный путь Прочный рельс Свежий картофель | Городская молодежь Известная фамилия Белоснежная простыня Рассыпчатая картошка Полевая мышь | Сильное впечатление Румяное яблоко |
Какие волшебные слова помогли подняться по лестнице ?/Она, оно, он /.
Мудрый старец познакомит вас с другим приятелем в шапочке с буквой “Ч” при условии, что вы выполните 3 задания:
Упр. 485. (Один ученик у доски).Поставить глаголы в прошедшее время.
Пример:
Небо голубело – ср.р.
Молодежь пела – ж.р.
Картофель зазеленел_ – м.р.
Солнце село – ср.р.
Яблоко зрело – ср.р.
Полотенце висело. Как проверим гласную в корне ?
Проверка знаний (в виде перфокарты или “змейки”).
Задание: Определите род существительных.
| М | Ж | Ср | | М | Ж | Ср |
Слон | Х | | | Сосна | | Х | |
Ручка | | Х | | Шапка | | Х | |
Полотно | | | Х | Солнце | | | Х |
Зрелище | | | Х | Тигр | Х | | |
Водопад | Х | | | Тетрадь | | Х | |
Кепка | | Х | | Неприятность | | Х | |
Зубр | Х | | | Ворон | Х | | |
Проверка: Эти схемы с обратной стороны доски. Ученики сами выставляют себе оценку.
Записать слова только среднего рода. Помните о волшебных словах.
Гнев, ярость, бешенство, дорога, путь, направление, вид, картина, зрелище, инструкция, руководство, устав, заглавие, заголовок, шапка.
Зачитайте слова, которые выписали.
Д/з. Составить словосочетание с существительным, которое записали.
Вывод: - Что вы узнали сегодня на уроке ?/Существительные имеют род, изменяются по числам и падежам /.
Подведение итога урока. Выставление оценок
Проверка знаний (в виде перфокарты или “змейки”).
Задание: Определите род существительных.
| М | Ж | Ср | | М | Ж | Ср |
Слон | | | | Сосна | | | |
Ручка | | | | Шапка | | | |
Полотно | | | | Солнце | | | |
Зрелище | | | | Тигр | | | |
Водопад | | | | Тетрадь | | | |
Кепка | | | | Неприятность | | | |
Зубр | | | | Ворон | | | |
Проверка знаний (в виде перфокарты или “змейки”).
Задание: Определите род существительных.
| М | Ж | Ср | | М | Ж | Ср |
Слон | | | | Сосна | | | |
Ручка | | | | Шапка | | | |
Полотно | | | | Солнце | | | |
Зрелище | | | | Тигр | | | |
Водопад | | | | Тетрадь | | | |
Кепка | | | | Неприятность | | | |
Зубр | | | | Ворон | | | |