СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова". 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова". 3 класс»

Конспект урока по русскому языку

Учитель: Вялая Любовь Фёдоровна, учитель начальных классов МБОУ г.Горловки,

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Аннотация к уроку : Тема «Обобщение знаний о составе слова». В работе используется учебно-методический комплект «Школа России» по авторской программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». Урок «Обобщение знаний о составе слова» проводится в разделе «Состав слова». На изучение этой темы отводится 19 часов, данный урок - 18 ч. Разработанный урок можно использовать по другим УМК при изучении темы «Состав слова». Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Физическая пауза создает благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала. Основную часть информации составляют разнотипные задания и упражнения, которые помогут учащимся закрепить полученные знания и научится применять их на практике.

Результативность урока определяется умением обучающихся использовать свои знания для разбора слова по составу по составленному им алгоритму.

На уроке учащиеся обобщили и закрепили свои знания по данной теме.  В ходе урока применялись разнообразные виды работ : самостоятельная работа в группах, индивидуальная и по учебнику. На уроке использовалась работа с применением ИКТ и большое внимание было уделено здоровье- сберегающим технологиям.  На уроке использовались игровые моменты. Подводя итог урока, учащиеся без особых сложностей  оценили свою работу на данном уроке.     





Тема: Обобщение знаний о составе слова (закрепление)

Цели: Обучающие:

Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.

Развивающие:

Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

Воспитательные:

Воспитывать культуру межличностных отношений, культуру поведения на уроке, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность, воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: картинки, учебник, индивидуальные карточки.

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;

- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь пользоваться алгоритмом разбора слов по составу

Уметь определять морфемы, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- закреплять знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из слуховой формы в двигательную;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

• рассказ учителя,

• проблемные вопросы,

• работа над новыми понятиями,

• творческие задания,

• практические упражнения.

Педагогические технологии:

• элементы технологии проблемного обучения, элементы технологии критического мышления.

• элементы игровой технологии,

• здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Планируемые результаты

Предметные: формирование умения различать значимые части слова; разбирать слова по составу, используя алгоритм разбора слов по составу; применять правила проверки изученных орфограмм; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Ход урока.

I.Организационный момент.

– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы обобщим и повторим наши знания по теме «Состав слова».

Продолжи предложения:

На уроке я буду уметь…

На уроке я повторю…

На уроке я вспомню…

- Откройте тетради, запишите число.

ІІІ. Повторение и систематизация знаний.

  • Давайте вспомним всё, что мы знаем о составе слова. Напоминаю, нужно вспомнить как можно больше, не задумываясь о том, верны ли ваши утверждения. Из ваших мыслей мы «вырастим» ассоциативный куст.

Морфемы

Окончание СОСТАВ СЛОВА Основа слова

Приставка Корень Суффикс

Однокоренные слова

- Расположите морфемы в той последовательности в которой надо разбирать слово по составу.

-Помни при разборе слова

Окончанье и основу первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

- Давайте вспомним , как разобрать слово по составу.

- Что нужно сделать для того, чтобы изменить форму слова? (изменить окончание)

- Какая часть слова называется окончанием? Что нужно сделать для того, чтобы найти окончание? (изменить слово по вопросам)

- Что такое основа?

- Какие слова называются однокоренными ? Подберите синоним к слову однокоренные (родственные)

- Как называется общая часть родственных слов?

- Что такое суффикс? Для чего он служит? (Для образования нових слов). Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Одни звучат ласкаво, другие – пренебрежительно, иронически, в одних словах -положительная оценка предметов (старичок), в других – отрицательная. (старикашка, деваха) – Наглядность

Что называется приставкой? Для чего он служит? (Для образования нових слов).

- Какую роль играет приставка в слове? (придаёт словам разные лексические значения).Помогают описать разные действия.

-Давайте сыграем в игру. Наглядность

В ней будут такие учасники: вы, два весёлых человечка, дорога. Два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге – мостик через речку и большая лужа. А ещё в игре будкт участвовать морфемы. Во- первых, корень –ш-, который обозначает движение. Во-вторых, суффикс –л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание –и-. Соединив морфемы, вы получите слово шли. А в- четвёртых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами.

Ваша задача в игре – описать действия весёлых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками.

Два весёлых человечка вышли из своего домика. Они пошли по дорожке. Перешли речку по мостику. На их пути встретилась огромная лужа. Человечки обошли лужу и пошли дальше. Наконец они подошли к домику друзей.

Запись в тетради: вышли, пошли, перешли, обошли, подошли. В словах выделить приставку.

Физкультминутка

Вы, наверне, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем –

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

IV. Закрепление и осмысление знаний

  1. Каллиграфическая минутка

ол ом оя – нижнее соединение

ок от од - верхнее соединение вода

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Мини –проект. Рассказ о слове. Что мы можем рассказать о слове? Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово ВОДА

Произносим вода

ВОДА

Записываем вода

Выполняем звуко – буквенный разбор слова

Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный). Подберите проверочное слово. (воды)

Наглядность – кубик с разноцветными гранями

Метод «Кубование»

1-я грань (красная) – лексическое значение слова.

