Орг. момент | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня новый день, а значит это отличная возможность научиться чему-то новому. - Давайте вспомним, как нужно вести себя на уроке. (тихо, нельзя разговаривать, выкрикивать ответы с места) - А как нужно работать на уроке? (быстро, активно, выполняя все задания по указаниям учителя) - Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас будет теплая и дружелюбная атмосфера, и вы получите много положительных отметок, если будете соблюдать все правила, которые мы с вами вспомнили. | Настраиваются на работу, повторяют правила поведения. |
Актуализация знаний | - Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задания на карточках. - Вам необходимо соединить слова так, чтобы из них можно было составить словосочетания, которые имели бы смысл. - Даю вам 3 минуты.
- Какие словосочетания у вас получились? (плыть по реке, встретился с мамой, выйти на улицу, учиться в институте) учиться с улица река в выйти институт по встретился мама на плыть - Вспомним, какие слова-помощники мы используем для проверки правильного написания безударных окончаний. (1 скл - травА, 2 слк – окнО, 3 скл – рожь) - Объясните правописание окончаний. (плыть (по чему?) по травЕ / рекЕ – дательный падеж, встретился (с кем?) с травОЙ / мамОЙ – творительный падеж, выйти на (кого? что?) на трвУ / улицУ – винительный падеж, учиться (в чем?) в окнЕ / институтЕ – предложный падеж) | |
Первичное закрепление | - Давайте проведем с вами необычный диктант для того, чтобы обобщить наши знания о том, какие изменяются по падежам имена существительные 1, 2, 3 склонений. - Приготовились внимательно слушать, задание я буду говорить только 1 раз! - Запишите слово кровать в дательном падеже; слово окно в родительном падеже; слово морс в творительном падеже; резинка – в винительном, рожь – в предложном; яма – в дательном; зеркало – в творительном; крыша – в предложном. - Возьмите в руки карандаш. Сверьте свою работу с образцом, если слово записано неправильно, зачеркните его. (кровати, окна, морсом, резинку, о ржи, яме, зеркалом, о крыше) - Поднимите руку, у кого все выполнено правильно. - У кого 1 ошибка? У кого больше 1? - Будьте, пожалуйста, внимательнее в следующий раз и у вас обязательно все получится. - Посмотрите на слайд, нас ждет еще одно задание. Мы подошли к алле… . По краям росли кусты сирен… . В воздух… кружился первый снег.... Вскоре мы приблизились к беседк… Мы с удовольстви… наблюдали за природ… - Как думаете, что нужно сделать? (вставить подходящие окончания) - Как узнаете, правильное ли оно или нет? (воспользуемся словами-помощниками) - Приступайте к выполнению задания. - Кто справится быстрее всех, принесите мне тетрадь на проверку. - Проверим, что у вас получилось. Читай первое предложение. Аллея – 1 склонение, слово-помощник трава, подошли (к чему?) травЕ, дательный падеж, значит, пишем окончание Е. АллеЕ Сирень – 3 склонение, слово-помощник рожь, кусты (чего?) ржИ, родительный падеж, значит, пишем букву И. СиренИ Воздух – 2 склонение, слово-помощник окно, кружился (в чем?) окнЕ, предложный падеж, значит, пишем букву Е. ВоздухЕ Снег – именительный падеж, 2 склонение, нулевое окончание. Беседка – слово-помощник трава, приблизились (к чему?) травЕ, дательный падеж, значит, пишем букву Е. БеседкЕ Удовольствие – 2 склонение, слово-помощник окно, наблюдали (с чем?) окнОМ, творительный падеж, окончание ЕМ. УдовольствиЕМ Природа – 1 склонение слово-помощник трава, наблюдали (за чем?) за травОЙ, творительный падеж, окончание ОЙ. ПриродОЙ | Пишут диктант, выполняют самопроверку. Списывают с доски текст в тетради, вставляя пропущенные буквы в безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | - Продолжаем обобщать наши знания. Для этого откройте учебники на странице 36. Выполним упражнение 61. - Прочитайте внимательно слова и скажите, на какие 3 группы можно их разделить. (написание мягкого знака на конце после шипящей, слова без мягкого знака на конце после шипящей, слова с мягким знаком для обозначения мягкости) - Сначала работаем устно. Какие слова можно отнести к 1 группе? (ночь, стеречь, речь, печь, рожь, беречь, мелочь) - Запишите их через запятую в тетрадь. - У каких слов мы можем определить склонение? (у имен существительных ночь, речь, печь, рожь, мелочь – все они относятся к 3 склонению) - Ко 2 группе? (меч, нож, лещ – все относятся ко 2 склонению) - Запишите их в тетрадь на следующей строке. - К 3 группе? (мыть, играть, кровать, роль, ноль, накрывать, ясень, осень, верить, конь) - Запишите их в тетрадь на следующей строке. - У каких слов мы можем определить склонение? (кровать – 1 скл, роль – 3 скл, ясень – 2 скл, осень – 3 скл, конь – 2 скл) - Подпишите над всеми именами существительными склонения. - А теперь я предлагаю вам придумать 3 слова: первого, второго и третьего склонения и изменить их по падежам. - Разделите тетрадь на 3 колонки. - К доске выходят 3 человека, работают на отметку, остальные работают самостоятельно. Кто справится быстрее всех, принесите тетрадь на проверку. | Выделяют среди слов общие признаки, обобщают. Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. Определяют склонения у имен существительных. Придумывают собственные примеры имен существительных 1, 2, 3 склонений и изменяют их по падежам. |
Итог урока | - Наш урок подходит к концу, подведем итоги. - Сколько склонений имен существительных бывает в русском языке? (3) - Какая была тема нашего урока? (падежные окончания имен существительных в единственном числе) - Чем мы сегодня занимались? (изменяли по падежам имена существительные 1, 2, 3 склонения, выделяли окончания и наблюдали за их изменениями, определяли и вписывали падежные окончания в имена существительные, составляли словосочетания, закрепляли все знания о склонениях имен существительных) | Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. |
Рефлексия | - У вас на столах сейчас появятся круги – это сигналы светофора. Покажите зеленый свет, если вам на уроке было интересно, вы смогли узнать что-то новое, запомнить это и вам было легко, а красный, если у вас возникли трудности при выполнении каких-либо заданий. - Записываем домашнее задание - Спасибо за урок. Подойдите ко мне с дневниками… - Вы получаете за урок отметку 5, потому что работали активнее всех, помогали мне и быстро справлялись со всеми упражнениями. | Оценивают свою работу на уроке. |