Русский язык в 3 «А» классе
Изменение имён существительных по падежам
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь , И друг другу улыбнитесь . Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – Вилена Валерьевна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Хлопните в ладоши, те кто готов приступить к работе. Тогда вперед!
Посмотрите на слайде пословица: «Знай и люби свой родной язык».
Что значит знай свой родной язык?
А что значит любить свой родной язык?
Сегодня на уроке нам понадобится учебник тетрадь. Проверьте, у всех ли они есть на парте?
Чтобы проверить с какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы, проведем блиц-опрос.
Часть речи, обозначающая название предмета…
Существительные бывают…
Часть слова без окончания …
Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . .
Имена существительные бывают…
Имена существительные изменяются по …
В форме какого числа можно определить род имени существительного?
Откройте свои рабочие тетради и запишите число, в классе.
Разгадаем загадки.
Он для ручек домом стал. Называется –
Буквы, значки, как бойцы на парад, В строгом порядке поставлены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется...
Танечки и Галочки, Сонечки и Аллочки. Машеньки и Верочки - Маленькие...
Ягода чёрная — да не черника, Куст колючий — да не малина.
Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг как днём.
Что общего у слов, которые мы разгадали в загадках?
Какое слово у нас получилось? Пропишите слово «падеж» всю строку.
Мы с вами записали слово «падеж», знаете ли вы, что это?
Падеж – это новая грамматическая форма имени существительного.
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.
Для связи с другими словами в предложении у имён существительных изменяются окончания.
На слайде текст (№1).
Санкт-Петербург – город мостов. В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга. Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров. Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков. На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга. |
Прочитайте текст на слайде.
Что изменяется в слове «мост» в тексте?
Почему изменяется окончание?
Наше правило разделено на 3 части: первая мудрая сова, вторая мудрая сова и обратите внимание.
Прочитайте все 3 правила про себя.
Затем в слух и пересказ.
Рассмотрите таблицу на странице 37.
6 названных человек читают по строчкам.
Что написано в 1 столбике?
Прочитаем хором название падежей
Что написано во 2 столбике?
Прочитаем хором падежные вопросы.
Что написано в 3 столбике?
Закройте учебники, кто запомнил, что значит изменять по падежам?
Сколько падежей в русском языке?
Как называются?
Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?
В каком падеже стоит слово, если оно отвечает на вопросы: кого? или чего?;
кем? или чем?
кому? или чему?.
ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
Физкультминутка Руки в стороны поставим Правой левую достанем А потом наоборот. Будет вправо поворот. Раз – хлопок, два – хлопок. Повернись ещё разок! Раз- два-три-четыре, Плечи выше, руки шире! Опускай-ка руки вниз и на корточки садись! |
Выполним упражнение №64 (прочитайте текст; затем по образцу выписать словосочетания, выделяя окончания. 2ое предложение разбираем вместе, все остальные выбранные ученики по одному записывают на доске.)
Выполним упражнение №66. Просклоняем слово лиса- записываем в столбик название падежей, их вопросы и выделяем окончание. Так же просклоняем слово трава. ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ, ТО И СЛОВО третье слово
Самостоятельная работа.
На карточках, которые лежат у вас на столах, вам нужно задать вопросы к существительным и выделить окончание №3. Проверка по эталону на слайде.
Какую тему сегодня изучали?
Что нового узнали сегодня?
Сколько падежей в русском языке?
На какие вопросы отвечает именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
Какое задание было интересно выполнять? Почему?
Сейчас я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке.
Нарисуйте человечка на высокой ступеньке, если вам было все понятно на уроке и вы справились со всеми заданиями. На ступеньке пониже, если вам все было понятно на уроке, но было трудно выполнять задания. И на самой низкой ступеньке, если у вас не все получилось.
Запишите домашнее задание в свои дневники: страница 37 – выучить название падежей и падежных вопросов и № 66 (журавль и гнездо).