СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Не с существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обновленному ФГОС 2022

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Не с существительными"»



Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

Цель урока: познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными;

Задачи:

1)Образовательные: сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение находить изученную орфограмму в слове;

2)Развивающие: развивать коммуникативные умения, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

3)Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.


Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, на­выков анализа, конструирова­ния, проектной работы по ал­горитму с пер­спективой са­модиагностики результатов.

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через вклю­чение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования условий написания не с именами существительными.

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах, творческая работа.

Технологии: технология развития критического мышления («Исправь ошибки»), игровые ( «Кто быстрее»), здоровьесберегающие, технология уровневой дифференциации, личностно – ориентированное развивающее обучение, ИКТ-технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Оборудование: раздаточный материал, учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.; презентация урока.

Этапы урока

  1. Мотивационный этап.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; формирование положительной мотивации к уроку.

Слово учителя.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Начать урок хочу с пословицы «Ученье – красота, а неученье – слепота». Как вы понимаете ее смысл? ( Дети объясняют значение пословицы: знания дают возможность быть красивым внутренне, невежды слепы душой)

-Каждый урок открывает вам новые знания, а значит, вы становитесь лучше и красивее.

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление пробного действия.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Опрос:

-Какой раздел языка изучает части слова?

-Какой раздел языка изучает части речи?

-С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?

- Что эта часть речи обозначает ? ( предмет)

- Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)

Игра «Убери лишнее»

1группа: мышь, доска, кит, книга, обжора, собака, мама, конь ( обжора – общего рода)

2 группа: сердце, окно, поле, кино, день, стул, боль, пол ( боль- 3 склонения, остальные 2 –го)

3 группа: помидор, крупа, миска, огурец, приправа,, дрожжи, вилка, кастрюля ( дрожжи – имеет только мн.ч)

4 группа: учебник, меню, газета, молодежь, карандаш, мама, дядя,брат ( меню – несклоняемое сущ)

-Я предлагаю вам сейчас вспомнить орфограммы которые мы изучали на прошлых уроках.

На доске записаны слова:

для дочк…, ги…кий, чес…ный, про…ьба, (не)приятель

Учащиеся по одному выходят к доске и вставляют буквы на месте пропусков или раскрывают скобки, объясняя орфограмму.

В написании слова неприятель возникла проблемная ситуация: дети не изучали такого правила.

  1. Выявление затруднения.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

-Ребята, как вы думаете, как будет правильно: слитно или раздельно? Учащиеся не дают одного ответа.

- Ребята, а почему вы думаете по-разному? (потому что не знаем, так как не изучали это правило) Правильно мы ответим после того, как изучим новую тему.

4. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения.

Определение темы и задач урока.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

- Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке? Какая же тема нашего урока? Какие цели вы для себя ставите на уроке? Что вы должны усвоить? Что для этого нам необходимо сделать?

- Открываем тетради, записываем число, тему урока.


5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:(Познавательные УУД). Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

- Да, сегодня на уроке мы должны понять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

У каждого из вас на столе есть таблица, которую мы будем заполнять в течение урока, опираясь на наши наблюдения. (Таблица «Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными»)

Учитель: Ребята, давайте познакомимся с шуточным стихотворением С.Бондаренко «Страна без частицы НЕ». (на столах у учащихся стихотворение) Учитель читает стихотворение.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха

И на взрачной клумбе у будки,

Голубые цвели забудки,

И погода стояла настная

И гуляла собачка счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазную лужу.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа,

А из школы, взявшись под ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна-смеяна,

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

Учитель: Понятно ли содержание этого стихотворения?

Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?

Есть ли в стихотворении незнакомые слова?

Подчеркните существительные, которые не существуют в русском языке:

доумение

разбериха

забудки

ряха

дотёпа

вежа

доучки

смеяна

А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ:

недоумение

неразбериха

незабудки

неуклюже

неряха

недотёпа

невежа

недоучки

несмеяна

Учитель: Знакомы ли вам эти слова? Чем особенны слова недотепа, невежа, несмеяна, неряха, недоучка? Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно. НЕ может быть здесь как приставкой , так и частью корня!

Вывод на цветном листе прикрепляется к доске. Ребята записывают вывод в таблицу.

-Учитель: А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?

Вчера со мной случилось несчастье.

-Можем ли мы об этом сказать по-другому? Да. Вчера со мной случилось горе.

-Что мы сделали? Мы заменили слово несчастье синонимом.

-Давайте попробуем заменить синонимами следующие слова:

неправда — ложь

неприятель — противник

несерьезность- легкомысленность

Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. НЕ - приставка в данном случае! (дети записывают вывод в таблицу)

-А как же быть со словами: не собака, не дом, не город?

Такие слова заменить синонимами без НЕ не получится. Делаем вывод:

Если существительное с НЕ нельзя заменить синонимом или есть отрицание , значит слово с НЕ пишем раздельно. (дети записывают вывод в таблицу)

Работа с предложением:

Вчера со мной случилось не счастье, а горе.

-Каковы смысловые отношения слов СЧАСТЬЕ –ГОРЕ? Они друг другу противопоставлены.

