СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам"»

Русский язык в 3 «А» классе

Изменение имён существительных по падежам

Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь , И друг другу улыбнитесь . Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – Вилена Валерьевна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Хлопните в ладоши, те кто готов приступить к работе. Тогда вперед!

Посмотрите на слайде пословица: «Знай и люби свой родной язык».

Что значит знай свой родной язык?

А что значит любить свой родной язык?

Сегодня на уроке нам понадобится учебник тетрадь. Проверьте, у всех ли они есть на парте?


Чтобы проверить с какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы, проведем блиц-опрос.

  1. Часть речи, обозначающая название предмета…

  2. Существительные бывают…

  3. Часть слова без окончания …

  4. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . .

  5. Имена существительные бывают…

  6. Имена существительные изменяются по …

  7. В форме какого числа можно определить род имени существительного?

Откройте свои рабочие тетради и запишите число, в классе.

Разгадаем загадки.

  1. Он для ручек домом стал. Называется –

  2. Буквы, значки, как бойцы на парад, В строгом порядке поставлены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется...

  3. Танечки и Галочки, Сонечки и Аллочки. Машеньки и Верочки - Маленькие...

  4. Ягода чёрная — да не черника, Куст колючий — да не малина.

  5. Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг как днём.

Что общего у слов, которые мы разгадали в загадках?

Какое слово у нас получилось? Пропишите слово «падеж» всю строку.


Мы с вами записали слово «падеж», знаете ли вы, что это?

Падеж – это новая грамматическая форма имени существительного.

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?


Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.

Для связи с другими словами в предложении у имён существительных изменяются окончания.

На слайде текст (№1).

Санкт-Петербург – город мостов. В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга. Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров. Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков. На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

Прочитайте текст на слайде.

Что изменяется в слове «мост» в тексте?

Почему изменяется окончание?

Наше правило разделено на 3 части: первая мудрая сова, вторая мудрая сова и обратите внимание.

Прочитайте все 3 правила про себя.

Затем в слух и пересказ.

Рассмотрите таблицу на странице 37.

6 названных человек читают по строчкам.

Что написано в 1 столбике?

Прочитаем хором название падежей

Что написано во 2 столбике?

Прочитаем хором падежные вопросы.

Что написано в 3 столбике?


Закройте учебники, кто запомнил, что значит изменять по падежам?

Сколько падежей в русском языке?

Как называются?

Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?

В каком падеже стоит слово, если оно отвечает на вопросы: кого? или чего?;

кем? или чем?

кому? или чему?.

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

Физкультминутка

Руки в стороны поставим

Правой левую достанем

А потом наоборот.

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок.

Повернись ещё разок!

Раз- два-три-четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!

Выполним упражнение №64 (прочитайте текст; затем по образцу выписать словосочетания, выделяя окончания. 2ое предложение разбираем вместе, все остальные выбранные ученики по одному записывают на доске.)

Выполним упражнение №66. Просклоняем слово лиса- записываем в столбик название падежей, их вопросы и выделяем окончание. Так же просклоняем слово трава. ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ, ТО И СЛОВО третье слово

Самостоятельная работа.

На карточках, которые лежат у вас на столах, вам нужно задать вопросы к существительным и выделить окончание №3. Проверка по эталону на слайде.


Какую тему сегодня изучали?

Что нового узнали сегодня?

Сколько падежей в русском языке?

На какие вопросы отвечает именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Какое задание было интересно выполнять? Почему?


Сейчас я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке.

Нарисуйте человечка на высокой ступеньке, если вам было все понятно на уроке и вы справились со всеми заданиями. На ступеньке пониже, если вам все было понятно на уроке, но было трудно выполнять задания. И на самой низкой ступеньке, если у вас не все получилось.

Запишите домашнее задание в свои дневники: страница 37 – выучить название падежей и падежных вопросов и № 66 (журавль и гнездо).