СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) на тему: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) на тему: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».»

Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Ход урока

1.Организация класса
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2.Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.

- Потренируем наш речевой аппарат. Повторяйте за мной чистоговорки.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шу-шу-шу – папе я письмо пишу.

Ши-ши-ши – в садик ходят малыши.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.


3. Актуализация знаний

- К нам в гости пришли звуковички. Как вы думаете, почему у них разные платья? (обозначают гласные, согласные: твердые, мягкие звуки)

-Подберите и назовите буквы, обозначающие согласные звонкие звуки.

(Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р)

-Буквы, обозначающие согласные глухие звуки .

(К, П. С, Т, Ч)

Назовите пары букв-сестричек по звонкости-глухости, которые уже знаете.

(Б-П, Г-К, Д-Т, З-С)

- Назовите гласные буквы, соответствующие данной схеме (Синий – красный звуковички).

(А, О, У, Ы)

- Что показывают буквы А.О.У.ы? (на твёрдость предшествующего согласного звука)

- А вот эти два звуковичка встали вот так (зелёный – красный). Если согласный звук мягкий, какая гласная буква может стоять после него?

(И, Е, Я)

-Какая ещё буква в русском алфавите обозначает мягкость согласного звука? (Мягкий знак)

- А для этой буквы можно подобрать звуковичка?

- Нет. Она не обозначает звука. Служит для смягчения согласных).

- Как вы думаете, почему у этого человечка бесцветное платье?

(Ещё не знаем, какой звук будет обозначать новая буква)

- А почему он держит в руках восклицательный знак?

- Ребята, этим знаком звуковичок хочет нас предупредить, что сегодня к нам на урок пришёл необычный звук, который отличается от других звуков. Чем же он отличается от других звуков, это нам предстоит открыть.

4. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Предположите, мы сегодня будем повторять то, что знаем, или получать новые знания? (Получать новые знания)

- А какую букву и какой звук будем сегодня изучать, вы скоро догадаетесь.

- Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш)

- Как шипит гусь? (Ш-Ш-Ш)

-Отгадайте загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Шар)

- Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Буква Ш, звук ш)

- Как догадались? (слово начинается на звук ш, шипели, как змея)

А какие задачи нам нужно будет решить на уроке?

(- Познакомиться с буквой Ш и звуком, который она обозначает.

-Учиться читать слоги и слова с новой буквой.)

5. Открытие нового знания.

А). Звук у нас сегодня особенный. Давайте раскроем все его тайны и подберём ему звуковичка.

- У нас в гостях сегодня шары.

- Назовите первый звук слова «шары». Дайте ему характеристику.

(Согласный, твёрдый, глухой)

-Какой звуковичок подходит? (Синий)

- Нашим гостям — шарикам тоже захотелось включиться в работу. Они пытаются найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это им не удается, помогите, поищите такие слова. (Ищут слова, делают вывод.)

- Таких слов нет, значит, какой вывод можно сделать? (Этот звук всегда твердый.)

- Именно поэтому к нам в гости пришли синие шары.

- Дайте полную характеристику звуку.

(Звук [ш] — согласный, глухой, всегда твердый.)

Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?

- Что же на схеме звуковичок хотел сказать нам восклицательным знаком? Чем новый звук отличается от других звуков?

(Этот согласный звук бывает только твёрдым.)

Проверка с доски.

- Ребята, вспомните первый пункт нашего плана (познакомиться со звуком и буквой)

- Выполнили ли мы его? (Не полностью. Познакомились только со звуком)

Е) Работа в парах. Облик буквы Ш.

Какая буква лишняя? (буквы о, а, у, и, ы, Ш. Лишняя буква Ш)

- Вот как она выглядит.

- На что похожа буква Ш?

Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене он забыл.

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…

Работа в тетрадях

Закрепление

Подведение итогов