СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок из цикла уроков "Звонкие и глухие согласные".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?"»

Урок русского языка во 2 классе.

УРОК 1. «Как отличить звонкие согласные от глухих».

Цель: различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Задачи: освоение разных способов различения звонких и глухих звуков; овладение умением различать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки с помощью ленты букв.

Метапредметные:

Регулятивные: развитие умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные: развитие умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;

Коммуникативные: развитие умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;

Личностные: развитие потребности совершенствовать свою устную и письменную речь

Оборудование урока для учителя: презентация, рабочая тетрадь, учебник.

Оборудование урока для учащихся: карточки , учебник, рабочая тетрадь.































Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный

Руки на месте,

Ноги на месте.

Спинка прямая,

Локти у края.

Следит за осанкой детей.

Приветствуют учителя, стоя у парт. Садятся.

Актуализация

Орфографическая минутка.

На доске записаны слова:

Класс, суббота, русский, мороз.

Щавель, чулок, машина, четыре.

Коньки, строчка, млечный, хищный.

-Найдите в каждой группе лишнее слово, объясните написание оставшихся слов.

Отвечают на вопрос учителя.

-Лишние слова: МОРОЗ, ЧЕТЫРЕ, КОНЬКИ.


Целеполагание

На доске записаны слова

грибы гриб

морозы мороз

гаражи гараж

-Прочитайте слова, произнесите слова второго столбика орфоэпически.

- Какие звуки вы слышите на конце слов?

- Чем отличается написание и произношение этих слов?

- Произнесите слова первого столбика. Назовите звуки на месте этих же согласных букв.

- Составьте пары звуков к каждой паре слов.

- Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить сегодня на уроке. Какова его тема?



Дети читают, произносят слова.









Составляют пары. [ Б] – [П], [З] –[ С] [Ж] – [Ш].




Открытие новых знаний

- Откройте учебник на странице 16. Прочитайте название раздела.

- Прочитайте, что нам нужно сделать на этом уроке.


-Посмотрите на таблицу «Согласные звуки».

На какие две большие группы разделили согласные звуки?


- Проведем опыт, описанный на странице 16.


Положите ладонь на горло и попеременно произнесите звонкий и глухой согласные звуки. При произнесении какого звука вы чувствуете дребезжание (вибрацию) голосовых связок: глухого или звонкого? По какому еще признаку можно отличить глухой согласный звук от звонкого согласного?


-Вспомните, почему согласные так называются: «звонкие» и «глухие»? Какие из них произносятся с участием голоса и шума, а какие – только с участием шума?


Работа по ленте букв

-Где на ленте букв располагаются буквы, которые обозначают звонкие звуки? А глухие?

- Назовите буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки?

- Назовите буквы, которые обозначают непарные глухие согласные звуки?

- Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости глухости согласные звуки?


Открывают, читают.


- Как отличить звонкие согласные от глухих?


Звонкие и глухие согласные звуки.


Один ученик читает описание.


Дети выполняют задание.






- Звонкие – с участием голоса и шума, глухие – только с участием шума.




ЛМНРЙ


ХЦЧЩ


БПВФГКТДЖШЗС

Физкультминутка

А теперь проведём игру «Звонкий или глухой». Правила игры: дети определяют со звонкого или глухого звука начинается слово. Со звонкого – прыжок с хлопком рук над головой, с глухого – приседают.

Зима. Снежок. Мороз. Вьюга. Коньки. Санки. Метель. Лыжи. Каток. Горка.


Выполняют движения

Первичное закрепление материала


Работа по учебнику

- Подпишите в тетради упражнение 25.

-Прочитайте загадку. Что это?

-Назовите слова, в которых есть орфограмма «Безударные гласные в корне слова».

-Какие слова надо проверять?

-Подберите проверочные слова.

-Какое слово нельзя проверить?

-Спишите загадку, подчеркните орфограммы в словах.


-В каких словах загадки звуки только звонкие, а в каких – только глухие?


Игра «Шарада».

- Послушайте шараду. Назовите пары слов и звуки, которыми они различаются.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на просторе.


С глухим траву она срезает,

Со звонким – листья объедает.


С глухим согласным кругл, как мячик,

Со звонким – как огонь горячий.



Выполняют.

-Глобус.

- Моря, дороги, земля.


-Моря, земля.

-Море, земли.

-Дороги.

Дети выполняют задание.


Моря, нельзя, дороги, земля

Есть, пахать, что.





Колос – Голос.



Коса – коза.



Шар – Жар.



Рефлексия

-Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?


-Какие вы знаете способы отличия звонких согласных от глухих?


-Проверим, как вы научились различать звонкие согласные от глухих.

Карточка

Записаны слова ГРИБЫ, ШАПКА, ДОМИК, ЛИСА.

Вариант первый подчеркивает звонкие согласные, второй вариант – глухие согласные.


На доске записаны слова для проверки.

ГРИБЫ, ШАПКА, ДОМИК, ЛИСА


ГРИБЫ, ШАПКА, ДОМИК, ЛИСА


-Как отличить звонкие согласные от глухих?

-При произнесении звонких звуков горло дребезжит.

-По ленте букв.




Работают самостоятельно.




Дети самостоятельно проверяют, оценивают себя.

Домашнее задание


Творческое задание

Записать три слова со звонкими или глухими согласными на конце.


Записывают домашнее задание.