Тема: Правописание значимых частей слов
Цели: обобщить знания о правописании слов с орфограммами; развивать умения пользоваться правилом перед написанием слова, выяснять, в какой части слова находится орфограмма.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте. Объясните, когда так говорят.
— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание. (Несколько учеников рассказывают свои диалоги.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 256 (с. 138).
— Прочитайте.
— Расположите предложения так, чтобы получился текст.
— О чём говорится в тексте?
— Как называется это произведение? («Барсучий нос».)
— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
— Запишите текст вместе с заголовком. (Взаимопроверка.)
2. Разбор слов по составу
— Спишите. Разберите слова по составу. Подснежник, пробежал, весенний, идут, подъезд.
— Что такое корень, приставка, суффикс, окончание слова? Для чего они служат?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 258 (с. 139).
— Прочитайте. Объясните, какие буквы пропущены в словах.
- Выполните задания.
- Назовите слова, которые вы подобрали к каждому слову.
2. Работа над загадками
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте орфограммы.
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет чёрный след.(Ручка.)
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало —
Не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь.)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду. (Ложка.)
Что за чудо-великан?
Тянет руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом. (Подъёмный кран.)
Лежу, забившись в уголок,
Пока сидишь ты с книгою.
Когда же кончится урок,
И я с тобой попрыгаю.
Я разноцветен и упруг,
Хоть не живой, а всё же друг. (Мяч.)
Горит столб, а дыму нет. (Свеча.)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела.)
VI. Рефлексия
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
- Как проверить парный согласный в корне слова?
- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак? Приведите примеры.
- Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Приведите примеры.
- Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.
- Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 257 (с. 138).