СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя прилагательное. Морфологический разбор имен прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конпект урока по русскому языку по программе "Школа России". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя прилагательное. Морфологический разбор имен прилагательных»»

Конспект урока по русскому языку

Тема: « Имя прилагательное. Морфологический разбор имен прилагательных»

Цели деятельности учителя: закреплять знания об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи: определять род, число, падеж имён прилагательных; развивать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:   закрепить знания об имени прилагательном; уметь определять род, число, падеж имён прилагательных.


Личностные: формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков.


Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация, раздаточный материал.



















Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Мотивационный

Приветствие учителя

Слов.: слово учителя

Создание положительного настроя на урок

30 сек

Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесёт

Всем радость общения друг с другом.

А чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, а теперь все повернитесь и посмотрите на меня.

На полях карандашом поставьте себе ту отметку, которую хотите получить сегодня на уроке.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Актуализация знаний



Нагл.: уч. презентация

Сл.: уч. диалог

Пр.: словарный диктант, самостоятельная работа

Пр.: самопроверка по слайду



Слов.: уч. диалог

7 мин

Минутка чистописания:

Д д дд дДд

Доброе слово лечит, а злое – калечит.

Словарный диктант

- Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. - Найдите в каждом словосочетании имена прилагательные и выделите у них окончания, затем определите род, число и падеж.

: праздничная ( ж.р., ед.ч., И.п.) одежда,

маленькие ( мн.ч., И.п.) читатели,

облачная ( ж.р., ед.ч., И.п.) погода,

оранжевых ( мн.ч., Р.п.) апельсинов,

о голубом ( ср.р., ед.ч., П.п.) небе,

к яблочному ( м.р., ед.ч., Д.п.) пирогу.

- Проверяем себя, оцениваем.

Поднимите руки те, кто написал без ошибок. А теперь поднимите руки те, кто допустил 1 или 2 ошибки. Молодцы, ребята. А те, у кого допущено более 3 ошибок, не переживайте, сегодня мы с вами еще будем разбираться по данной теме.


Повторение изученного

- О какой части речи вы говорили на прошлых уроках? (имя прилагательное)

- Кто может сказать, что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета)

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( какой? какая? какое? какие?)

- С какой частью речи по смыслу связано имя прилагательное? ( имя существительное)

- Чем является имя прилагательное в предложении? ( определение)

Молодцы!

- Как вы определяли род у имен прилагательных в диктанте? ( по имени сущ., которое по смыслу связано с именем прил.)

- Как вы определяли число имен прилагательных? ( по им. сущ., которое по смыслу связано с им. прил.)

- Какая особенность есть при определении рода у имен прилагательных? ( им. прил. во мн.ч. рода не имеют). Приведите пример.

- Как еще изменяются имена прилагательные? ( так же, как и им.сущ., изменяются по падежам или склоняются)

- А как мы определяем падеж имени прилагательного? ( тоже по имени существительному, связанного с ним по смыслу).

- А что же такое начальная форма имени прилагательного? ( форма м.р. , ед.ч., И.п.)

Приведите пример. (молодой дуб, белый шкаф).

- Молодцы, ребята. Вы очень много знаете об имени прилагательном.

Открывать тетради

Записывать число, классная работа



Записывать словосочетания в тетрадь







Осуществлять самопроверку









Отвечать на вопросы

Воспроизводить знания





Вести диалог с учителем

Приводить примеры

Р: планирование последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;


П: осознавать познавательную задачу;

преобразование учебного материала, действия;











К: владеть диалогической формой коммуникации;


П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Постановка учебной задачи и ее решение

Нагл.: уч. презентация


Слов.: слово учителя, беседа

3 мин

Целеполагание

- Давайте попробуем определить тему нашего урока.

Тема: Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных.

Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Будем совершенствовать умения определять род, число, падеж имен прилагательных через работу с текстом.





Формулировать тему и задачи урока


П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию; формулирование познавательной цели и задач.

Решение частных задач





Пр.: вставлять орфограммы, работа с учебником

Нагл.: уч. презентация

Слов.: беседа


















20 мин

Закрепление. Работа в парах.

Прочитайте. Найдите в отрывке словосочетания сущ.+прил. Определите их род, число, падеж. (в тексте найти, подчеркнуть, подписать).

Июльский полдень колдовал, (м.р., ед.ч., И.п.)

Стеклянной тканью зной струился, (ж.р., ед.ч., Т.п.)

