Конспект урока по русскому языку
Учитель: Вялая Любовь Фёдоровна, учитель начальных классов МБОУ г.Горловки,
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Аннотация к уроку : Тема «Обобщение знаний о составе слова». В работе используется учебно-методический комплект «Школа России» по авторской программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». Урок «Обобщение знаний о составе слова» проводится в разделе «Состав слова». На изучение этой темы отводится 19 часов, данный урок - 18 ч. Разработанный урок можно использовать по другим УМК при изучении темы «Состав слова». Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Физическая пауза создает благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала. Основную часть информации составляют разнотипные задания и упражнения, которые помогут учащимся закрепить полученные знания и научится применять их на практике.
Результативность урока определяется умением обучающихся использовать свои знания для разбора слова по составу по составленному им алгоритму.
На уроке учащиеся обобщили и закрепили свои знания по данной теме. В ходе урока применялись разнообразные виды работ : самостоятельная работа в группах, индивидуальная и по учебнику. На уроке использовалась работа с применением ИКТ и большое внимание было уделено здоровье- сберегающим технологиям. На уроке использовались игровые моменты. Подводя итог урока, учащиеся без особых сложностей оценили свою работу на данном уроке.
Тема: Обобщение знаний о составе слова (закрепление)
Цели: Обучающие:
Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.
Развивающие:
Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать культуру межличностных отношений, культуру поведения на уроке, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность, воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: картинки, учебник, индивидуальные карточки.
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом разбора слов по составу
Уметь определять морфемы, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- закреплять знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из слуховой формы в двигательную;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
• рассказ учителя,
• проблемные вопросы,
• работа над новыми понятиями,
• творческие задания,
• практические упражнения.
Педагогические технологии:
• элементы технологии проблемного обучения, элементы технологии критического мышления.
• элементы игровой технологии,
• здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Планируемые результаты
Предметные: формирование умения различать значимые части слова; разбирать слова по составу, используя алгоритм разбора слов по составу; применять правила проверки изученных орфограмм; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Ход урока.
I.Организационный момент.
– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.
Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
II. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы обобщим и повторим наши знания по теме «Состав слова».
Продолжи предложения:
На уроке я буду уметь…
На уроке я повторю…
На уроке я вспомню…
- Откройте тетради, запишите число.
ІІІ. Повторение и систематизация знаний.
Давайте вспомним всё, что мы знаем о составе слова. Напоминаю, нужно вспомнить как можно больше, не задумываясь о том, верны ли ваши утверждения. Из ваших мыслей мы «вырастим» ассоциативный куст.
Морфемы
Окончание СОСТАВ СЛОВА Основа слова
Приставка Корень Суффикс
Однокоренные слова
- Расположите морфемы в той последовательности в которой надо разбирать слово по составу.
-Помни при разборе слова
Окончанье и основу первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
- Давайте вспомним , как разобрать слово по составу.
- Что нужно сделать для того, чтобы изменить форму слова? (изменить окончание)
- Какая часть слова называется окончанием? Что нужно сделать для того, чтобы найти окончание? (изменить слово по вопросам)
- Что такое основа?
- Какие слова называются однокоренными ? Подберите синоним к слову однокоренные (родственные)
- Как называется общая часть родственных слов?
- Что такое суффикс? Для чего он служит? (Для образования нових слов). Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Одни звучат ласкаво, другие – пренебрежительно, иронически, в одних словах -положительная оценка предметов (старичок), в других – отрицательная. (старикашка, деваха) – Наглядность
Что называется приставкой? Для чего он служит? (Для образования нових слов).
- Какую роль играет приставка в слове? (придаёт словам разные лексические значения).Помогают описать разные действия.
-Давайте сыграем в игру. Наглядность
В ней будут такие учасники: вы, два весёлых человечка, дорога. Два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге – мостик через речку и большая лужа. А ещё в игре будкт участвовать морфемы. Во- первых, корень –ш-, который обозначает движение. Во-вторых, суффикс –л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание –и-. Соединив морфемы, вы получите слово шли. А в- четвёртых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами.
Ваша задача в игре – описать действия весёлых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками.
Два весёлых человечка вышли из своего домика. Они пошли по дорожке. Перешли речку по мостику. На их пути встретилась огромная лужа. Человечки обошли лужу и пошли дальше. Наконец они подошли к домику друзей.
Запись в тетради: вышли, пошли, перешли, обошли, подошли. В словах выделить приставку.
Физкультминутка
Вы, наверне, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем –
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
IV. Закрепление и осмысление знаний
Каллиграфическая минутка
ол ом оя – нижнее соединение
ок от од - верхнее соединение вода
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Мини –проект. Рассказ о слове. Что мы можем рассказать о слове? Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово ВОДА
Произносим вода
ВОДА
Записываем вода
Выполняем звуко – буквенный разбор слова
Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный). Подберите проверочное слово. (воды)
Наглядность – кубик с разноцветными гранями
Метод «Кубование»
1-я грань (красная) – лексическое значение слова.
