Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Приветствие учителя Слов.: слово учителя Создание положительного настроя на урок | 30 сек | Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт Всем радость общения друг с другом. А чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, а теперь все повернитесь и посмотрите на меня. На полях карандашом поставьте себе ту отметку, которую хотите получить сегодня на уроке. | Принимать установку учителя | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; |
Актуализация знаний
Нагл.: уч. презентация Сл.: уч. диалог Пр.: словарный диктант, самостоятельная работа Пр.: самопроверка по слайду
Слов.: уч. диалог | 7 мин | Минутка чистописания: Д д дд дДд Доброе слово лечит, а злое – калечит. Словарный диктант - Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. - Найдите в каждом словосочетании имена прилагательные и выделите у них окончания, затем определите род, число и падеж. : праздничная ( ж.р., ед.ч., И.п.) одежда, маленькие ( мн.ч., И.п.) читатели, облачная ( ж.р., ед.ч., И.п.) погода, оранжевых ( мн.ч., Р.п.) апельсинов, о голубом ( ср.р., ед.ч., П.п.) небе, к яблочному ( м.р., ед.ч., Д.п.) пирогу. - Проверяем себя, оцениваем. Поднимите руки те, кто написал без ошибок. А теперь поднимите руки те, кто допустил 1 или 2 ошибки. Молодцы, ребята. А те, у кого допущено более 3 ошибок, не переживайте, сегодня мы с вами еще будем разбираться по данной теме. Повторение изученного - О какой части речи вы говорили на прошлых уроках? (имя прилагательное) - Кто может сказать, что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета) - На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( какой? какая? какое? какие?) - С какой частью речи по смыслу связано имя прилагательное? ( имя существительное) - Чем является имя прилагательное в предложении? ( определение) Молодцы! - Как вы определяли род у имен прилагательных в диктанте? ( по имени сущ., которое по смыслу связано с именем прил.) - Как вы определяли число имен прилагательных? ( по им. сущ., которое по смыслу связано с им. прил.) - Какая особенность есть при определении рода у имен прилагательных? ( им. прил. во мн.ч. рода не имеют). Приведите пример. - Как еще изменяются имена прилагательные? ( так же, как и им.сущ., изменяются по падежам или склоняются) - А как мы определяем падеж имени прилагательного? ( тоже по имени существительному, связанного с ним по смыслу). - А что же такое начальная форма имени прилагательного? ( форма м.р. , ед.ч., И.п.) Приведите пример. (молодой дуб, белый шкаф). - Молодцы, ребята. Вы очень много знаете об имени прилагательном. | Открывать тетради Записывать число, классная работа
Записывать словосочетания в тетрадь
Осуществлять самопроверку
Отвечать на вопросы Воспроизводить знания
Вести диалог с учителем Приводить примеры | Р: планирование последовательности действий; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; П: осознавать познавательную задачу; преобразование учебного материала, действия;
К: владеть диалогической формой коммуникации; П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
Постановка учебной задачи и ее решение Нагл.: уч. презентация Слов.: слово учителя, беседа | 3 мин | Целеполагание - Давайте попробуем определить тему нашего урока. Тема: Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных. Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Будем совершенствовать умения определять род, число, падеж имен прилагательных через работу с текстом. |
Формулировать тему и задачи урока | П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию; формулирование познавательной цели и задач. |
Решение частных задач
Пр.: вставлять орфограммы, работа с учебником Нагл.: уч. презентация Слов.: беседа
| 20 мин | Закрепление. Работа в парах. Прочитайте. Найдите в отрывке словосочетания сущ.+прил. Определите их род, число, падеж. (в тексте найти, подчеркнуть, подписать). Июльский полдень колдовал, (м.р., ед.ч., И.п.) Стеклянной тканью зной струился, (ж.р., ед.ч., Т.п.) Душистый ветер набегал (м.р., ед.ч., И.п.) И жарким вздохом уносился. (м.р., ед.ч., Т.п.) Глядела неба глубина, Струила огненные жала, (мн.ч., В.п.) И смутным звоном тишина (м.р., ед.ч.,Т.п. ) В нагретом воздухе дрожала. (м.р., ед.ч., П.п.) (К. Одинцов) - Оцените работу своей пары. Работа в группе: Подберите к данным именам прилагательным противоположные по смыслу прилагательные: Здоровый - …, медленный - …, горячий - …, тёмный - …, тяжёлый - …, узкий - …, холодный - …, трусливый - …, злой - …,кислый - … . | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм Обосновывать написание слов.
Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Анализировать разные способы проверки орфограмм. | П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; К: уметь слушать и вступать в диалог. П: смысловое чтение . |
Физминутка | 1 мин | Ж.р. – хлопнуть в ладоши, м.р. – присесть, ср.р. – головой влево в право. Холодная погода, зимний день, жаркое солнце, вкусная слива, теплое молоко, свежая капуста, холодный квас, русский народ, белый сарафан, золотая осень, осиновая роща, горячий чай. | Повторять движения | Л: формирование установки на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Пр.: анализ иллюстрации Нагл.: рассматривание иллюстрации Сл.: уч. диалог Пр.: работа над текстом Пр.: чтение текста Сл.: уч. диалог Пр.: списывание текста Пр.: задания к тексту Пр.: самопроверка Нагл.: уч. презентация Пр.: разбор имени прилагательного как часть речи Работа по вариантам Пр.: взаимопроверка | 13 мин | Задание по выбору сложности: Замени одним слово, близким по значению: Образец: очень сильный (мороз) – трескучий (мороз). Очень известный писатель, очень маленькая туфелька, очень жаркое лето, очень неаккуратный вид, очень худой человек, очень густой лес, очень холодная вода, очень большой завод. Слова для справок: неряшливый, тощий, крохотный, знойный, дремучий, студёный, гигантский, знаменитый. Замени имена прилагательные противоположными по значению и напишите словосочетания: Образец: грубый голос – нежный голос, грубый ответ – вежливый ответ. Густой лес (редкий), густой суп (жидкий). Кислая ягода, кислое молоко (свежее). Слабый ветер, слабые знания (крепкие). Чистый пол, чистое небо (мрачное). Горький сок, горькая доля (весёлая, радостная). | Работать с текстом упражнения Работать с иллюстрацией Заполнять пропуски Чтение текста Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки размышлять над названием текста Списывать текст Выполнять задания к тексту Сверять с эталоном Выполнять морфологический разбор имени прилагательного по вариантам Выполнять задания к тексту Осуществлять взаимопроверку по эталону | П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач; Р: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; П: смысловое чтение как осмысление цели чтения; К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; П: анализ объектов с целью выделения признаков; Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
Рефлексивный Работа по рядам Пр.: упражнение | 3 мин | Хоровая работа - Посмотрите на слайд. 1 ряд: данные словосочетания поставьте в Д.п. (на какие вопросы отвечает? Кому чему?): красивое платье, Т.п. (кем? чем?): яркое солнце, П.п. ( о ком? о чем?): умный ученик. Остальные слушают и проверяют. 2 ряд: подберите к данным именам существительным имена прилагательные такого же рода, что и существительные: снег (белый), яблоко (красное), книга ( интересная). Остальные слушают и проверяют. 3 ряд: поставьте словосочетания во мн.ч.: густое облако, новый календарь, яркая краска. Остальные слушают и проверяют. |
Изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам | К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
| 1 мин | Информация о домашнем задании | Записывать домашнее задание | П:структурирование знаний; |
Пр.: самооценка | 1 мин | - Какая тема урока сегодня была? Какую цель ставили? Добились ее? Вспомните, вначале урока мы ставили себе отметки. Она подтвердилась? У вас на партах лежат карточки с лестницей. Отметьте себя на одной из ступенек. 1-плохо понял тему, не интересно 2-было не всё понятно 3-всё понял, многому научился, всё понравилось Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен. До свидания, ребята! | Оценивать свою работу на уроке
| Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. |