Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения. | Открываем тетрадь. Записываем сегодняшнюю дату и классная работа. Введение в раздел. Открываем учебники. Прочитайте название раздела. - Что значит изменить слово? - Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? - А что изменится в слове? Откройте тетрадь. Запишите сегодняшнюю дату. Напишите «Классная работа». Языковая разминка. Комплексный анализ предложения. | Открывают тетради. Записывают дату, классная работа. Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы связанные с новой темой. Поставить его в другую форму. То же самое слово. Окончание. | Познавательные УУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, презентации. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. |
Создание проблемной ситуации Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы. Открытие новых знаний Задача: решение проблемы. Физкультминутка | Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме. Что для вас является новым в названии раздела? – Какой вопрос возникает? – На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока. Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму). Работа по учебнику. Наблюдение за словоизменением имён существительных. Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк. Выполняется по заданию. – Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно? Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. Два ученика работают у доски. – Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? Упр. 118 – проверка собственных выводов. – Почему же меняется окончание в словах в предложении? – Что «помогает» применить разные окончания? Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания. Этапы работы: – чтение отрывка из басни; – дописывание окончаний карандашом в учебнике; – выписывание словосочетаний по образцу в учебнике. Что помогло выбрать окончание? Введение понятия падеж. 1) Работа с текстом определения. – Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? – Посмотрите («прочитайте») 2-ую часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их. – Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу. !!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу. – Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами. – Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными?– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и сами вопросы. Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (В. Волина) Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? С физминуткой я дружу Свою спину разогну. Руки кверху подниму, А потом их отпущу. А потом попрыгаю, Ножками подрыгаю. Ручками похлопаю. Ножками потопаю. Сяду я за партой стройно, Чтоб себя вести спокойно. | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. Что такое падеж? Падеж, имя существительное. Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя. Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении. У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа. Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы. Чтобы соединяться с другими словами. Разные вопросы к существительным. Читают басню и дописывают окончания. Вопрос. Что, падежей всего 6, и у каждого падежа присутствуют два вопроса. С ними легче задать вопрос, они помогают. Дети читают 1-ю строчку хором. Ученики читают 2-ю строчку. Чтение 3-й строчки. 4-я строчка. 5-я строчка. 6-я строчка. К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём? Выполнение физкультминутки вместе с учителем. | Регулятивные УУД: Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: умеют извлекать информацию из презентации; делают вывод по поставленной проблеме; Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умеют оформлять свои мысли в устной форме; |
Самостоятельное применение знаний. Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений. Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам. Выполняется на доске под руководством учителя слова: кот, коты. Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова: сосна, сосны. | Выполняют задания. Дети, сначала все вместе, а после каждый индивидуально изменяют слова по падежам. | Регулятивные УУД: Учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания. Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умеют оформлять свои мысли в письменной форме; |