| Деятельность учителя | Деятельность учеников | План. результаты |
| Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Л2 |
| Актуализация знаний Сегодня мы с вами будем исследователями. | | Л1 |
| А кто такие исследователи? Исследователи- люди, занимающиеся научными исследованиями. | Предполагают | Л3 МК1 МК2 МП3 |
| Сегодня мы с вами будем заниматься исследованием нового правила в русском языке. | | Л1 |
| Каллиграфическая минутка Откройте свои тетради и запишите «Седьмое декабря.», «Классная работа.», слова: молоко, сказка, местность. | Записывают число, «Классная работа.» | Л2 |
| Исследователи постоянно что-то ищут, а потом исследуют то, что нашли. Поэтому я вам предлагаю найти и подчеркнуть в этих словах орфограммы. Может быть вы найдёте что-то новое. Проверка. | Молоко, сказка, местность. | П1 |
| С какой трудностью вы столкнулись? В каком слове орфограмма, которую вы еще не изучали? Вот вы и нашли новую орфограмму. | В слове лестница новая орфограмма. | П1 |
| Целеполагание Кто может сформулировать тему урока? | Непроизносимые согласные в корне слова. | МК1 |
| Какая будет цель урока? | Сформировать представление о непроизносимых согласных в корне слова. | МК1 МК3 |
| Изучение нового материала Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот звук произносится отчётливо. | Слушают правило. | МП1 |
| К примеру возьмём наше слово местность- это проверяемое слово. Нам нужно найти к нему проверочное однокоренное. Этим словом будет «место». Записывается это так: Место – местность. Эти слова однокоренные, значит обязательно выделяем корень (мест). | Смотрят на пример. | МП2 |
| Познакомившись с новым правилом, вам нужно исследовать и выполнить упр. 226 на стр. 118. В учебнике слева записаны примеры, а справа только проверочные слова. Вам нужно подобрать к этим словам проверяемые слова, то есть слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова. Так же нужно выделить корень и подчеркнуть непроизносимый согласный звук в обоих словах. Проверка. | Выполняют упражнение. | МП1 МП2 П1 П3 П2 |
| Вы настоящие исследователи. У вас так ловко получается находить непроизносимый согласный звук. Кажется это было слишком простое для вас задание. | | Л2 |
| Тогда я вам даю задание сложнее. Упр. 227 стр. 119. В этом упражнении вам нужно сначала прочитать каждое словосочетание и объяснить его значение. Потом нужно каждое словосочетание записать и подчеркнуть буквосочетание сн. А дальше нужно будет составить предложение с одним из словосочетаний. Но я вам помогу. Первую часть задания будем выполнять вместе и устно, по ходу будем записывать. | Слушают задание. | Л3 МП1 МП2 |
| Чудесный день- Записываем. Прекрасная погода- записываем. Вкусный пирог- Записываем. Ужасный случай- Записываем. Интересная сказка- Записываем. Опасный путь- Записываем. Искусный мастер- Записываем. | Объясняют и записывают словосочетания. | Л1 Л3 МР1 МК1 МК2 |
| Замечательно, а теперь продолжите самостоятельно. | | |
| Молодцы, закончили писать, далее возьмите простые карандаши и подчеркните в каждом словосочетании буквосочетание сн. | Подчеркивают в каждом словосочетании буквосочетание сн | П4 |
| А сейчас выберите самое вам понравившиеся словосочетание и составьте с ним предложение, запишите его в тетрадь. | Придумывают и записывают предложение. | Л2 МР1 |
| Давайте проверим самостоятельно выполненную часть упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите простой карандаш. Проверяем. | Взаимопроверка. | МР1 |
| Что вы заметили, связанное с нашей темой урока, во всех этих словосочетаниях? Совершенно верно. | Нет непроизносимого согласного звука, хотя кажется, что он должен быть. | Л2 |
| В корне таких слов как: интересный, вкусный, опасный и чудесный нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что он есть. Как убедится, что в этих словах нет непроизносимого согласного звука? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: Интересный-интересен, вкусный-вкусен, опасный-опасен, чудесный-чудеса. | Слушают правило | Л2 МП1 МП2 |
| Сегодня мы с вами исследовали уже два новых правила русского языка. Поэтому я хочу проверить, как вы их усвоили. Поэтому вам нужно исследовать 3 отрывка из произведений А.С. Пушкина. | Слушают задание | Л1 |
| В упр. 228 вам нужно вставить букву или же буквосочетание в слова. Для этого нужно подобрать проверочные слова. Это задание мы с вами выполним устно. | Слушают задание | МР1 |
| Прочитайте первый отрывок из произведения А.С. Пушкина. В какие слова нам нужно вставить букву или буквосочетание? Подберите проверочное слово к слову солнце. Что нужно вставить? Подберите проверочное слово к слову чудесный. Что вставляем? Подберите проверочное слово к слову прелестный. Вставляем… | Один ученик читает. Солнце, чудесный, прелестный. Солнечный. Вставляем буквосочетание лн. Чудесен. Вставляем букву с. Прелесть. Вставляем буквосочетание ст. | МП3 МР1 МК1 МК2 П1 П3 П4 |
| Прочитайте второй отрывок из произведения А.С. Пушкина. В какие слова нам нужно вставить букву или буквосочетание? Подберите проверочное слово к слову здравствуй. Что нужно вставить? Подберите проверочное слово к слову прекрасный. Что вставляем? Подберите проверочное слово к слову ненастный. Вставляем… | Один ученик читает. Здравствуй, прекрасный, ненастный. Здравие. Вставляем буквосочетание вс. Прекрасен. Вставляем букву с. Ненастье. Вставляем буквосочетание ст. | МП3 МР1 МК1 МК2 П1 П3 П4 |
| Прочитайте третий отрывок из произведения А.С. Пушкина. В какие слова нам нужно вставить букву или буквосочетание? Подберите проверочное слово к слову поздно. Что нужно вставить? | Один ученик читает. Поздно. Опоздать. Вставляем буквосочетание зд. | МП3 МР1 МК1 МК2 П1 П3 П4 |
| Вы большие молодцы и настоящие исследователи. | | Л2 |
| Домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание упр. 229 стр. 120. | Записывают д/з. | |
| Подведение итогов. Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова? Как убедиться, что в словах интересный и вкусный нет непроизносимого согласного звука, если кажется, что он есть? Как правильно выделять орфограмму непроизносимый согласный звук в корне слова? | Отвечают на вопросы | МП3 МР1 МК1 МК2 П1 П3 П4 |
| Рефлексия. Лесенка успеха. | Рефлексируют свою деятельность на уроке. | МП1 МП2 |