2 -я грань (жёлтая) – составить предложение

3 –я грань (оранжевая) – сочетание слов.

4 – я грань (голубая) – однокоренные слова.

5 – я грань (зелёная) – изменить форму слова

6 –я грань (синяя) – тексты, пословицы, стихи, фразеологизмы.

Защита своих исследований.

1-я грань (красная) – лексическое значение слова.

Вода – прозрачная, бесцветная жидкость без запаха.

2 -я грань (жёлтая) – составить предложение

Обучающиеся составляют предложения о воде.

Комнатные цветы поливай комнатной водой.

Берегите воду! Не загрязняйте воду!

Работа в тетрадях и на доске

н. сущ. пр. сущ. гл. прил. сущ.

Вчера вода с корнем вырвала могучий дуб. (повеств., невоскл., распр., простое)

Разобрать предложение по членам предложения. Над каждым словом указать часть речи. Дать характеристику предложения.

3 –я грань (оранжевая) – сочетаемость слова

Чистая, холодная, тёплая, грязная, прозрачная … (вода).

Словосочетание: охраняйте воду (разбор словосочетания) (запись в тетради)

2. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков держу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

4 – я грань (голубая) – однокоренные слова.

Вода, водичка, водица, водянистый, водянка, водяной, безводный, подводный, подводник, обезводить, наводнить, водомер, водолаз, водоём, водопровод, водопад, водоросли, водовоз. Выделить корень (запись в тетради)

- Посмотрите на это дерево Наглядность некоторые из однокоренных слов я поместила на него. Получилась семья слов.




водица

подводный водичка


водолаз водопад

водянка

водомер безводный




ВОДА

Подводный водичка вода водолаз водянка водомер водопад водица безводный

- Какие слова на рисунке подходят к этим схемам?

Корень окончание

Вода

корень суффикс окончание

Водичка водянка водица

приставка корень суффикс окончание

Подводный безводный

Корень соединительная гласная корень

Водомер водолаз водопад

5 – я грань (зелёная) – изменить форму слова

Вода, воды, воде, воду, водой, о воде. Выделить окончание. (запись в тетради)

6 –я грань (синяя) – тексты, пословицы,

стихи, фразеологизмы.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – Вода!

Экономь её и береги-

Мы ведь на планете не одни!

Фразеологизмы

Как работает слово

Бывает частенько, что слово - одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет —
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».

В. Суслов

Воды в рот набрал - молчит и не желает отвечать

воды утекло - прошло много времени, давно

воду-то в ступе толочь - попусту тратить время, заниматься бесполезным делом

воду носить решетом - попусту тратить время, заниматься бесполезным делом (фразеологизмы - синонимы)

как с гуся вода – кому-либо всё нипочём

сквозь огонь и сквозь воду пройдётрешительный человек, который легко преодолевает трудности

В стихах-то вода – что - то ненужное, бесполезное.

3. Работа в группах.

Карточка №1

Разобрать слова по составу: приморский, бабушка, домик, водовоз.

Карточка№2

1.Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Лё..кий мор..зец покрыл луж..цы прозрачным льдом.

2.Разбери подчёркнутое слово по составу

Карточка№3

1. В каждой группе слов подчеркни однокоренные слова.

Выдели в них корень. Назови «лишние слова».

а) гора, горный, горы, пригорок, горчица.

б) гусь, гусыня, гусю, гусята, о гусе, гусеница.

в) друг, у друга, дружить, товарищ, дружный.

Карточка № 4

К слову друг подобрать:

Однокоренные слова:

Синонимы:

Антонимы:

Изменить форму слова:

4. Морфологические шарады

а) Корень тот же, что в слове сказка,

суффикс тот же, что в слове извозчик,

приставка та же. Что в слове расход. (Рассказчик)

б) Суффикс и окончание ищи в слове терпливый,

приставку – в слове выписать,

корень – в слове преподносить. ( Выносливый)

VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

- Какая часть слова называется окончанием?

Е – неизменяемая часть слова

М – изменяемая часть слова

- Как определить окончание в слове?

Л – подобрать однокоренные слова

0 – изменить форму слова

Корень в родственных словах пишется

Л – одинаково

З - неодинаково

- Как называется окончание, не выраженное звуком и не обозначенное буквой?

О – нулевым

Л – первичным

Суффикс служит

Д – для образования новых слов

Ы – для образования формы слова

Приставка стоит

Х – после корня

Ц– перед корнем

Приставка, корень, суффикс

Ы– образуют основу слова

Я – не образуют основу слова

­-У кого получилось слово? Какое?– Если у вас получилось слово МОЛОДЦЫ, значит, тест выполнили верно.

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание. с.100 упр. 3(письменно), упр.1(устно), повторить правила с.95, 90

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

вы сегодня поняли тему урока;

активно работали на уроке;

вам понравился урок.

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).

– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!