Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный | Руки на месте, Ноги на месте. Спинка прямая, Локти у края. Следит за осанкой детей. | Приветствуют учителя, стоя у парт. Садятся. |
Актуализация | Орфографическая минутка. На доске записаны слова: Класс, суббота, русский, мороз. Щавель, чулок, машина, четыре. Коньки, строчка, млечный, хищный. -Найдите в каждой группе лишнее слово, объясните написание оставшихся слов. | Отвечают на вопрос учителя. -Лишние слова: МОРОЗ, ЧЕТЫРЕ, КОНЬКИ. |
Целеполагание | На доске записаны слова грибы гриб морозы мороз гаражи гараж -Прочитайте слова, произнесите слова второго столбика орфоэпически. - Какие звуки вы слышите на конце слов? - Чем отличается написание и произношение этих слов? - Произнесите слова первого столбика. Назовите звуки на месте этих же согласных букв. - Составьте пары звуков к каждой паре слов. - Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить сегодня на уроке. Какова его тема? | Дети читают, произносят слова. Составляют пары. [ Б] – [П], [З] –[ С] [Ж] – [Ш]. |
| | |
Открытие новых знаний | - Откройте учебник на странице 16. Прочитайте название раздела. - Прочитайте, что нам нужно сделать на этом уроке. -Посмотрите на таблицу «Согласные звуки». На какие две большие группы разделили согласные звуки? - Проведем опыт, описанный на странице 16. Положите ладонь на горло и попеременно произнесите звонкий и глухой согласные звуки. При произнесении какого звука вы чувствуете дребезжание (вибрацию) голосовых связок: глухого или звонкого? По какому еще признаку можно отличить глухой согласный звук от звонкого согласного? -Вспомните, почему согласные так называются: «звонкие» и «глухие»? Какие из них произносятся с участием голоса и шума, а какие – только с участием шума? Работа по ленте букв -Где на ленте букв располагаются буквы, которые обозначают звонкие звуки? А глухие? - Назовите буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки? - Назовите буквы, которые обозначают непарные глухие согласные звуки? - Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости глухости согласные звуки? | Открывают, читают. - Как отличить звонкие согласные от глухих? Звонкие и глухие согласные звуки. Один ученик читает описание. Дети выполняют задание. - Звонкие – с участием голоса и шума, глухие – только с участием шума. ЛМНРЙ ХЦЧЩ БПВФГКТДЖШЗС |
Физкультминутка | А теперь проведём игру «Звонкий или глухой». Правила игры: дети определяют со звонкого или глухого звука начинается слово. Со звонкого – прыжок с хлопком рук над головой, с глухого – приседают. Зима. Снежок. Мороз. Вьюга. Коньки. Санки. Метель. Лыжи. Каток. Горка. | Выполняют движения |
Первичное закрепление материала | Работа по учебнику - Подпишите в тетради упражнение 25. -Прочитайте загадку. Что это? -Назовите слова, в которых есть орфограмма «Безударные гласные в корне слова». -Какие слова надо проверять? -Подберите проверочные слова. -Какое слово нельзя проверить? -Спишите загадку, подчеркните орфограммы в словах. -В каких словах загадки звуки только звонкие, а в каких – только глухие? Игра «Шарада». - Послушайте шараду. Назовите пары слов и звуки, которыми они различаются. С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню я на просторе. С глухим траву она срезает, Со звонким – листья объедает. С глухим согласным кругл, как мячик, Со звонким – как огонь горячий. | Выполняют. -Глобус. - Моря, дороги, земля. -Моря, земля. -Море, земли. -Дороги. Дети выполняют задание. Моря, нельзя, дороги, земля Есть, пахать, что. Колос – Голос. Коса – коза. Шар – Жар. |
Рефлексия | -Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? -Какие вы знаете способы отличия звонких согласных от глухих? -Проверим, как вы научились различать звонкие согласные от глухих. Карточка Записаны слова ГРИБЫ, ШАПКА, ДОМИК, ЛИСА. Вариант первый подчеркивает звонкие согласные, второй вариант – глухие согласные. На доске записаны слова для проверки. ГРИБЫ, ШАПКА, ДОМИК, ЛИСА ГРИБЫ, ШАПКА, ДОМИК, ЛИСА | -Как отличить звонкие согласные от глухих? -При произнесении звонких звуков горло дребезжит. -По ленте букв. Работают самостоятельно. Дети самостоятельно проверяют, оценивают себя. |
Домашнее задание | Творческое задание Записать три слова со звонкими или глухими согласными на конце. | Записывают домашнее задание. |