Афанасьева Н.Н. МБОУ «Начальная школа- детский сад» г. Чебоксары
Русский язык. 1 класс
Тема: Предлоги
Цели:
- познакомить учащихся с предлогами, их ролью в предложении, учить грамотно писать предлоги, находить их в предложении, составлять словосочетания и предложения.
- развивать познавательные интересы, обогащать словарный запас.
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
Рисунок на ватмане «Предлоги»
Таблица «Предлоги»
3. Карточки «Предлоги»
Ребусы «Какие предлоги спрятаны»
Части речи
Литература:
А.В. Поляков «Русский язык» учебник 1 класс.
В.В. Валина «Учимся играя».
Е.Е. Семенова «Занимательная грамматика» Омега. Москва 1995 г.
В.В. Репкин «Школьный учебный словарь русского языка». «Астрель» М. 2005 г.
Организационный момент.
– Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу, А теперь ее открою, Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
Ученики записывают в тетради дату с проговариванием орфограмм.
Чистописание.
п р г, прг
предлог – предлоги
– Какие орфограммы вы увидели в слове предлог?
– Как можно проверить парную согласную (г)?
– Что означает слово (предлг)?
Толкование слова по словарю Ожегова.
Предлог:
Внешний повод для чего-либо.
Найти предлог для ссоры.
предлог – повод, причина.
В грамматике: неизменная часть речи, с помощью которой выражаются связи слов с другими словами в предложении.
Фонетический разбор.
Предлог – (придлог) – 7 б., 7 зв., 2 сл., 5 согл., 2 гл.
п-(п)- согл., глух., парн., тв.
р-(р)- согл., звонк., непарн., мягк.
д-(д)- согл., звонк., парн., тв.
л-(л)- согл., звонк., непарн., тв.
г-(г)- согл., глух., парн., тверд.
Сообщение темы урока.
а) – Тема урока «Предлоги».
б) – Чтение стихотворения.
– Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий.
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
«Что значит – «за»?
И «за» и «по» – предлоги…»
А хорошо бы ЗА порог
И мчаться ПО дороге!...
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги.
(А. Шибаев).
Знакомство с предлогами.
На, в, от, по, из, к, у, за, о, под, над, с – предлоги.
Работа по теме урока.
а) Ответы на вопросы:
– Что мы уже знаем о предлогах?
(это слова).
– Какие это слова?
(неизменяемые слова, маленькие слова).
– Чем они являются?
(частью речи).
б) Работа над смысловым оттенком предлогов. (появляются таблички с условными обозначениями).
в) Беседа о предлогах.
– Конечно имена существительные и другие части речи сами могут вступать в отношения с другими словами. Однако и без предлогов не обойтись. Как без них обозначить отношение места (уехать в город, идти с работы), совместимости (делить с другом), цели (израсходовать на починку) и т.д. Имена согласились использовать предлоги в качестве своих помощников. Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели значений, что им уже тяжело с этой ношей.
Например, предлогу На приходится 33 значения и 33 оттенка, предлогу С – 31 значение и 16 оттенков, а вот молодой предлог (вдоль) имеет всего одно значение.
По происхождению предлог – слово греческое и в переводе означает «перед словом». Всего насчитывается около двухсот предлогов. Они занимают четвертое место по частности употребления. Предлоги – это служебные частицы речи, это «словечки отношений».
Работа над рисунком на ватмане.
– Что вы видите на рисунке? Назовите.
– Составьте предложение по рисунку.
– Прислушайтесь, как произносятся слова на, под, за. Вместе с каким словом он произносятся?
Физкультминутка.
Работа по нахождению предлогов в предложении.
– Прочитайте загадки. Отгадайте. Найдите предлоги.
И на горке, и под горкой, под березой и под елкой, хороводами и в ряд в шляпах молодцы стоят. С грузом бежит, без груза лежит. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Отгадки: грибы, велосипед, рыба).
– Назовите предлоги.
– Как они пишутся?
– Для чего они служат?
Какие предлоги пропали?
Можно ли обойтись без них?
… полянке, … тропинки
Пробиваются травинки.
… бугорка ручей бежит,
А … елкой снег лежит.
Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Лето – время лесных малышей. … гнезд вылетают птицы. … зверей растет смена. Медвежата послушно следуют … матерью. Лисята играют … норы. Бельчонок совершает … сосны свой первый прыжок. … сумерках выходят … охоту ежата.
Работа по учебнику. Упражнение 119.
Работа по нахождению предлога в предложении.
– Как узнать предлог в предложении?
В лесу было тихо.
В сосновом лесу было тихо.
– Сравни предложения.
– Какое слово стоит между предлогом и существительным во втором предложении?
Вывод. Между предлогом и существительным можно вставить слово.
Отгадывание ребусов.
Если знаешь предлоги – разгадаешь.
Вывод.
– О чем мы сегодня говорили?
– Какая была тема урока?
– Что вы поняли?
Советы учащимся.
Для чего нам дан предлог?
Чтоб понять и взять все в толк.
Нужно нам найти предлог
Чтоб услышать про предлог.
В предложении на службе,
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Произносится как слитно,
Но пишется отдельно.
Без предлога нам нельзя,
Знайте это все – Друзья!
Итог урока.