2 -я грань (жёлтая) – составить предложение
3 –я грань (оранжевая) – сочетание слов.
4 – я грань (голубая) – однокоренные слова.
5 – я грань (зелёная) – изменить форму слова
6 –я грань (синяя) – тексты, пословицы, стихи, фразеологизмы.
Защита своих исследований.
1-я грань (красная) – лексическое значение слова.
Вода – прозрачная, бесцветная жидкость без запаха.
2 -я грань (жёлтая) – составить предложение
Обучающиеся составляют предложения о воде.
Комнатные цветы поливай комнатной водой.
Берегите воду! Не загрязняйте воду!
Работа в тетрадях и на доске
н. сущ. пр. сущ. гл. прил. сущ.
Вчера вода с корнем вырвала могучий дуб. (повеств., невоскл., распр., простое)
Разобрать предложение по членам предложения. Над каждым словом указать часть речи. Дать характеристику предложения.
3 –я грань (оранжевая) – сочетаемость слова
Чистая, холодная, тёплая, грязная, прозрачная … (вода).
Словосочетание: охраняйте воду (разбор словосочетания) (запись в тетради)
2. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков держу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
4 – я грань (голубая) – однокоренные слова.
Вода, водичка, водица, водянистый, водянка, водяной, безводный, подводный, подводник, обезводить, наводнить, водомер, водолаз, водоём, водопровод, водопад, водоросли, водовоз. Выделить корень (запись в тетради)
- Посмотрите на это дерево Наглядность некоторые из однокоренных слов я поместила на него. Получилась семья слов.
водица
подводный водичка
водолаз водопад
водянка
водомер безводный
ВОДА
Подводный водичка вода водолаз водянка водомер водопад водица безводный
- Какие слова на рисунке подходят к этим схемам?
Корень окончание
Вода
корень суффикс окончание
Водичка водянка водица
приставка корень суффикс окончание
Подводный безводный
Корень соединительная гласная корень
Водомер водолаз водопад
5 – я грань (зелёная) – изменить форму слова
Вода, воды, воде, воду, водой, о воде. Выделить окончание. (запись в тетради)
6 –я грань (синяя) – тексты, пословицы,
стихи, фразеологизмы.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – Вода!
Экономь её и береги-
Мы ведь на планете не одни!
Фразеологизмы
Как работает слово
Бывает частенько, что слово - одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет —
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».
В. Суслов
Воды в рот набрал - молчит и не желает отвечать
воды утекло - прошло много времени, давно
воду-то в ступе толочь - попусту тратить время, заниматься бесполезным делом
воду носить решетом - попусту тратить время, заниматься бесполезным делом (фразеологизмы - синонимы)
как с гуся вода – кому-либо всё нипочём
сквозь огонь и сквозь воду пройдёт – решительный человек, который легко преодолевает трудности
В стихах-то вода – что - то ненужное, бесполезное.
3. Работа в группах.
Карточка №1
Разобрать слова по составу: приморский, бабушка, домик, водовоз.
Карточка№2
1.Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Лё..кий мор..зец покрыл луж..цы прозрачным льдом.
2.Разбери подчёркнутое слово по составу
Карточка№3
1. В каждой группе слов подчеркни однокоренные слова.
Выдели в них корень. Назови «лишние слова».
а) гора, горный, горы, пригорок, горчица.
б) гусь, гусыня, гусю, гусята, о гусе, гусеница.
в) друг, у друга, дружить, товарищ, дружный.
Карточка № 4
К слову друг подобрать:
Однокоренные слова:
Синонимы:
Антонимы:
Изменить форму слова:
4. Морфологические шарады
а) Корень тот же, что в слове сказка,
суффикс тот же, что в слове извозчик,
приставка та же. Что в слове расход. (Рассказчик)
б) Суффикс и окончание ищи в слове терпливый,
приставку – в слове выписать,
корень – в слове преподносить. ( Выносливый)
VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.
– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.
Тест
- Какая часть слова называется окончанием?
Е – неизменяемая часть слова
М – изменяемая часть слова
- Как определить окончание в слове?
Л – подобрать однокоренные слова
0 – изменить форму слова
Корень в родственных словах пишется
Л – одинаково
З - неодинаково
- Как называется окончание, не выраженное звуком и не обозначенное буквой?
О – нулевым
Л – первичным
Суффикс служит
Д – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова
Приставка стоит
Х – после корня
Ц– перед корнем
Приставка, корень, суффикс
Ы– образуют основу слова
Я – не образуют основу слова
-У кого получилось слово? Какое?– Если у вас получилось слово МОЛОДЦЫ, значит, тест выполнили верно.
IX. Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?
X. Домашнее задание. с.100 упр. 3(письменно), упр.1(устно), повторить правила с.95, 90
XI. Рефлексия.
– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).
– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?
– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.
– Покажите, на сколько:
вы сегодня поняли тему урока;
активно работали на уроке;
вам понравился урок.
(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).
– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.