Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».
Ход урока
1.Организация класса
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2.Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.
- Потренируем наш речевой аппарат. Повторяйте за мной чистоговорки.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – папе я письмо пишу.
Ши-ши-ши – в садик ходят малыши.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
3. Актуализация знаний
- К нам в гости пришли звуковички. Как вы думаете, почему у них разные платья? (обозначают гласные, согласные: твердые, мягкие звуки)
-Подберите и назовите буквы, обозначающие согласные звонкие звуки.
(Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р)
-Буквы, обозначающие согласные глухие звуки .
(К, П. С, Т, Ч)
Назовите пары букв-сестричек по звонкости-глухости, которые уже знаете.
(Б-П, Г-К, Д-Т, З-С)
- Назовите гласные буквы, соответствующие данной схеме (Синий – красный звуковички).
(А, О, У, Ы)
- Что показывают буквы А.О.У.ы? (на твёрдость предшествующего согласного звука)
- А вот эти два звуковичка встали вот так (зелёный – красный). Если согласный звук мягкий, какая гласная буква может стоять после него?
(И, Е, Я)
-Какая ещё буква в русском алфавите обозначает мягкость согласного звука? (Мягкий знак)
- А для этой буквы можно подобрать звуковичка?
- Нет. Она не обозначает звука. Служит для смягчения согласных).
- Как вы думаете, почему у этого человечка бесцветное платье?
(Ещё не знаем, какой звук будет обозначать новая буква)
- А почему он держит в руках восклицательный знак?
- Ребята, этим знаком звуковичок хочет нас предупредить, что сегодня к нам на урок пришёл необычный звук, который отличается от других звуков. Чем же он отличается от других звуков, это нам предстоит открыть.
4. Формулирование темы урока. Целеполагание.
- Предположите, мы сегодня будем повторять то, что знаем, или получать новые знания? (Получать новые знания)
- А какую букву и какой звук будем сегодня изучать, вы скоро догадаетесь.
- Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш)
- Как шипит гусь? (Ш-Ш-Ш)
-Отгадайте загадку.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Шар)
- Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Буква Ш, звук ш)
- Как догадались? (слово начинается на звук ш, шипели, как змея)
А какие задачи нам нужно будет решить на уроке?
(- Познакомиться с буквой Ш и звуком, который она обозначает.
-Учиться читать слоги и слова с новой буквой.)
5. Открытие нового знания.
А). Звук у нас сегодня особенный. Давайте раскроем все его тайны и подберём ему звуковичка.
- У нас в гостях сегодня шары.
- Назовите первый звук слова «шары». Дайте ему характеристику.
(Согласный, твёрдый, глухой)
-Какой звуковичок подходит? (Синий)
- Нашим гостям — шарикам тоже захотелось включиться в работу. Они пытаются найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это им не удается, помогите, поищите такие слова. (Ищут слова, делают вывод.)
- Таких слов нет, значит, какой вывод можно сделать? (Этот звук всегда твердый.)
- Именно поэтому к нам в гости пришли синие шары.
- Дайте полную характеристику звуку.
(Звук [ш] — согласный, глухой, всегда твердый.)
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
- Что же на схеме звуковичок хотел сказать нам восклицательным знаком? Чем новый звук отличается от других звуков?
(Этот согласный звук бывает только твёрдым.)
Проверка с доски.
- Ребята, вспомните первый пункт нашего плана (познакомиться со звуком и буквой)
- Выполнили ли мы его? (Не полностью. Познакомились только со звуком)
Е) Работа в парах. Облик буквы Ш.
Какая буква лишняя? (буквы о, а, у, и, ы, Ш. Лишняя буква Ш)
- Вот как она выглядит.
- На что похожа буква Ш?
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене он забыл.
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…
Работа в тетрадях
Закрепление
Подведение итогов