-Какое слово это противопоставление обозначает явно? Союз А

Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление. (запись в таблицу)

- Если НЕ пишется слитно со словом, то какой частью слова оно будет являться? (приставкой или частью корня)

Составим план наших действий - алгоритм.

Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными. (ученик у доски)


Физкультминутка.

Словарно – физкультурная разминка. Учитель называет существительное с НЕ: если Не со словом пишется слитно, дети поднимают руки вверх, если раздельно – качают головой.

Недотрога, не велосипед, непогода, не друг, а враг; несмеяна, не роза, несерьезность, не смелость, а трусость; недотепа, не пятерка, неправда


6. Первичное закрепление.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД)Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное правило на практике.

Творческое задание. По лексическому значению ( Значение слова!) угадать слово, записать его.( Подсказка: в слове есть НЕ)

В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица)

Например:

На березе сидит заяц,

Книжку вслух читает.

Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает.


-Каких писателей, которые писали небылицы, вы знаете? ( Чуковский «Путаница», Маршак «Быль-небылица»)

-Почему это слово нужно писать слитно? (Без НЕ не употребляются)

Работа в группах ( по рядам). Игра «Собери пословицы».

Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать.

1)(Не) работа сушит, а забота.

2)(Не) печь кормит, а руки.

3)Глупость (не) порок, а беда.

4)Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

5)(Не) друг поддакивает, а друг спорит.

-Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах? Почему?


7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД)Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Задание -игра«Кто быстрее». Списать предложения, раскрывая скобки.

Мой друг говорил сущую (не)лепицу. ( без не не употр. СЛИТНО)

Учитель подтвердил (не)верность моего решения. ( заменим на ложность, СЛИТНО)

Это были (не)астры. ( отрицание, РАЗДЕЛЬНО)

Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью. ( ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ, РАЗДЕЛЬНО)

Проверка задания. На слайде записаны предложения. Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают себя. Укажите условия слитного и раздельного написания существительных в этих предложениях.

8. Включение в систему знаний.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД)Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

-Давайте проверим, как мы усвоили тему урока. Выполните задания.


Разноуровневые задания.

Для слабого ученика:

1. Выберите в каждой строке «лишнее» слово:                                                                                                  

  а) ненастье,б) нелепость,в) несчастье,г) небрежность;

а) недоверие,б) незнайка,в) невежда,г) невежа;

а) невидимка,б) невесомость,в) недруг,г) незабудка.


Для среднего ученика:

2. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?      

(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.

Для сильного ученика:

3. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

  1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

  2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

  3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

  4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

  5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

***Цифровой диктант на слух: выписать в тетрадь в 2 столбика № тех предложений, в которых-НЕ с существительными пишется слитно/раздельно

1 в. - слитно

2 в. - раздельно

  1. Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1)

  2. Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1)

  3. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1)

  4. (Не) силой борются, а умением.(2)

  5. Друзья в (не) счастье познаются. (1)

  6. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2)

  7. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1)

  8. (Не) место красит человека, а человек место (2).

Ключ: слитно 1,2,3,5,7 раздельно 4,6,8

- Самопроверка по образцу.

- Каковы основные темы данных пословиц и поговорок?

9. Рефлексия.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

-Наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы:
- Что на этом уроке я узнал?
- Когда было сложнее всего?

-Чему научился?

-Как работал?

-Достиг ли цели?

-Как исправить недочеты?

-Попробуйте оценить вашу работу по 5 бальной шкале.

10. Домашнее задание: выполнить упражнение №20 на платформе Учи.ру


































Самоанализ урока русского языка в 5 классе на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

Дата: 11.01.23

Класс: 5 М 

Данный  урок по русскому языку является уроком №1  в системе уроков по разделу «Морфология.Имя существительное»

Тема урока: Слитное и раздельное написание Не с именами существительными»

Цель урока: познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными.

В данном классе я поставила следующие задачи:

1)Образовательные: сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение находить изученную орфограмму в слове;

2)Развивающие: развивать коммуникативные умения, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

3)Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующий результат: сформировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Тип урока - урок открытия новых знаний. Он состоял из следующих этапов:

1.Мотивационный этап

2.Этап актуализации знаний

3.Выявление затруднения

4.Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, определение темы и задач урока

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

6.Физкультминутка

7.Первичное закрепление

8.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

9.Включение в систему знаний.

10.Рефлексия. Итоги урока. Домашнее задание.

 При проведении урока я использовала современные образовательные технологии: технология развития критического мышления («Исправь ошибки»), игровые ( «Кто быстрее»), здоровьесберегающие, технология уровневой дифференциации, личностно – ориентированное развивающее обучение, ИКТ-технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Чтобы добиться цели урока, я подбирала примеры, вопросы, задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался интересным для учащихся. Урок интегрирует с таким предметом как литература (обращение к УНТ и творчеству детских писателей).

В ходе урока была организована фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.

Наиболее эффективной оказалась парная работа, потому что пары были подобраны по типу «слабый-сильный», что способствовало активизации более слабых учеников, их мотивированию.

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал презентации, различные источники информации.

Темп урока быстрый, динамичный, исходя из возможностей класса. Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.

Было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно. Результаты урока совпадают с целью урока. Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.