Душистый ветер набегал (м.р., ед.ч., И.п.)

И жарким вздохом уносился. (м.р., ед.ч., Т.п.)

Глядела неба глубина,

Струила огненные жала, (мн.ч., В.п.)

И смутным звоном тишина (м.р., ед.ч.,Т.п. )

В нагретом воздухе дрожала. (м.р., ед.ч., П.п.)

(К. Одинцов)

- Оцените работу своей пары.


Работа в группе:

Подберите к данным именам прилагательным противоположные по смыслу прилагательные:

Здоровый - …, медленный - …, горячий - …, тёмный - …, тяжёлый - …, узкий - …, холодный - …, трусливый - …, злой - …,кислый - … .





Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм

Обосновывать написание слов.



Прогнозировать нали­чие определённых орфограмм.

Анализировать разные способы про­верки орфограмм.

П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: уметь слушать и вступать в диалог.

П: смысловое чтение .

Физминутка

1 мин

Ж.р. – хлопнуть в ладоши, м.р. – присесть, ср.р. – головой влево в право.

Холодная погода, зимний день, жаркое солнце, вкусная слива, теплое молоко, свежая капуста, холодный квас, русский народ, белый сарафан, золотая осень, осиновая роща, горячий чай.

Повторять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Решение частных задач


Пр.: анализ иллюстрации

Нагл.: рассматривание иллюстрации

Сл.: уч. диалог


Пр.: работа над текстом


Пр.: чтение текста

Сл.: уч. диалог

Пр.: списывание текста



Пр.: задания к тексту


Пр.: самопроверка

Нагл.: уч. презентация

Пр.: разбор имени прилагательного как часть речи

Работа по вариантам







Пр.: взаимопроверка


13 мин

Задание по выбору сложности:

  1. Замени одним слово, близким по значению:

Образец: очень сильный (мороз) – трескучий (мороз).

Очень известный писатель, очень маленькая туфелька, очень жаркое лето, очень неаккуратный вид, очень худой человек, очень густой лес, очень холодная вода, очень большой завод.

Слова для справок: неряшливый, тощий, крохотный, знойный, дремучий, студёный, гигантский, знаменитый.

  1. Замени имена прилагательные противоположными по значению и напишите словосочетания:

Образец: грубый голос – нежный голос, грубый ответ – вежливый ответ.

Густой лес (редкий), густой суп (жидкий). Кислая ягода, кислое молоко (свежее). Слабый ветер, слабые знания (крепкие). Чистый пол, чистое небо (мрачное). Горький сок, горькая доля (весёлая, радостная).

Работать с текстом упражнения

Работать с иллюстрацией

Заполнять пропуски

Чтение текста

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки

размышлять над названием текста

Списывать текст

Выполнять задания к тексту

Сверять с эталоном

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного по вариантам

Выполнять задания к тексту

Осуществлять взаимопроверку по эталону

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач;

Р: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;


П: смысловое чтение как осмысление цели чтения;


К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


П: анализ объектов с целью выделения признаков;

Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Рефлексивный

Работа по рядам

Пр.: упражнение


3 мин

Хоровая работа

- Посмотрите на слайд.

1 ряд: данные словосочетания поставьте в Д.п. (на какие вопросы отвечает? Кому чему?): красивое платье, Т.п. (кем? чем?): яркое солнце, П.п. ( о ком? о чем?): умный ученик. Остальные слушают и проверяют.

2 ряд: подберите к данным именам существительным имена прилагательные такого же рода, что и существительные: снег (белый), яблоко (красное), книга ( интересная). Остальные слушают и проверяют.

3 ряд: поставьте словосочетания во мн.ч.: густое облако, новый календарь, яркая краска. Остальные слушают и проверяют.



Изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



1 мин

Информация о домашнем задании

Записывать домашнее задание

П:структурирование знаний;

Пр.: самооценка

1 мин

- Какая тема урока сегодня была? Какую цель ставили? Добились ее? Вспомните, вначале урока мы ставили себе отметки. Она подтвердилась?


У вас на партах лежат карточки с лестницей. Отметьте себя на одной из ступенек.

1-плохо понял тему, не интересно

2-было не всё понятно

3-всё понял, многому научился, всё понравилось

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен. До свидания, ребята!

Оценивать свою работу на уроке




Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

Все понял,

многому научился,

все понравилось



Было не все понятно





Плохо понял тему,

не интересно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя