Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
Цель урока: познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными;
Задачи:
1)Образовательные: сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение находить изученную орфограмму в слове;
2)Развивающие: развивать коммуникативные умения, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
3)Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными.
Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы обучающихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах, творческая работа.
Технологии: технология развития критического мышления («Исправь ошибки»), игровые ( «Кто быстрее»), здоровьесберегающие, технология уровневой дифференциации, личностно – ориентированное развивающее обучение, ИКТ-технологии, информационные и коммуникационные технологии.
Оборудование: раздаточный материал, учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.; презентация урока.
Этапы урока
Мотивационный этап.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; формирование положительной мотивации к уроку.
Слово учителя.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
-Начать урок хочу с пословицы «Ученье – красота, а неученье – слепота». Как вы понимаете ее смысл? ( Дети объясняют значение пословицы: знания дают возможность быть красивым внутренне, невежды слепы душой)
-Каждый урок открывает вам новые знания, а значит, вы становитесь лучше и красивее.
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление пробного действия.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Опрос:
-Какой раздел языка изучает части слова?
-Какой раздел языка изучает части речи?
-С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?
- Что эта часть речи обозначает ? ( предмет)
- Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)
Игра «Убери лишнее»
1группа: мышь, доска, кит, книга, обжора, собака, мама, конь ( обжора – общего рода)
2 группа: сердце, окно, поле, кино, день, стул, боль, пол ( боль- 3 склонения, остальные 2 –го)
3 группа: помидор, крупа, миска, огурец, приправа,, дрожжи, вилка, кастрюля ( дрожжи – имеет только мн.ч)
4 группа: учебник, меню, газета, молодежь, карандаш, мама, дядя,брат ( меню – несклоняемое сущ)
-Я предлагаю вам сейчас вспомнить орфограммы которые мы изучали на прошлых уроках.
На доске записаны слова:
для дочк…, ги…кий, чес…ный, про…ьба, (не)приятель
Учащиеся по одному выходят к доске и вставляют буквы на месте пропусков или раскрывают скобки, объясняя орфограмму.
В написании слова неприятель возникла проблемная ситуация: дети не изучали такого правила.
Выявление затруднения.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
-Ребята, как вы думаете, как будет правильно: слитно или раздельно? Учащиеся не дают одного ответа.
- Ребята, а почему вы думаете по-разному? (потому что не знаем, так как не изучали это правило) Правильно мы ответим после того, как изучим новую тему.
4. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения.
Определение темы и задач урока.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
- Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке? Какая же тема нашего урока? Какие цели вы для себя ставите на уроке? Что вы должны усвоить? Что для этого нам необходимо сделать?
- Открываем тетради, записываем число, тему урока.
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:(Познавательные УУД). Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
- Да, сегодня на уроке мы должны понять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
У каждого из вас на столе есть таблица, которую мы будем заполнять в течение урока, опираясь на наши наблюдения. (Таблица «Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными»)
Учитель: Ребята, давайте познакомимся с шуточным стихотворением С.Бондаренко «Страна без частицы НЕ». (на столах у учащихся стихотворение) Учитель читает стихотворение.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха
И на взрачной клумбе у будки,
Голубые цвели забудки,
И погода стояла настная
И гуляла собачка счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазную лужу.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа,
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна-смеяна,
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Учитель: Понятно ли содержание этого стихотворения?
Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?
Есть ли в стихотворении незнакомые слова?
Подчеркните существительные, которые не существуют в русском языке:
доумение
разбериха
забудки
ряха
дотёпа
вежа
доучки
смеяна
А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ:
недоумение
неразбериха
незабудки
неуклюже
неряха
недотёпа
невежа
недоучки
несмеяна
Учитель: Знакомы ли вам эти слова? Чем особенны слова недотепа, невежа, несмеяна, неряха, недоучка? Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно. НЕ может быть здесь как приставкой , так и частью корня!
Вывод на цветном листе прикрепляется к доске. Ребята записывают вывод в таблицу.
-Учитель: А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?
Вчера со мной случилось несчастье.
-Можем ли мы об этом сказать по-другому? Да. Вчера со мной случилось горе.
-Что мы сделали? Мы заменили слово несчастье синонимом.
-Давайте попробуем заменить синонимами следующие слова:
неправда — ложь
неприятель — противник
несерьезность- легкомысленность
Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. НЕ - приставка в данном случае! (дети записывают вывод в таблицу)
-А как же быть со словами: не собака, не дом, не город?
Такие слова заменить синонимами без НЕ не получится. Делаем вывод:
Если существительное с НЕ нельзя заменить синонимом или есть отрицание , значит слово с НЕ пишем раздельно. (дети записывают вывод в таблицу)
Работа с предложением:
Вчера со мной случилось не счастье, а горе.
-Каковы смысловые отношения слов СЧАСТЬЕ –ГОРЕ? Они друг другу противопоставлены.
-Какое слово это противопоставление обозначает явно? Союз А
Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление. (запись в таблицу)
- Если НЕ пишется слитно со словом, то какой частью слова оно будет являться? (приставкой или частью корня)
Составим план наших действий - алгоритм.
Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными. (ученик у доски)
Физкультминутка.
Словарно – физкультурная разминка. Учитель называет существительное с НЕ: если Не со словом пишется слитно, дети поднимают руки вверх, если раздельно – качают головой.
Недотрога, не велосипед, непогода, не друг, а враг; несмеяна, не роза, несерьезность, не смелость, а трусость; недотепа, не пятерка, неправда
6. Первичное закрепление.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД)Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное правило на практике.
Творческое задание. По лексическому значению ( Значение слова!) угадать слово, записать его.( Подсказка: в слове есть НЕ)
В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица)
Например:
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
-Каких писателей, которые писали небылицы, вы знаете? ( Чуковский «Путаница», Маршак «Быль-небылица»)
-Почему это слово нужно писать слитно? (Без НЕ не употребляются)
Работа в группах ( по рядам). Игра «Собери пословицы».
Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать.
1)(Не) работа сушит, а забота.
2)(Не) печь кормит, а руки.
3)Глупость (не) порок, а беда.
4)Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5)(Не) друг поддакивает, а друг спорит.
-Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах? Почему?
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД)Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Задание -игра«Кто быстрее». Списать предложения, раскрывая скобки.
Мой друг говорил сущую (не)лепицу. ( без не не употр. СЛИТНО)
Учитель подтвердил (не)верность моего решения. ( заменим на ложность, СЛИТНО)
Это были (не)астры. ( отрицание, РАЗДЕЛЬНО)
Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью. ( ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ, РАЗДЕЛЬНО)
Проверка задания. На слайде записаны предложения. Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают себя. Укажите условия слитного и раздельного написания существительных в этих предложениях.
8. Включение в систему знаний.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД)Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
-Давайте проверим, как мы усвоили тему урока. Выполните задания.
Разноуровневые задания.
Для слабого ученика:
1. Выберите в каждой строке «лишнее» слово:
а) ненастье,б) нелепость,в) несчастье,г) небрежность;
а) недоверие,б) незнайка,в) невежда,г) невежа;
а) невидимка,б) невесомость,в) недруг,г) незабудка.
Для среднего ученика:
2. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.
Для сильного ученика:
3. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.
Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
***Цифровой диктант на слух: выписать в тетрадь в 2 столбика № тех предложений, в которых-НЕ с существительными пишется слитно/раздельно
1 в. - слитно
2 в. - раздельно
Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1)
Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1)
Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1)
(Не) силой борются, а умением.(2)
Друзья в (не) счастье познаются. (1)
(Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2)
Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1)
(Не) место красит человека, а человек место (2).
Ключ: слитно 1,2,3,5,7 раздельно 4,6,8
- Самопроверка по образцу.
- Каковы основные темы данных пословиц и поговорок?
9. Рефлексия.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
-Наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы:
- Что на этом уроке я узнал?
- Когда было сложнее всего?
-Чему научился?
-Как работал?
-Достиг ли цели?
-Как исправить недочеты?
-Попробуйте оценить вашу работу по 5 бальной шкале.
10. Домашнее задание: выполнить упражнение №20 на платформе Учи.ру
Самоанализ урока русского языка в 5 классе на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
Дата: 11.01.23
Класс: 5 М
Данный урок по русскому языку является уроком №1 в системе уроков по разделу «Морфология.Имя существительное»
Тема урока: Слитное и раздельное написание Не с именами существительными»
Цель урока: познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными.
В данном классе я поставила следующие задачи:
1)Образовательные: сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение находить изученную орфограмму в слове;
2)Развивающие: развивать коммуникативные умения, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
3)Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующий результат: сформировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.
Тип урока - урок открытия новых знаний. Он состоял из следующих этапов:
1.Мотивационный этап
2.Этап актуализации знаний
3.Выявление затруднения
4.Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, определение темы и задач урока
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
6.Физкультминутка
7.Первичное закрепление
8.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
9.Включение в систему знаний.
10.Рефлексия. Итоги урока. Домашнее задание.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии: технология развития критического мышления («Исправь ошибки»), игровые ( «Кто быстрее»), здоровьесберегающие, технология уровневой дифференциации, личностно – ориентированное развивающее обучение, ИКТ-технологии, информационные и коммуникационные технологии.
Чтобы добиться цели урока, я подбирала примеры, вопросы, задания, соответствующие возрастным особенностям.
Материал урока оказался интересным для учащихся. Урок интегрирует с таким предметом как литература (обращение к УНТ и творчеству детских писателей).
В ходе урока была организована фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.
Наиболее эффективной оказалась парная работа, потому что пары были подобраны по типу «слабый-сильный», что способствовало активизации более слабых учеников, их мотивированию.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал презентации, различные источники информации.
Темп урока быстрый, динамичный, исходя из возможностей класса. Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.
Было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно. Результаты урока совпадают с целью урока. Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.